Процессе практики по воспитательной работе решаются





Скачать 333.98 Kb.
НазваниеПроцессе практики по воспитательной работе решаются
страница1/3
Дата публикации05.10.2013
Размер333.98 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Культура > Методическое пособие
  1   2   3
Методическое пособие «В помощь студенту-практиканту».

Практика по воспитательной работе npoводится на базе

разных типов общеобразовательных школ . В период данного

вида практики студенты выступают в роли помощника класс­ного руководителя, помощника воспитателя ГПД ( группа продленного дня).

В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, ГПД, с отдельными уча­щимися;

- накопление представлений о характере и содержании вне­урочной воспитательной деятельности и функциональных обя­занностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

- знакомятся с учебно-материальной базой школы и доку­ментацией; основными направлениями воспитательной рабо­ты в школе, классе, ГПД;

- наблюдают за работой педагогического коллектива, сис­темой работы классного руководителя, воспитателя ГПД; руководителя кружка или секции;

-изучают психолого-педагогические особенности разви­тия учащихся различного возраста;

- оказывают помощь педагогам в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;

- самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, опе­рации милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоро­вительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.д.);

-принимают участие в подготовке и проведении обще­школьных дел: спортивных и других праздников, КВНов, кон­ференций и т.д.
В процессе практики студенты должны овладеть следую­щими умениями:

-наблюдать, анализировать и планировать воспитатель­ную работу в классе, в ГПД;

- определять конкретные воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- организовывать детский коллектив на выполнение по­ставленных задач (определить последовательность работы,

привлечь или сформировать актив, помочь выбрать наиболее эффективные приемы и методы, организовать контроль и подведение итогов работы);

- изучать личность школьника и коллектив учащихся в условиях класса и ГПД;

- проводить отдельные виды воспитательной работы с учащимися ( коллективные и индивидуальные).

Подготовка студентов к данному виду практики осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения студентов на факультативах, в различных кружках и клубных объединениях по интересам, действующих в колледжах и училищах.
Внеклассная работа менее регламентирована, чем учебная деятельность, это дает возможность менять ее содержание, организационные формы и методы. Комплексный подход к организации внеклассной воспитательной работы требует, чтобы учитель полнее и всестороннее использовал развиваю­щие и воспитывающие функции различных видов деятельно­сти учащихся.

При проведении любого внеклассного мероприятия необ­ходимо учитывать следующие моменты:

- тема должна быть интересной для данного возраста уча­щихся;

- осознаваться цель проводимого занятия;

-необходима соответствующая предварительная подго­товка учителя и воспитанников, активное включение их на всех этапах;

- четкое определение приемов, методов и средств, которы­ми учитель воспользуется;

- в зависимости от темы мероприятия учитель определяет свое эмоциональное поведение, тон, мимику, жесты.

После проведения внеклассного мероприятия учителю не­обходимо сделать выводы: что получилось, что нет и почему. Целесообразно привлекать к анализу самих детей. При этом можно использовать «цветопись» (воспитанники или показы­вают цветные карточки, определяющие их настроение и от­ношение к занятию, или закрашивают квадратики на специ­альном стенде, или прикрепляют к одежде соответствующий цветок). По складывающейся палитре цветов можно доста­точно достоверно судить об отношении всех ребят, выявить степень их активности, инициативности, совладения или не­совпадения оценок и интересов).

Студенту-практиканту необходимо помнить, что в ходе практики он включается в целенаправленный учебно-вос­питательный процесс. Воспитательное дело –лишь форма про­явления целостного педагогическою процесса, одно из звеньев единой учебно-воспитательной работы. И чтобы отдельное взаимодействие с детьми стало действительно звеном систе­мы, необходимо ознакомиться с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы учителя с учащимися на предшествующих этапах, изучить учащихся и детский коллек­тив. Только на этой основе можно правильно определить цель и задачи каждого мероприятия, систематизировать множество отдельных педагогических действий при его подготовке и проведении.

Воспитательное дело должно возникать естественно из конкретных, жизненных ситуаций в классе, школе, в окру­жающей среде. При планировании следует учитывать, во-первых, условия жизни и среды, национальной культуры, традиций; во-вторых, возрастные и индивидуальные особен­ности детей данного класса, их интересы; в-третьих, задачи воспитательной работы с определенным классом, проблемы, которые они обсуждают; в-четвертых, особенности школьно­го коллектива.

