Скачать 333.98 Kb.
|
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту». Практика по воспитательной работе npoводится на базе разных типов общеобразовательных школ . В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, помощника воспитателя ГПД ( группа продленного дня). В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи: - овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, ГПД, с отдельными учащимися; - накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД; - освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ; - овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников. В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности: - знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией; основными направлениями воспитательной работы в школе, классе, ГПД; - наблюдают за работой педагогического коллектива, системой работы классного руководителя, воспитателя ГПД; руководителя кружка или секции; -изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста; - оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками; - самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоровительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.); -принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: спортивных и других праздников, КВНов, конференций и т.д. В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями: -наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в ГПД; - определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определить последовательность работы, привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы); - изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса и ГПД; - проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися ( коллективные и индивидуальные). Подготовка студентов к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения студентов на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледжах и училищах. Внеклассная работа менее регламентирована, чем учебная деятельность, это дает возможность менять ее содержание, организационные формы и методы. Комплексный подход к организации внеклассной воспитательной работы требует, чтобы учитель полнее и всестороннее использовал развивающие и воспитывающие функции различных видов деятельности учащихся. При проведении любого внеклассного мероприятия необходимо учитывать следующие моменты: - тема должна быть интересной для данного возраста учащихся; - осознаваться цель проводимого занятия; -необходима соответствующая предварительная подготовка учителя и воспитанников, активное включение их на всех этапах; - четкое определение приемов, методов и средств, которыми учитель воспользуется; - в зависимости от темы мероприятия учитель определяет свое эмоциональное поведение, тон, мимику, жесты. После проведения внеклассного мероприятия учителю необходимо сделать выводы: что получилось, что нет и почему. Целесообразно привлекать к анализу самих детей. При этом можно использовать «цветопись» (воспитанники или показывают цветные карточки, определяющие их настроение и отношение к занятию, или закрашивают квадратики на специальном стенде, или прикрепляют к одежде соответствующий цветок). По складывающейся палитре цветов можно достаточно достоверно судить об отношении всех ребят, выявить степень их активности, инициативности, совладения или несовпадения оценок и интересов). Студенту-практиканту необходимо помнить, что в ходе практики он включается в целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Воспитательное дело –лишь форма проявления целостного педагогическою процесса, одно из звеньев единой учебно-воспитательной работы. И чтобы отдельное взаимодействие с детьми стало действительно звеном системы, необходимо ознакомиться с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы учителя с учащимися на предшествующих этапах, изучить учащихся и детский коллектив. Только на этой основе можно правильно определить цель и задачи каждого мероприятия, систематизировать множество отдельных педагогических действий при его подготовке и проведении. Воспитательное дело должно возникать естественно из конкретных, жизненных ситуаций в классе, школе, в окружающей среде. При планировании следует учитывать, во-первых, условия жизни и среды, национальной культуры, традиций; во-вторых, возрастные и индивидуальные особенности детей данного класса, их интересы; в-третьих, задачи воспитательной работы с определенным классом, проблемы, которые они обсуждают; в-четвертых, особенности школьного коллектива. Вся подготовка и организация воспитательного дела направлены на формирование и развитие отношений учащихся к окружающим их людям и вещам, повышение уровня воспитанности детей. В процессе каждого взаимодействия решается комплекс воспитательных задач. Одной из задач первого этапа практики является изучение детей и детского коллектива. В настоящее время стали достаточно доступными многообразные методики изучения и диагностики личности* ребенка. Изучая учащегося, надо познакомиться с самой разнообразной информацией, связанной с ним: побеседовать (и неоднократно) с ребенком, учителями класса, психологом, школьным врачом; посетить семью и встретиться с родителями, провести длительное наблюдение за ребенком на уроках, переменах, в ситуациях организованного и свободного общения со сверстниками, учителями, старшими учащимися; выяснить положение ребенка во внутриколлективных взаимоотношениях, проведя социометрию в классе. Безусловно, более пристальное внимание необходимо уделить сложным детям с трудностями и проблемами. Одним из важнейших элементов практики по воспитательной работе является обучение студентов выделению педагогического явления из целостного педагогического процесса и его анализ, который постепенно обогащается самоанализом, когда студенты начинают самостоятельно проводить воспитательную работу с детьми. Обычно наблюдение проводится в естественной обстановке: на уроке в классе, во время игры и т.д. Действия и высказывания ребенка могут служить показателями тех или иных психических процессов. Следовательно, задачей наблюдения становится не просто фиксация внешних действий самих по себе, а реконструирование и раскрытие их внутреннего психического содержания. При организации наблюдения следует помнить, что обработка и интерпретация полученных данных возможны лишь с учетом общей картины активности класса и деятельности преподавателя. Особо следует обратить внимание на: -наличие цели, которая получает отражение в плане наблюдения; - специфику условий наблюдения (наблюдение должно проводиться в естественных условиях. Не следует вмешиваться в ход наблюдаемых явлений); - характер записей (записи следует вести в соответствии с вопросами, которые ставятся в процессе наблюдения. Всякий наблюдаемый факт должен быть зафиксирован в таком виде, в котором этот факт или явление существовали как нечто реальное); - интерпретацию данных (фиксация данных должна перерастать в объяснение. При интерпретации результатов следует учитывать неоднозначность отношений между поведением и его внутренним психологическим содержанием). Анализу и самоанализу студент учится при обсуждении проводимых практикантами занятий, открытых занятий учителей, при оценке своей работы. Первоначально образцы анализа и самоанализа студентам дают учителя и методисты, педагог и психолог, присутствовавшие на занятии. И лишь постепенно эталон анализа и самоанализа начинает складываться из оценок и самооценок самих студентов. Поэтому грамотный, профессиональный анализ всего, что видят студенты на практике, должен стать одним из серьезнейших условий качественной подготовки будущего учителя. Творческая работа учителя возможна только при условии самостоятельного критического отношения к педагогическим фактам и явлениям, их педагогического анализа, развития педагогической наблюдательности учителя и навыков самоанализа. Эти качества будущему учителю необходимо развивать с первого года обучения, чему в немалой степени способствует ведение педагогического дневника. который является средством педагогического самообразования и самовоспитания будущего специалиста. «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, - отмечал А.С.Макаренко, - в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах... Ведение такого дневника может характеризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника...» (Методика организации воспитательного процесса. - Соч.: В 7 т. - М. - Т. 5. - С. 88). Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого ребенка во взаимоотношениях с товарищами и коллективом, прослеживать динамику развития детского коллектива и личности школьника, овладевать методикой правильной оценки дел и поступков детей и своих собственных, умений анализировать и оценивать воспитательные дела. Педагогический дневник - это рабочий документ студента. В нем планируется педагогическая организаторская деятельность студента, деятельность детского коллектива, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в школе и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы. Педагогический дневник предназначен также для накопления современных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику или где проводятся лабораторные занятия. Ценно для будущего учителя многое: планы работы классного руководителя и предметных кружков, планы воспитателя ГПД; новые дидактические средства, используемые учителями; различные средства контроля; педагогические находки в оформлении кабинетов, новые формы внеклассной работы и т.п. Систематический сбор подобного материала позволит молодому учителю заложить основы своей педагогической лаборатории, которая в будущем будет развиваться, пополняться и обогащаться. Педагогический дневник выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные в школе, анализируется интересный педагогический опыт, обсуждаются сложные педагогические ситуации. Педагогический дневник является обязательным документом педагогической практики. Он проверяется руководителем группы, может просматриваться преподавателем педагогики. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении зачетов и оценок за педагогическую практику. В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с практики по воспитательной работе, включающей в себя овладение будущим учителем методикой воспитательной работы во всем ее многообразии и сложности, и обучение студентов умениям психолого-педагогического наблюдения и анализа. И современных условиях в связи с гуманизацией всего образовательно-воспитательного процесса требования к организации воспитательной работы следующие: - личностно-ориентированный подход в воспитании (принцип- уникальности и своеобразия личности каждого ребенка как высшей социальной ценности); - единство обучения, воспитания и развития; - природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных и половых различий в воспитательной работе); культуросообразность и национальное своеобразие воспитание в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру и культуру других народов); -гуманизация межличностных отношений (уважительные отношения между педагогами и детьми, основанные на принципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и понимании к ним; создание психологического комфорта, ситуации успеха, доверия, соревновательности; диалогичность общения); -гуманитаризация воспитания (приобщение личности к мировой культуре, воспитание экологического планетарного Мышления); -дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия детей, учителей, родителей, условий семьи, школы, социума); -средовой подход в воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения - семьи, учреждений дополнительного образования; привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предприятий); - эстетизация среды( комфорт, красота, уют, чистота помещений, эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений); - рациональное и оптимизация организации педагогического процесса, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку и cnособствующие сохранению и укреплению его здоровья, обеспечивающие его психологическую защищенность, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы. ■ Важнейшими свойствами воспитательного процесса выступают его динамизм, мобильность, изменчивость, неочевидность результата. Воспитательная работа требует от студента определенной готовности. Готовность студентов к этому виду педагогической деятельности определяется как сложное личностное психическое состояние. Как профессионально значимое личностное образование это: положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности; - профессионально значимые черты характера и способности; - педагогически ориентированные особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, динамизм и устойчивость эмоционально-волевых процессов; - соответствующие знания, умения, навыки и нравственно-этические установки. Психическое состояние готовности определяется наличием компонентов: - мотивационных (потребность успешно ВЫПОЛНИТЬ задания практики, интерес к процесс) их решения, стремление добиться успеха); -познавательных (понимание воспитательных 1адач, оценка их значимости, знание способов решении и возникающих проблем); -процессуальных (вооружение студентов необходимыми умениями и навыками реализации воспитательных задач, умение конструировать необходимые ситуации); -эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость). Практика по воспитательной работе npoводится на базе разных типов общеобразовательных школ . В период данного вида практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, помощника воспитателя ГПД. В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи: - овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, ГПД, с отдельными учащимися; - накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД; - освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ; - овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников. |
Программа фольклорной практики Направление 45. 03. 01 Филология Квалификация... Студенты на практике не только углубляют и расширяют знания по русскому устному народному творчеству, но и знакомятся с народным... | Рабочая программа хранятся в 2 экземплярах: один экземпляр у учителя,... Умк, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе | ||
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно—коммуникативных, в процессе обучения предмету и воспитательной... | Сводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального... Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение... | ||
Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической... | Практики должна соответствовать профилю и направлению «Информационная... Практика имеет целью получение практических навыков работы по выбранной специальности на профильных предприятиях (организациях, учреждениях).... | ||
Планирование воспитательной работы на 2008/2009 учебный год Отчет классных руководителей о воспитательной работе проделанной в 1 четверти (5-6 класс) | Московский государственный медико-стоматологический университет Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи | ||
Рабочая программа дисциплины «Современные социологические теории» Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Милославского района, Рязанской области в составе: Свиридова Н. А. – директор моу «Центральная средняя общеобразовательная школа»,... | ||
Отчет по воспитательной работе за 2011 -2012 учебного года Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию воспитательных задач | Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном... Организация планирования и анализа уроков в деятельностном подходе в процессе прохождения практики | ||
Портфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности... Консультант: Давлетшина А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования уипкпро | Пояснительная записка. Цель курса Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи | ||
Руководитель программы: директор мкскоу школы-интерната VIII вида... Система организации контроля за исполнением Программы осуществляется посредством составления аналитических справок, ежемесячного... | Отчет по работе экологической площадки Гурылева Наталья Владимировна,... ... |