АНАЛИЗ
методической работы
за 2011-2012 учебный год
МБОУ «СОШ № 9»
Рузаевского муниципального
района Директор школы: Винокурова И.А.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Учитывая уровень учебно – воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно – материальной базы, а также особенностей состава учащихся в 2011-2012 учебном году была выбрана следующая методическая тема: «Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды».
Перед методическим советом школы была поставлена цель: «Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области определённого предмета и методики его преподавания». Для её реализации были сформированы следующие задачи:
- повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.
- обеспечить непрерывность образования педагогических кадров, через систему повышения квалификации на базе МРИО, муниципального методического кабинета, ШМО.
- обеспечить хороший методический уровень проведения всех видов занятий.
- повысить мотивацию учителей школы на участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий.
- Качественно подготовить и провести предметные недели и методические дни, повысить их роль в совершенствовании педагогического мастерства учителей школы.
- организовать взаимодействие с другими учебными заведениями, научно – исследовательскими учреждениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, программа методической работы. При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
*работа методического совета;
*подбор и расстановка кадров;
*повышение квалификации и категорий кадров;
*работа с МО
Основными формами методической работы в школе являются:
- тематические педсоветы;
- заседания методического совета;
- заседания методических объединений;
- методические предметные недели;
- мастер – классы и открытые уроки;
- участие в работе профессиональных сообществ, размещенных в сети
Интернет;
- работа исследовательской группы педагогов;
- работа учителей над темами самообразования;
- аттестация педагогических кадров;
- контроль курсовой системы повышения квалификации;
- консультации и анкетирование.
Анализ кадрового состава образовательного учреждения
за 2011-2012 учебный год
Количество педагогов
| Категории
| Звания
|
24
| Высшая - 7 чел.
| Почётный работник – 2 чел.
| Первая – 14
чел.
| Отличник образования – 4 чел.
| Соответствие занимаемой должности- 3 чел.
|
|
Информация о прибывших учителях
№ п/п
| ФИО учителя
| Дата рождения
| Предмет
| Разряд
| 1
| Алпатова Ирина Юрьевна
| 11.08.1989
| Английский язык
| 10 разряд
| 2
| Ермакова Марина Николаевна
| 21.02.1985
| География
| 10 разряд
| 3
| Лавриненко Ирина Александровна
| 31.05.1962
| Физика (совместитель)
| 13 разряд
|
Информация о выбывших учителях
№ п/п
| ФИО учителя
| Дата рождения
| Предмет
| Разряд
| 1
| Пракина Ольга Александровна
| 9.04.1983
| География
| 12 разряд
|
В прошедшем учебном году аттестацию прошли 3 руководителя и 2 педагога:
Винокурова И. А. – первая категория
Новикова И.В. – первая категория
Базгалева О.А. – первая категория
Советова Е.А. – высшая категория
Щербаков С.Г. – первая категория
Курсовую подготовку прошли
1. Аношкина Г. П. – 72 ч., «Электронные образовательные ресурсы в образовании»,2012 г.;
2. Ермакова М.Н. – 72 ч., «Проектная деятельность на уроках географии», 2012 г.;
3. Костюнина В.П. – 144 ч., «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»,2012 г.
4. Сергеева Т.М. – 144 ч., «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»,2012 г.
5. Малянова Н.В. – 144 ч., «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов»,2012 г.
6. Алпатова И.Ю. – 72 ч. «Реализация требований ФГОС в практике учителя иностранного языка», 2012 г.
72 ч. «Организация групповой деятельности учащихся на уроках иностранного языка», 2012 г. Контингент учащихся:
| Нач.шк.
| Основная шк.
| Средняя школа
| Всего уч-ся
| Кол-во уч-ся
| 116
| 167
| 32
| 315
| Общее кол-во классов
| 4
| 7
| 2
| 13
| Средняя наполняемость
| 29
| 24
| 16
| 24
|
Предпрофильная подготовка осуществляется с 2007-08 учебного года.
В рамках предпрофильной подготовки велась следующая работа:
Проведение элективных курсов; информационная работа с учащимися и с родителями. Оказывалась психолого-педагогическая поддержка в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Осуществлялось сотрудничество классных руководителей со специалистами службы занятости.
Как и в предыдущем году, в 2011-2012 учебном году учебный план 10,11 классов разработан с учетом информационно-технологического профиля, что значительно расширяет кругозор учащихся в определенной образовательной области, более полно учитывает интересы, склонности и способности учеников, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Результатом обучения по информационно-технологическому профилю стал выбор выпускниками школы соответствующих факультетов и специальностей МГУ им. Н. П. Огарева, МГПИ им. М.Е. Евсевьева.
Планируется продолжить работу по предпрофильной подготовке в 9-х классах и переход всех классов на обучение по ФГОС
Высшей формой коллективной методической работы является Педагогический совет. В 2011-2012 учебном году были проведены следующие тематические педсоветы: Месяц
| Тема педсовета
| август
| 1.Анализ работы школы в 2010-2011 учебном году. 2 . Цели, задачи, направление деятельности педагогического коллектива на 2011-2012 учебный год.
3. Утверждение плана работы на 2011-2012 учебный год
| ноябрь
| 1.Роль моего предмета в будущей жизни ученика 2. Итоги 1 четверти.
| январь
| 1. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками 2. Итоги 1 полугодия.
| март
| 1. Работа начальной ступени по новому федеральному государственному образовательному стандарту. 2. Итоги 3 четверти.
| май
| 1. О переводе учащихся 1-4 классов в следующий класс.
2. О переводе учащихся 5-8, 10 классов в следующий класс.
3. О допуске учащихся 9,11 классов к сдаче итоговой государственной аттестации
| июнь
| 1. Об окончании учащимися 9-х классов основной школы.
2. Об окончании учащимися 11-х классов средней школы (итоги экзаменов).
|
В течение учебного года прошло пять заседаний Методического совета, на которых были рассмотрены вопросы по определению содержания, форм и методов повышения квалификации учителей, подготовке проведения районных семинаров, выдвижение педагогических работников на соискание денежного поощрения и выдвижение работников для участия в муниципальном конкурсе «Учитель года – 2012».
Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные методические объединения. В школе в течение последних лет работают 6 методических объединений учителей. Руководителями МО являются опытные учителя, поэтому система учебно-методических задач в школе решается на достаточно высоком уровне:
- начальных классов /5 человек/ - рук. Костюнина В.П.
- учителей - филологов /6 человек/ - рук. Ключникова Н.А.
- учителей математики и естествознания /6 человек/ - рук. Демашов А.В.
- учителей истории, обществознания, географии /3 человека/ - рук. Советова Е.А.
- учителей физкультуры, технологии, музыки /3 человека/ - рук. Бодрова И. В.
- классных руководителей /13 человек/ - рук. Базгалёва О.А.
Школьные методические объединения обеспечивали планомерную методическую работу с учителями школы, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной и исследовательской деятельности. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Успешно рассматривались и решались следующие вопросы:
- работа с образовательными стандартами;
- методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
- формы и методы промежуточного и итогового контроля;
- работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению;
- организация внеклассной работы по предмету;
- использование современных технологий;
- проблемы современного урока;
- работа с одаренными детьми;
- поиск эффективных путей психологической, технической и методической подготовки к ЕГЭ, итоговой аттестации
Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабыми и мотивированными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностики.
Особое внимание в работе ШМО и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока.
В 2011-2012 учебном году в школе были проведены открытые уроки по следующим темам:
«Животворящая сила глагола» - 6 кл., Обухова О. В.;
«Уроки русской классической литературы» - 11 кл, Щербакова Л. В.,
«В гостях у существительного» - 5 кл., Ключникова Н.А.;
«Развитие монологической речи. Числительные » - 2 кл., Алпатова И.Ю.;
«Десятичные дроби» -5 кл., Косырева В. В.;
«Теорема Пифагора» - 8б кл., Барсукова О.И..;
«Двоичная система счисления» - 9б кл., Демашов А.В..;
«Векторная графика» - 8а кл., Демашов А.В.
«Источники электрического тока» - 8а кл., Лавриненко И.А.
«Культура Японии» - 11 кл., Ермакова М.Н..;
«Что такое Бенилюкс?» - 3 кл., Ермакова М.Н.
«Битва за Москву» - 11 кл., Илюшкина В.М.
«Путешествие в Африку. Чтение слов и предложений с буквой «ф» - 1 кл., Костюнина Т.Д.
«Устные вычисления в пределах 100» - 2 кл., Малянова Н.В.
«Водоемы родного края» - 4 кл., Сергеева Т.М. и др.
Из анализа посещенных администрацией уроков у учителей прослеживается следующие тенденции в работе:
- 10% учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
- у некоторых преподавателей домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- учителя не в полной мере используют в полном объеме ТСО, наглядные средства обучения.
Определенные недостатки в организации учебно - воспитательного процесса отмечаются у специалистов, имеющих большой стаж работы и новых учителей.
В 2011-2012 году был проведен внешний мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обученности учащихся 6 класса по биологии (учитель Аношкина Г.П.):, 9-х классов по физике (Лавриненко И.А.). Качество знаний по биологии – 48% , по физике –40%.
Результаты анализировались на заседаниях МО, были даны рекомендации.
Традиционными видами работ являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В учебном году было проведено 5 предметных недель (математики, биологии и химии, иностранного языка, русского языка и литературы, истории и географии, литературного чтения в начальной школе). В них приняло участие до 95 % учащихся. Применялись самые разные формы и методы проведения. Все учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности. Создали праздничную атмосферу. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять их в различных ситуациях, неординарные решения трудных вопросов. Предметные недели были подготовлены и проведены на высоком уровне. Особенно интересно прошли следующие мероприятия: Мероприятие
| Учитель
| класс
| Открытый урок «Введение в геометрию»
| Антипова Е.А.
| 3
| Открытый урок «Решение квадратных уравнений»
| Барсукова О.И.
| 8б
| Открытый урок «Экспериментальная физика»
| Лавриненко И.А.
| 9б
| Открытый урок «Задачи оптимального планирования»
| Демашов А.В.
| 11
| Интеллектуальное казино по информатике
| Азов Е.Ю. (студент-практикант). Рук. Демашов А.В.
| 11
| Информатик-шоу
| Демашов А.В.
| 4
| Внеклассное мероприятие по математике, физике и информатике «Своя игра»
| Златорунская Е.С. (студентка-практикантка) рук. Демашов А.В.
| 10
| Конкурс сочинений на тему «Мой Мордовский край»
| Ключникова Н. А.
Обухова О.В.
Щербакова Л.В.
| 5-7
| Внеклассное мероприятие по культуре речи
| Ключникова Н. А.
Обухова О.В.
Щербакова Л.В.
| 8-11
| Вечер сказок в начальной школе
| Алпатова И.Ю.
Алпатова В.А.
| 3-4
| «Химический вечер»
| Аношкина Г.П.
| 4
| Уроки волшебства
| Аношкина Г.П.
| 1
| Фотоконкурс «Мир цветов и животных»
| Аношкина Г.П.
| 1-11
| Открытый урок «Химические лабиринты по теме «Металлы»
| Аношкина Г.П.
| 9б
|
Традиционным стало проведение Дня открытых дверей в начальной школе. В рамках этого мероприятия были даны открытые уроки: «Слова с безударной гласной в корне слова» (3 кл. Костюнина В.П.), «Зеленая аптека» (2 кл., Малянова Н.В.), уроки английского языка, информатики и др. Классный час «Школьный этикет» (1 кл., Костюнина Т.Д.), смотр знаний по чтению (4 кл., Сергеева Т.М.), родительское собрание на тему «Исследовательская деятельность младших школьников» (3 кл., Костюнина В.П.).
В школе постоянно идёт обобщение опыта работы педагогов. В 2011-2012 учебном году на школьном уровне обобщен опыт работы учителя обществознания Советовой Е.А. по новым формам проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий, предметной недели.
Учителя активно публикуют свои статьи, конспекты уроков, методические разработки в периодических изданиях и интернет-порталах для педагогов школ:
|