АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГБОУ детский сад №2111 «Улыбка» за 2011 – 2012 учебный год. В ГБОУ детский сад №2111 “Улыбка” функционирует 6 групп: группа раннего возраста-3; группа среднего возраста-1, группа старшая -1, группа разновозрастная-1. Контингент составляют 124 детей (из них 60 детей раннего возраста). Детский сад с 01.09.2012 г. является образовательным учреждением общего вида.
Первоочередной целью деятельности детского сада является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, пси-хического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе.
Детский сад успешно реализует «Программу развития» и «Образовательную программу», которые определяют специфику организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ», городской целевой программой развития образования «Столичное образование-5».
Воспитательно-образовательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и ряда парциальных программ и педагогических технологий, рекомендованные Министерством образования РФ. Все программы плавно вписываются в единый комплекс и используются для разностороннего развития детей, что обеспечивает качественное содержание новых форм образовательной работы. В 2011-2012уч.г., решая задачи по выполнению годового плана, реализации Программы развития и Образовательной программы, коллектив ДОУ добился определенных успехов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.
Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей, состоит из 18 сотрудников.
56% педагогов имеют высшее педагогическое образование, 44%- среднее специальное. Из них 70% работают в системе дошкольного образования свыше 15 лет.
Коллектив характеризует высокий уровень профессиональной подготовки кадров, что обеспечивается постоянным повышением квалификации и работой по самообразованию. В 2011-2012уч.г. продолжалась работа по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов. Свой профессиональный уровень повысили–44%(2010-11-30%), Количество педагогов, успешно прошедших аттестацию за 2011-2012 уч.г. составило 17%, 2 человека (11%)- повысили свою педагогическую категорию. Имеют высшую квалификационную категорию -28%; 44%- первую и 11% - вторую квалификационную категорию, что показывает высокий образовательный и квалификационный уровень педагогов ГОУ. В течение 2010-2011 педагоги посещали курсы повышения квалификации, семинары, ГОУ принимал активное участие в работе окружных и городских методических мероприятиях в т.ч.:
- Работа в составе жюри окружного конкурса профессионального мастерства (номинация педагог-психолог) педагога-психолога Агошковой М.Д.
- Участие в работе ассоциации педагогов дошкольногообразования педагогов Агошковой М.Д., Ковалевой Н.Д., Дроздовой С.Ю. в течение года
- проведение семинара с показом мастер-класса для воспитателей ДОУ округа по теме « Игра, как особая форма познавательного развития дошкольников при подготовке их к школьному обучению» в рамках проведения Недели педагогического мастерства( октябрь 2011г.)
- семинар с показом мастер-класса на тему «Преемственнсть ДОУ и начальной школы в формировании предпосылок УУД и развития УУД в условиях реализации ФГТ и ФГОС» (апрель 2012г.);
-Открытый показ соревнований по детскому биатлону в рамках проведения «Недели зимних игр и забав» ( февраль 2012г.)
- семинар-практикум для воспитателей по физической культуре на тему: « Развитие координации движений у детей старшего лошкольного возраста средствами подвижных игр и упражнений с мячом» (апрель 2012г.)
Доминирующей задачей Методической службы ДОУ в 2011-2012уч.г. являлось построение образовательного процесса с учетом новых ФГТ к структуре образовательной программыповышение профессионального мастерства педагогов и воспитателей, повышение уровня педагогического общения распространение передового педагогического опыта, повышение эффективности их деятельности. В рамках решения этих задач, организовывались и проводились различные формы работы с педагогами: семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры. Была продолжена работа по самообразованию педагогов итогами которой стали интереснейшие методические мероприятия: педсоветы, круглый стол, мастер класс, семинар-практикум, открытые показ. Обобщен и представлен опыт работы педагогов по темам:
Несмотря на наличие в ДОУ системы повышения профессионального мастерства, актуальным остаются следующие, которые требуют разработки мероприятий на 2012-2013уч.г.:
- повышение компьютерной грамотности воспитателей;
- планирование и использование в воспитательно-образовательной работе занятий разных типов по применению деятельностного подхода с учетом ФГТ
- создание системы мотивации и стимулирования педагогического персонала с целью активного распространения опыта работы (участие в конкурсах профессионального мастерства, публикации опыта).
В ДОУ созданы все необходимые условия для успешного развития и оздоровления детей.Поиск эффективных мер, направленных на оздоровление является приоритетным направлением деятельности учреждения.
В целях повышения эффективности физического воспитания и оздоровления В 2011-2012уч.году коллектив ГОУ продолжал решать задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья на основе создания условий образовательно-оздоровительного пространства, интеграции двух систем образовательной и оздоровительной.
С 01.09.2011г в дошкольное учреждение поступило 55 воспитанников, преимущественно в возрасте от 1.5 до 3 лет. Главной задачей являлось- создать условия для успешной адаптации детей, эмоционального комфорта воспитанников.Работа по решению данной годовой задачи включала в себя проведение комплекса мероприятий, а именно:
- создание комфортых условий в группах в соответствии с возрастными особенностями детей
- разработка режима адаптации для каждого вновь поступающего ребенка
- введение элементов семейного быта (любимая игрушка, предмета быта, которыми ребенок привык пользоваться дома)
- знакомство родителей с условиями пребывания детей в группе, экскурсия по саду и т.д.
- беседа с психологом.
Анализ течения адаптации показал, что из поступивших воспитанников у 48- легкое и среднее течение адаптации, у 1-воспитанника адаптация 3 степени. К данной группе адаптации (тяжелой) были отнесен ребенок из двуязычной семьи, с повышенным уровнем тревожности, не посещающие ранее детский сад.
В течение учебного года вся физкультурно- оздоровительная работа в детском саду проводилась, опираясь на мероприятия годового плана, плана развития учреждения и программы «Образование и здоровье». Цель реализации которой - укрепление психического и физического здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни, что определяет основное направление деятельности ГОУ.
Распределение детей по группам здоровья на начало учебного года показало: из 62 чел. с I гр. здоровья- 13%; IIгр- 77%; IIIгр.- 10%. На конец учебного года из списочного состава 82 человека, по результатам медицинской диагностики: I гр. здоровья - 9% II группа –79% ; III группа- 12%. К концу уч.года 2 детей улучшили свое здоровье и перешли на Iгр.зд; Сравнительный анализ физкультурных групп показал преобладание в ГОУ на начало уч.года детей с основной физкультурной группой: 64 человека (92%) ; 5человек (8%) – с подготовительной. На конец учебного года 74 человека (91%) имели основную группу здоровья и 8 человек (9%)- подготовительную. Учитывая, что детский сад посещают дети с ослабленным здоровьем, следует отметить: заболеваемость на протяжении 3 лет стабильная и относительно невысокая. Заболеваемость (по простудным заболеваниям) осталась на уровне 2011-2012 уч.г. и составила 3%, , что на 2% ниже, чем в 2010-2011уч.г.хотя показатель общей заболеваемости значительно уменьшился и составил на конец учебного года -4%( в 2009-2010 уч.г-6%)В течение года были проведены лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
общеукрепляющий массаж- отпущено 1841 процедур; гидромассаж получили 82 человека, КУФО- 75 детей; ингаляций-104 ребенка; ЛФК-60 детей; витаминотерапия и фитотерапия.
Эффективность оздоровления в ДОУ составила 56% (дети снятые с «Д» учета у фтизиатора), что говорит о положительной динамики состояния здоровья детей и правильностью проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, с учетом индивидуальных особенностей детей, а также специализированной работе медицинских специалистов в течение дня.
В течение 2011-2012 уч.года коллектив продолжалразвивать деятельность, направленную наопределение единых подходов детского сада и семьи в решении вопросов оздоровления детей, через формирование активной позиции в проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Детский сад всегда уделяет много внимания взаимодействию с семьями воспитанников, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией. Взаимодействие с родителями в воспитании здорового ребенка строится на организации принципа единых подходов к воспитанию в ДОУ и в семье. Постоянно проводятся: День открытых дверей (сентябрь) и Дни открытых дверей (октябрь, апрель); «Неделя зимних игр и забав», «Неделя игры и игрушки», «День здоровья» тематические и общие собрания; индивидуальные консультации всех педагогов-специалистов, медиков и др.; совместные с родителями мероприятия досугового и обучающего характера и др.
Для эффективности работы по реализации задач физического воспитания большое внимание педагогиуделялась повышению двигательной активности и правильному ее регулированию
Уровень выполнения Программы по физическому воспитанию и определение показателей физического развития детей проводится по результатам мониторинга физической подготовленности по методике «Тест- программы мэра Москвы». Значительно улучшились качественные показатели выполнения программы по детскому саду
На конец года выполнение программы по всем тестам составил 85%.( 2010-11 уч.г-84%) В отдельных видах подготовки дети показали 100%-ю подготовленность. Прирост физических качеств составил 17%.Уровень овладения основными движениями ифизическими качествами соответствует возрастным нормативам, если отставание не связано с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- у 50% детей- к концу года наблюдается положительная динамика в овладении бегом, прыжками,
- повысился уровень сформированности самостоятельной двигательной деятельности детей.
Наиболее высокие результаты физической подготовки дети показали в развитии гибкости и скоростно-силовой подготовке.
Данные результаты были достигнуты за счет того,что:
З-общеразвивающие упражнения подбирались с учетом равномерности распределения на все группы мышц
- для закрепления основных видов движений, в структуру образовательной деятельности включались подвижные игры (соревновательные, командные),которые дублировали основные виды движений, что позволяло закреплять навык.
Дети показали хороший результат и по выполнению плавательного стандарта, который составил- 50% (70%-в 2010-2011уч.гг52%- в 2009-2010уч.г;)
В течение годавоспитанники принимали активное участие в окружных и городских соревнованиях, где добились высоких результатов :
-Турнир «Юный шашист» (участники)
Фестиваль-конкурс по ритмической гимнастики «Красота в движении- здоровье с детства»( 6-е место по округу)
-фестиваль детского спорта по программе «Школа мяча»
Окружные соревнования «Веселые старты»(2 место по Управе )
- Олимпиада дошкольников по физической культуре «Я готов учиться в школе»-
- Смотр-конкурс по плаванию «Дельфиненок-2012»
Данные результаты говорят о правильном планировании и планомерной физической подготовке в течении года.Однако, существуют проблемы в работе с детьми по данному направлению деятельности - недостаточная физическая активность, недостаточное внимания занятиям спортом и вопросам ЗОЖ со стороны родителей наших детей, приводящая к нарушениям осанки, координации движений, частым пропускам посещения бассейна.
Анализ работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья показал, что необходимо продолжать поиск и внедрение эффективных средств, форм и методов работы по развитию физических качестви формированию здоровья: усилить медико-педагогический контроль за соблюдением и равномерным распределением физических нагрузок при проведении занятий двигательного цикла, продолжать развивать деятельность направленнуюна сотрудничество с семьей по вопросам формирования активной позиции у родителей в проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в формировании активной позиции ЗОЖ.
Для осуществления коррекционной помощи в развитии воспитанников в ДОУ созданы психологическая и логопедическая служба.
В течение года психокоррекционная работа с детьми «группы риска» и их семьями проводится по направлениям:
-Сопровождение периода адаптации детей раннего возраста и детей после длительной болезни
- диагностика воспитанников по запросам родителей;
- работа по развитию эмоционально - личностной сферы детей, подготовке их к обучению к школе и успешной адаптации к детскому саду;
- развитие познавательных процессов;
- проведение консультаций с родителями (по запросам), воспитателями и
выдача рекомендаций на каждого ребенка.
- просветительская
Организовано взаимодействие со специалистами детского сада через проведение плановых консилиумов «Итоги адаптации детей к ДОУ», «Предупреждение школьной дезадаптации», «Работа с детьми «группы риска». Внеплановые консилиумы и сотрудничество с Центром МПСС позволили 4 детям помочь в изменении маршрута сопровождения.
Разработаны авторские игры и упражнения на развитие произвольной и интеллектуальной сферы,успешно реализуется система занятий с гиперактивными и тревожными детьми в сенсорной комнате.
С целью лучшего понимания проблем возрастного развития своего ребенка проводятся совместные занятия родителей с детьми. Эффективность проделанной работы психологической службы - адаптация детей раннего возраста за три года имеет тенденцию улучшения.
Актуальной остается работа по дальнейшему просвещению родителей и педагогов по вопросам мотивационной готовности детей к обучению к школе, решению проблем эмоциональной реабилитации после длительной болезни ребенка,а также взаимодействию с семьями социального риска. Особое внимание требует сопровождение развития детей раннего возраста и проведение психопрофилактических мероприятий по предупреждению «эмоционального выгорания» педагогов.
С целью оказания помощи в коррекции речевого развития, в ДОУ функционирует логопункт. Учитель-логопед проводил работу с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и фонетическое нарушения речевого развития. Основной формой организации логопедической работы является индивидуальная и малыми подгруппами.
Учитывая специализацию нашего детского сада (ослабленные дети, имеющие сочетанную патологию), педагог–психолог и учитель-логопед ГОУ, в течение года адаптировали для детей элементы телесно- ориентированного тренинга, и методы игротерапии, проводили коррекционно-развивающие игры (КРИ), что способствовало повышению речевой мотивации детей, обеспечению психлогического комфорта, развитию эмоционально-волевой сферы, активизации работы мозга малышей (ВНФ), что помогало автоматизировать необходимые звуки.
При проведении индивидуальной работы с детьми активно использовались новые ИКТ технологии. Дети успешно осваивали компьютерные программы «Игры длятигры», «Учимся говорить правильно», а также учебно-игровые пособия «ЛОГИКО-малыш» и «ЛЕГО ДУПЛО» Для педагогов были проведены:
мастер-класс «Обучение звуко-буквенному анализу», Консультация «»работа с учебно-игровым пособием ЛОГИКО-малыш», велась тетрадь взимодействия.
Из 25 детей, зачисленных на логопункт в начале года, выпущено с хорошей речью16 человек; со заничительным улучшением- 9 человек. Оставлено на повторный год 6 человека( дети средней и старшей групп). На коней учебного года в подготовительной группе (выпускная в школу) все дети имеют развитую речь в норме (100%).
Коррекционная работа проводилась в тесном взаимодействии с врачами поликлиники, психологом.
С целью уточнения маршрутов сопровождения детей со сложно речевой патологией и педагогической запущенностью логопедическая служба принимала участие в работе ПСПк
Логопедической службой ГОУ проводилась большая работа с родителями, что значительно определяет успех коррекционного обучения:
- индивидуальные консультации;
- тематические выставки дидактического материала и игр;
- выступления на родительских собраниях;
- в группах оформлены «Папки логопеда»
Однако встречаются и определенные трудности: -
нежелание родителей принимать активное участие в коррекционной работе(не выполнение домашних заданий)
В целях формирования воспитательной среды, способствующей раскрытию потенциальных речевых возможностей, предупреждению и преодолению трудностей в речевом развитии, в следующем 2012-2013 учебном году планируется :
- продолжать использование компьютерных технологий на логопедических занятиях;
- продолжать создавать условия для сознательного включения родителей в коррекционный процесс;
- продолжать работу с воспитателями их (индивидуальное консультирование) по разделу «Звуковая культура речи»
Работая над выполнением задачи по развитию речи педагоги уделяли особое внимание развитию речевой активности дошкольников через реализацию условий музейного образовательного пространства в ДОУ. (созданных мини -музейных зон), где атмосфера исторической условной среды, способствует созданию ситуации, которая побуждает ребенка проявлять себя в построении речевого диалога, требующую активного использования средств художественной выразительности.
С этой целью, в течение года проводились открытые мероприятия :
- Открытые показы разнообразных форм образовательной деятельности с детьми в мини-музейных зонах «Далекая, седая старина», «Играй-город», «Город мастеров»: сюжетно-тематической, сюжетно-игровой направленности, проведение экскурсий детьми старшего дошкольного возраста, театрализованная деятельность.
Наряду с традиционными, педагоги при обучении широко применяли активизирующие формы и методы развития творческого мышления - составление рассказов по сказкам, поговоркам и пословицам; придумывание сказок .
Сравнение уровня овладения речевой деятельностью за три года выявило стабильную положительную динамику ее развития: 11% (10%-в 2010-11;12%-в 2009-2010уч.г.) -показали высокий уровень речевого развития; 71% -средний. (72%-в 2009-2010 г.,70% в 2008-2009 г.)
Дети стали более инициативны, общительны, свободно вступают в разговор со взрослыми и сверстниками, имеют богатый словарный запас,умеют рассуждать.
Полученные результаты были достигнуты за счет: создания условий для речевого развития в группах, учета способностей, особенностей развития детей, проведения индивидуальных занятий с логопедом.
Но все же есть дети, у которых речевая деятельность недостаточно развита по сравнению с другими видами деятельности (8%).- они не регулируют силу голоса, не проявляют инициативы высказывания.
20% воспитанников- испытывают затруднения в произношении отдельных звуков
За последние три года дети показывают стабильно высокий уровень художественно-изобразительных навыков и умений: 32% - высокий уровень, 59% - средний (в 2010-2011 30%-высокий, 68%-средний; в 2009-2010 40%-высокий; 50%-средний).Воспитанники детского сада на протяжение всего года принимали активное участие в городских и окружныхвыставках и конкурсах детского творчества. Дети стали дипломантами и лауреатами окружныхвыставокдетского творчества« Мой зеленый мир», «Чудесный мир сказок»; «Хороша ты Зимушка-зима!»,« Родная природа»(2 место),
В течение учебного года в ДОУ проводились выставки и конкурсы детского творчества такие, как: из природного материала: «Удивительное рядом »; к Дню матери «Мамочка любимая моя»»; в рамках проведения«Недели игры и игрушки»- «Игрушки бывают разными»; «Зимние забавы», смотр-конкурс рисунков на снегу «Зимушка-зима»; конкурсы газет « Улыбка встречает гостей».
Совершенствуя способы взаимодействия родителей, детей и педагогов по внедрению нововведений, педагоги продолжали много внимания уделять совместной с детьми и родителями продуктивной деятельности в выполнении творческих заданий. Так в течение года прошли смотры - конкурсы семейных проектов познавательного цикла: книжки-малышки «Здоровый дошкольник», «Книжка своими руками».
ГБОУ поддерживает тесный контакт и имеет договор о преемственности со школой №1739. Работа по реализации преемственности между детским садом и школой, согласовывающая цели дошкольного и начального школьного образования. В течение учебного года, согласно плана совместных мероприятий прошли Дни открытых дверей по адаптации детей к школе «Первые дни ребенка в школе», проведены открытые занятия познавательно-развивающиегоцикла с детьми подготовительных групп, с приглашением учителей начальных классов.Состоялосьвзаимопосещениеучителями начальной школы и детского сада развивающих занятий по конструированию и ручному труду. Дети посетили музей Боевой славы школы №1739.
Все выпускники ГБОУ прошли тестирование на «школьную зрелость». Диагностика готовности к школе в целом имеет положительную стабильную динамику: в целом по саду 100% детей подготовительных групп показали высокий и средний результат готовности к школе,низкого уровня не выявлено(в 2010-2011-54% -высокий,46%-средний; в 2009-2010уч.г -96% готовы; 4% -частично готовы;), среди них 54% выпускников имеют высокий уровень школьной готовности.Выпускники детского сада успешно обучаются в школах города: №№1194,1739, 1740,1702,1151,1912,и др. отсутствуют дети, которые неудовлетворительно учатся в школе (данные за 3года), процент детей с успеваемостью на «отлично» составил у выпускников 2010-2011 уч.гг.: 16% - на «отлично» (в 2009-2010-14%;в 2008-2009 -24%; и 84%- на «хорошо»
В связи с внедрением ФГОС, с целью повышения эффективности работы по осуществлению преемственности между садом и школой, необходимо продолжать внедрять единые методы и приемы работы с детьми.
На высокие результаты воспитательно-образовательной деятельности указывают итогисистематического мониторинга.Анализ выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду» по всем образовательным областям за 2010-2011 уч.г. свидетельствует остабильно положительной динамики усвоения программного материала детьми разных возрастных групп. Результаты диагностики за 2011-2012уч.гг. свидетельствуют о том, что уровень развития детей по ДОУ выше среднего. Общий процент выполнения программы составил: 99,7% (96%-в 2010-2011уч.гг; 99,6%. в 2009-2010уч.гг.,)
Воспитанники ДОУ стали призерами окружных конкурсов и фестивалей: «Сказочники и фантазеры» (2 место), ЛЕГО-конструированию (3 место), лауреатами фестиваля детского творчества «Мы дети твои-Россия», что свидетельствует о высоком уровне организации воспитательно-образоваельной деятельности в детском саду.
Коллектив ДОУ, в соответствии с полученными данными, в целях создания условий для своевременного развития детей определил на 2011-2012уч.г. следующие задачи:
- Развивать деятельность по формированию психического и физического здоровья детей средствами физического воспитания - Активизация взаимодействия ДОУ и семьи по повышению компетентности в сфере познавательно-речевого развития - Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе знакомства с объектами живой и неживой природы родного края.
Заведующая ГОУ Н.А. Протасова
Старший воспитатель Н.В Стрельцова Май 2012 г.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
|