Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
«Ромашка»
Конспект открытого занятия
По разделу «Ребенок и окружающий мир»
Тема: «Урок вежливости»
для детей старшей группы
(5 – 6 лет)
Составитель:
воспитатель
Павлик
Татьяна Викторовна
г. Советский Программное содержание:
Формировать у детей элементарные правила вежливости; представления о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей, пополнять словарный запас новыми словами: вежливый, культурный, воспитанный, сочувствовать, этикет, культура поведения, гордиться.
Индивидуальная работа:
Привлекать к участию на занятии, в беседе малоактивных детей
Предварительная работа:
Чтение художественного произведения С. Михалкова «Что такое хорошо, что такое плохо»;
чтение, рассматривание иллюстрированного пособия «Правила поведения для воспитанных детей»;
наблюдения друг за другом и окружающими на прогулке, в группе;
беседы с детьми по теме вне занятий.
Материал:
Атрибуты к игре «Автобус» (руль, фуражка водителя);
фотографии женщины с ребенком, пожилого человека;
грамоты похвальные;
исполнитель роли «Мальчик - неряха».
Методические приемы:
Вводная беседа
Игровой момент
Физминутка
Решение проблемной ситуации
Итог
Ход занятия: Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете.
Этикет - это правила вежливости и культуры поведения. Ваши мамы, папы, и конечно же, мы, воспитатели, хотим, чтобы вы выросли вежливыми, культурными людьми. А что значит быть культурным человеком?
Дети: Добрый, хорошо себя ведет, уважает людей, делает добрые
дела, уважает окружающих (старых, родителей и т.д.).
Воспитатель:
А я добавлю, что такие люди не смеются над бедой других, обещания свои выполняют, слабым помогают. Всему этому нужно учиться каждый день, и тогда все ваши друзья, родители, воспитатели будут вами гордиться. О том, какой человек говорит его внешность. Культурный человек всегда опрятно, аккуратно, чисто одет, причесан. На него приятно смотреть. Стук в дверь. Заходит мальчик - неряха (одежда неопрятная, сандалии обуты не правильно, рубашка торчит, лицо испачкано). Проходит, садится рядом с детьми. Воспитатель: Здравствуй, Саша!
Мальчик молчит.
Воспитатель: Что с тобой случилось? Почему ты так плохо выглядишь?
Саша: Я проспал, и так сойдет.
Воспитатель: Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно
одет. С таким неряхой вы вряд ли согласились куда -нибудь пойти.
Надо исправлять положение. Ребята, как можно исправить?
Дети: Во - первых, он зашел, не поздоровался с нами.
Его нужно умыть, причесать, привести в порядок одежду.
Саша: Не надо со мной ничего делать, мне и так хорошо.
Воспитатель: Саша, я предлагаю тебе посидеть у нас, послушать, что знают дети о
культуре поведения.
Дети по очереди отвечают.
Юля: Каждому ребенку нужно знать волшебные слова, и всегда их использовать.
Потому, что они нам в жизни всегда помогают.
Воспитатель: Что же это за слова?
Данил: Добрый день
Полина: Будьте здоровы
Ваня: Пожалуйста
Яна: Спасибо
Валера: Простите Пока дети с воспитателем ведут беседу, мальчик Саша из кармана вытряхивает мусор и бросает его на пол.
Воспитатель: Что ты делаешь?
Саша: Мусор мне в кармане мешает.
Воспитатель: Разве можно так поступать?
Дети: Нельзя. Это некрасиво.
Воспитатель: Да, верно. Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что бросая везде мусор, люди засоряют все вокруг себя: улицы,
лес, другие места. Мусор нужно бросать в специальные корзины и урны.
Воспитатель:
Правильно, молодцы, и тогда наши улицы, города, лес станут чистыми, воздух свежим, и тогда люди не будут болеть. А сейчас предлагаю вашему вниманию загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на куриных тонких ножках,
Не в резиновых сапожках.
Дети: Это автобус. Воспитатель:
Правильно. Прошу вас подойти ко мне. Многие из нас в детский сад, на работу ездят на автобусе. А автобус это общественный транспорт. Я вас приглашаю на прогулку по территории детского сада, и тебя Саша, мы тоже приглашаем. Но прежде, давайте отдохнем. Физминутка:
Раз! Два! Три! Четыре! Три! Четыре! Раз! Два!
Кто шагает дружно в ряд?
Наш веселый детский сад!
Все ребята смелые, дружные, умелые! А сейчас заходите в наш «автобус», рассаживайтесь по местам.
Шофером будет: (воспитатель выбирает шофера из числа детей)
Ну, шофер, заводи, поехали. Мальчик Саша начинает вертеться, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться. Воспитатель:
Ребята, обратите внимание на то, как ведет себя Саша. Он толкается, громко разговаривает, ногами встал на сиденье, всех перепачкал. Можно ли так вести себя в общественном транспорте?
Дети: Нужно сидеть спокойно, не шуметь, не кричать, не отвлекать водителя. Воспитатель: А сейчас, внимание!
Воспитатель показывает фотографию старого человека:
В автобус вошел старый человек. Ваши действия.
Дети: Поздороваться, уступить место, сказать «Садитесь пожалуйста». Воспитатель: Хорошо.
Показывает фотографию женщины с ребенком:
Вошла мама с ребенком. Что вы должны сделать?
Дети: Уступить место.
Воспитатель:
Молодцы! Так ведут себя вежливые, воспитанные пассажиры.
Ну вот, наша прогулка подошла к концу.
Ребята, мне нужно вам кое - что сообщить. На самом деле Саша, хороший мальчик, воспитанный, вежливый. Я попросила его сыграть роль неряхи, чтобы вы посмотрели со стороны на таких не воспитанных детей, и никогда такими не были, чтобы взрослые за вас не краснели. Спасибо, Саша. Ты мне помог. А за ваши, ребята, знания и умения, вручаю каждому похвальную грамоту. Воспитатель вручает грамоты. Занятие окончено. |