Вся подготовка и организация воспитательного дела на­правлены на формирование и развитие отношений учащихся к окружающим их людям и вещам, повышение уровня воспи­танности детей. В процессе каждого взаимодействия решается комплекс воспитательных задач.
Одной из задач первого этапа практики является изучение детей и детского коллектива. В настоящее время стали доста­точно доступными многообразные методики изучения и диаг­ностики личности* ребенка. Изучая учащегося, надо познако­миться с самой разнообразной информацией, связанной с ним: побеседовать (и неоднократно) с ребенком, учителями класса, психологом, школьным врачом; посетить семью и встретиться с родителями, провести длительное наблюдение за ребенком на уроках, переменах, в ситуациях организован­ного и свободного общения со сверстниками, учителями, старшими учащимися; выяснить положение ребенка во внутриколлективных взаимоотношениях, проведя социометрию в классе. Безусловно, более пристальное внимание необходимо уделить сложным детям с трудностями и проблемами.

Одним из важнейших элементов практики по воспитатель­ной работе является обучение студентов выделению педагоги­ческого явления из целостного педагогического процесса и его анализ, который постепенно обогащается самоанализом, когда студенты начинают самостоятельно проводить воспитательную работу с детьми. Обычно наблюдение проводится в естественной обстановке: на уроке в классе, во время игры и т.д. Действия и высказывания ребенка могут служить пока­зателями тех или иных психических процессов. Следователь­но, задачей наблюдения становится не просто фиксация внеш­них действий самих по себе, а реконструирование и раскрытие их внутреннего психического содержания.

При организации наблюдения следует помнить, что обра­ботка и интерпретация полученных данных возможны лишь с учетом общей картины активности класса и деятельности преподавателя. Особо следует обратить внимание на:

-наличие цели, которая получает отражение в плане на­блюдения;

- специфику условий наблюдения (наблюдение должно про­водиться в естественных условиях. Не следует вмешиваться в ход наблюдаемых явлений);

- характер записей (записи следует вести в соответствии с вопросами, которые ставятся в процессе наблюдения. Вся­кий наблюдаемый факт должен быть зафиксирован в таком виде, в котором этот факт или явление существовали как нечто реальное);

- интерпретацию данных (фиксация данных должна пере­растать в объяснение. При интерпретации результатов следу­ет учитывать неоднозначность отношений между поведением и его внутренним психологическим содержанием).

Анализу и самоанализу студент учится при обсуждении проводимых практикантами занятий, открытых занятий учи­телей, при оценке своей работы. Первоначально образцы анализа и самоанализа студентам дают учителя и методисты, педагог и психолог, присутствовавшие на занятии. И лишь постепенно эталон анализа и самоанализа начинает склады­ваться из оценок и самооценок самих студентов. Поэтому грамотный, профессиональный анализ всего, что видят сту­денты на практике, должен стать одним из серьезнейших ус­ловий качественной подготовки будущего учителя.

Творческая работа учителя возможна только при условии самостоятельного критического отношения к педагогическим фактам и явлениям, их педагогического анализа, развития педагогической наблюдательности учителя и навыков само­анализа. Эти качества будущему учителю необходимо разви­вать с первого года обучения, чему в немалой степени способ­ствует ведение педагогического дневника. который является средством педагогического самообразования и самовоспита­ния будущего специалиста. «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, - отмечал А.С.Ма­каренко, - в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах... Ведение такого дневника может характе­ризовать качество работы воспитателя и служить известным мерилом его ценности как работника...» (Методика организа­ции воспитательного процесса. - Соч.: В 7 т. - М. - Т. 5. - С. 88).

Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого ребенка во взаимоотношениях с товарищами и кол­лективом, прослеживать динамику развития детского коллек­тива и личности школьника, овладевать методикой правильной оценки дел и поступков детей и своих собственных, умений анализировать и оценивать воспитательные дела.

Педагогиче­ский дневник - это рабочий документ студента. В нем планиру­ется педагогическая организаторская деятельность студента, деятельность детского коллектива, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в школе и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обоб­щения, намечаются педагогические перспективы.

Педагогический дневник предназначен также для накопле­ния современных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику или где прово­дятся лабораторные занятия. Ценно для будущего учителя многое: планы работы классного руководителя и предметных кружков, планы воспитателя ГПД; новые дидактические сред­ства, используемые учителями; различные средства контроля; педагогические находки в оформлении кабинетов, новые формы внеклассной работы и т.п. Систематический сбор по­добного материала позволит молодому учителю заложить основы своей педагогической лаборатории, которая в буду­щем будет развиваться, пополняться и обогащаться.

Педагогический дневник выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные в школе, анализируется интересный педагогиче­ский опыт, обсуждаются сложные педагогические ситуации.

Педагогический дневник является обязательным докумен­том педагогической практики. Он проверяется руководителем группы, может просматриваться преподавателем педагогики. Состояние педагогических дневников учитывается при вы­ставлении зачетов и оценок за педагогическую практику.

В сложившейся системе педагогического образования педагогическая практика начинается с практики по воспитательной работе, включающей в себя овладение будущим учителем методикой воспитательной работы во всем ее многообразии и сложности, и обучение студентов умениям психолого-педагогического наблюдения и анализа. И современных условиях в связи с гуманизацией всего образовательно-воспитательного процесса требования к организации воспитательной работы следующие:
- личностно-ориентированный подход в воспитании (при­нцип- уникальности и своеобразия личности каждого ребенка как высшей социальной ценности);

- единство обучения, воспитания и развития;

- природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребенка, учет возрастных и половых различий в воспитательной работе);

культуросообразность и национальное своеобразие воспитание в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру и культуру других народов);

-гуманизация межличностных отношений (уважительные отношения между педагогами и детьми, основанные на прин­ципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и понимании к ним; создание психологического комфорта, ситуации успеха, доверия, соревновательности; диалогичность общения);

-гуманитаризация воспитания (приобщение личности к мировой культуре, воспитание экологического планетарного Мышления);

-дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом своеобразия детей, учителей, родителей, условий семьи, школы, социума);

-средовой подход в воспитании (включение в жизнь уча­щихся забот и проблем ближайшего окружения - семьи, учреждений дополнительного образования; привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предприятий);

- эстетизация среды( комфорт, красота, уют, чистота помещений, эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений);

- рациональное и оптимизация организации педагоги­ческого процесса, основанные на преемственности содержа­ния, форм, методов и требований к ребенку и cnособствующие сохранению и укреплению его здоровья, обеспечивающие его психологическую защищенность, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы.

■ Важнейшими свойствами воспитательного процесса выступают его динамизм, мобильность, изменчивость, неочевидность результата.

Воспитательная работа требует от студента определенной готовности.

Готовность студентов к этому виду педагогической деятельности определяется как сложное личностное психическое состояние.
Как профессионально значимое личностное образование это: положительное отношение к воспитательной деятельно­сти, достаточно устойчивые мотивы деятельности;

- профессионально значимые черты характера и способности;

- педагогически ориентированные особенности воспри­ятия, внимания, мышления, памяти, динамизм и устойчивость эмоционально-волевых процессов;

- соответствующие знания, умения, навыки и нравственно-этические установки.
Психическое состояние готовности определяется наличием компонентов:

- мотивационных (потребность успешно ВЫПОЛНИТЬ зада­ния практики, интерес к процесс) их решения, стремление добиться успеха);

-познавательных (понимание воспитательных 1адач, оцен­ка их значимости, знание способов решении и возникающих проблем);

-процессуальных (вооружение студентов необходимыми умения­ми и навыками реализации воспитательных задач, умение конструировать необходимые ситуации);

-эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость).

Практика по воспитательной работе npoводится на базе

разных типов общеобразовательных школ . В период данного

вида практики студенты выступают в роли помощника класс­ного руководителя, помощника воспитателя ГПД.

В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

- овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, ГПД, с отдельными уча­щимися;

- накопление представлений о характере и содержании вне­урочной воспитательной деятельности и функциональных обя­занностях учителя, классного руководителя, воспитателя ГПД;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Процессе практики по воспитательной работе решаются iconПрограмма фольклорной практики Направление 45. 03. 01 Филология Квалификация...
Студенты на практике не только углубляют и расширяют знания по русскому устному народному творчеству, но и знакомятся с народным...
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconРабочая программа хранятся в 2 экземплярах: один экземпляр у учителя,...
Умк, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе
Процессе практики по воспитательной работе решаются icon1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно—коммуникативных, в процессе обучения предмету и воспитательной...
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconСводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального...
Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение...
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconМетодические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconПрактики должна соответствовать профилю и направлению «Информационная...
Практика имеет целью получение практических навыков работы по выбранной специальности на профильных предприятиях (организациях, учреждениях)....
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconПланирование воспитательной работы на 2008/2009 учебный год
Отчет классных руководителей о воспитательной работе проделанной в 1 четверти (5-6 класс)
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconМосковский государственный медико-стоматологический университет
Для достижения данной цели в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconРабочая программа дисциплины «Современные социологические теории»
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Милославского района, Рязанской области в составе: Свиридова Н. А. – директор моу «Центральная средняя общеобразовательная школа»,...
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconОтчет по воспитательной работе за 2011 -2012 учебного года
Воспитательная работа строится на основании программы воспитательной работы школы через реализацию воспитательных задач
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconТематический план на период практики, который помогает на первоначальном...
Организация планирования и анализа уроков в деятельностном подходе в процессе прохождения практики
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconПортфолио в воспитательной работе учителя как показатель результативности...
Консультант: Давлетшина А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования уипкпро
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconПояснительная записка. Цель курса
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconРуководитель программы: директор мкскоу школы-интерната VIII вида...
Система организации контроля за исполнением Программы осуществляется посредством составления аналитических справок, ежемесячного...
Процессе практики по воспитательной работе решаются iconОтчет по работе экологической площадки Гурылева Наталья Владимировна,...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск