План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни»





Скачать 85.36 Kb.
НазваниеПлан открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни»
Дата публикации05.10.2013
Размер85.36 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Культура > План-конспект
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Сокол» г.Липецка

План открытого занятия

в вокальном ансамбле «Вдохновение».
Тема: «Мир русской песни»

План-конспект рассчитан на детей 14-16 лет.

Время проведения: 45 мин.


Подготовила:

педагог дополнительного образования

Певнева Л.Ю.
г. Липецк, 2010г.

Цель занятия:

приобщить к культуре русского народа, истокам народной песни.

Задачи:

Обучающие:

Учить:

- правильному певческому дыханию;

- исполнению песни в унисон;

- пропеванию слова на зевке;

- четкому пропеванию согласных («б», «г», «р», «л», «д», «т» и т.д.).
Развивающие:

- формирование правильного академического исполнения;

- развитие чувства ритма, внимания, воображения;

- развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения;

- воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:

экран, мультимедиа проектор, музыкальный центр, пианино, диск с записью музыкальных произведений: р.н.п. «Ах ты, степь широкая», «Сватушка» (песня из оперы «Русалка» Даргомыжского), «Вечерний звон», отрывок из пролога оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Эпиграф к занятию:

«Ничего нет на свете чудесней

И прекрасней нет ничего

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его»

(С.Широбоков)
План занятия:

I. Организационная часть (5 мин.)

  1. Приветствие.

  2. Разъяснение эпиграфа

  3. Сообщение темы занятия, постановка задач.

II . Основная часть (35 мин.)

  1. Слушание песен «Сватушка» и «Ах ты, степь широкая», фрагмента пролога из оперы «Снегурочка»

  2. Игра «Дождь»

  3. Слушание песни «Вечерний звон»

  4. Рассматривание картины «Вечерний звон»

  5. Разгадывание кроссворда

  6. Упражнения для артикуляционного аппарата

  7. Дыхательные упражнения

  8. Вокальные упражнения

  9. Работа над песней «Вьюн над водой»

III. Заключительная часть (5 мин.).

Подведение итогов занятия.
Ход занятия:

I. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии.

Прочитайте эпиграф к нашему занятию.

Дети читают запись на экране:

«Ничего нет на свете чудесней

И прекрасней нет ничего

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его».

(С.Широбоков)

- Как Вы его понимаете?

(Народная песня близка каждому человеку, потому что в ней отражается душа народа)

- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать все и ничего.

Песня – душа народа, верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей, песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, время и место их пребывания на земле.

Особое место в искусстве занимает русская песня. И тема нашего занятия «Мир русской песни». Сегодня мы поговорим с вами о русской песне, послушаем произведения Даргомыжского и Римского-Корсакова, разучим р.н.п. «Вьюн над водой».

II. Основная часть.

- Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда. К примеру, свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме «Русалка» А.С.Пушкина и в опере Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. В далеком прошлом свадьбы на Руси или свадебная игра, как её принято называть, продолжалась несколько дней, а то и недель. Очень большое место в ней занимали песни.

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту, жениха, шуточные, гостевые, застольные, плясовые. Все в этом своеобразнейшем действии – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа. Примером может служить песня «Сватушка». Послушайте.

Слушание песни «Сватушка».

- Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями.

Существуют песни бытовые: колыбельные, оплакивающие умерших, песни-сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.

- Сегодня мы с Вами прослушаем замечательную лирическую русскую песню «Ах ты, степь широкая».

Слушание песни.

Вопросы после прослушивания:

- Как звучала эта песня?

-Кто её исполнял?

-Что в ней необычного по сравнению с современными песнями?

(Песня прозвучала в исполнении женского хора. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге – матушке»).

- Совершенно верно. А что же все-таки отличает лирическую песню от современных песен с музыкальной точки зрения.

(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается много нот).

- Верно, например: Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я,

Степь раздо-о-о-льна-а-я.

Ах ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,

Волга Во-о-о-ольна-я.

(запись показана на экране)

- Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение. Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Николай Андреевич Римский-Корсаков использует народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».

(слушание фрагмента из пролога «Снегурочка»)

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дождь».

Игра «Дождь».

Правила игры: дети делятся на три команды. В полной тишине педагог показывает каждой из команд движения руками:

  1. Потирание ладошек

  2. Щелканье пальцами

  3. Удары ладошками по коленям одновременно двумя руками и поочередно.

При правильном исполнении движений создается имитация дождя.

- Молодцы, а сейчас давайте посмотрим на картину «Вечерний звон» и послушаем одноименное произведение в исполнении хора.

- Скажите, перекликается ли это произведение с тем, что мы с вами только что прослушали?

(Да, на картине изображены храм, церковь на берегу реки. Сумерки, лодка, осенний лес. Все это-облик Родины).

- Давайте попробуем разгадать кроссворд и узнаем ключевое слово.








1







р



















2







а













3













с






















4




п






















5




е

























6

в
















7










к

























8

а
















  1. Музыкальный термин, обозначающий исполнение «громко» (форте)

  2. Музыкальный термин, обозначающий исполнение «тихо» (пиано)

  3. Певец-одиночка (солист)

  4. Высокий женский голос (сопрано)

  5. Плавное исполнение мелодии (легато)

  6. Жанр песенной музыки (вокал)

  7. Отрывистое исполнение мелодии (стаккато)

  8. Низкий женский голос (альт)


- Прежде чем мы приступим к распевке, предлагаю выполнить упражнения для артикуляционного аппарата.

1. Вокальный зевок (открываем рот, опуская нижнюю челюсть как можно ниже).

2. Разогреваем мышцы щек и губ языком: сначала в стороны, вверх и вниз, затем делаем круговые движения.

3. Упражнения для губ:

- «Трубочка» (с вытянутыми губами произносим звук «У», затем растягиваем губы в улыбке).

- «Мим» (брови вниз сдвинуть к переносице, затем удивленно поднять вверх).

- Молодцы, а теперь сделаем упражнения на дыхание.

1. Помассируем крылышки носа

2. Короткий вдох-выдох

3. Вдох-выдох с поворотом головы

4. Вдох-выдох с наклоном головы вверх- вниз

5. Упражнение «Насос» (вдох-выдох с наклоном туловища)

6. «Кошечки» (вдох-выдох с поворотом туловища в стороны поочередно).
- Переходим к вокальным упражнениям.

1. Упражнение с закрытым ртом, на зевке берется звук на заданной высоте

2. Исполнение скороговорки «Барашеньки» на одном звуке по полутонам вверх-вниз.

3. Исполнение гаммообразной мелодии по звукам мажорного трезвучия вверх-вниз на слоги ли-ля-лё.

4. Секвенциобразное движение мелодии по терциям вверх-вниз.

5. Упражнение на исполнение скачков по мажорному трезвучию вверх-вниз на слог «ма».

6. Исполнение разложенного мажорного арпеджио вверх и доминантового терцквартаккорда вниз legato и non legato на одном дыхании.
-Сегодня мы разучим замечательную русскую народную песню «Вьюн над водой»

Звучит песня «Вьюн над водой».

- Что вы можете рассказать о прослушанной песне?

(Песню можно отнести к разряду свадебных песен. Плавная, протяжная, мелодичная).

Проводится работа над разучиванием 1-2 куплета песни, особое внимание уделяется распевам.
III. Заключительная часть.

- Что нового вы узнали на занятии?

- О каких разновидностях русской народной песни вы сегодня узнали?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Когда исполняются те или иные песни?

Ответы детей.
Итог занятия.

Сегодня на занятии мы говорили с вами о русской народной песне, её разновидностях. Узнали, что русские народные песни бывают трудовые, обрядовые, звучащие на праздниках – свадебные, масленичные, исторические, лирические и т.д. Некоторые композиторы использовали русские народные песни в своих произведениях.

В песнях живет душа народа, вечная мудрость и красота.

Сегодня на занятии все работали хорошо. Молодцы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconПрограмма (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка»
Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений,...
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconВзаимодействие сознательного и бессознательного в вокальном исполнительстве
Вокалисты-исполнители и вокальные педагоги достаточно хорошо понимают, что произвольный контроль сознания имеет свои особые, скорее...
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconПлан-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице»
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconКонспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconСписок литературы по классному чтению для 5 класса
Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconМетодическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки...
Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconКонспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа....
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconТема урока
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconПлан-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство"
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconПлан-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconКонспект открытого занятия «Путешествие в сказку»
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 4 класс, часть1; М.: Аст: Астрель, 2011 (Планета знаний)
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconТехнологическая карта дисциплины
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
План открытого занятия в вокальном ансамбле «Вдохновение». Тема: «Мир русской песни» iconКонспект открытого занятия По разделу «Ребенок и окружающий мир»
Универсальные учебные действия: 1 формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск