Скачать 276.26 Kb.
|
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель: знакомить с хохломской росписью, назначением предметов, их названием (посуда, мебель, панно), растительным узорам: характерные элементы - ягоды, цветы, листья, травка, рыбы, птицы и прочее. Основа узора – завиток, который завивает все ,предметы, традиционное сочетание цветов (золотой, красный, черный и немного зеленого). Составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодкой и травкой. Продолжать формировать и отрабатывать навыки рисования кистью; прививать любовь к русскому народному творчеству; совершенствовать мыслительные процессы и творческие способности. Материал: Предметы с хохломской росписью, иллюстрации, открытки, плакаты. Ход занятия. 1. Организационный момент. - Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Мы познакомимся с одним видом росписи и попробуем этой росписью расписать ложки из картона. Но что, же необычного будет у нас на занятии? А то, что вместе с новой росписью на занятие к нам пришла и музыка. Муз. Работник. – А раз музыка пришла к нам на занятие, то нельзя начать занятие не спев песню (песня ). (похвала за хорошее исполнение песни) 2. Сказка про хохлому. - Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Вы, пожалуйста, внимательно послушайте её. После того как вы её прослушаете я задам вам несколько вопросов по сказке. Много лет назад жил-был царь Михаил Романов. Жил он и правил Нижегородской землёй. В его государстве была небольшая деревушка, названная Хохломой. Вот приехал как-то царь в Хохлому. Его стали подчивать разными блюдами. А еду – то приносили всю в деревянной посуде. Посуда была вся чёрная, но цветы, ягоды, разные листочки были такими красивыми, что царь никак не мог наглядеться на эту посуду, ведь он никогда в своей жизни не видел такой удивительно-красивой посуды. Когда царь пообедал, он встал из-за стола и сказал: -«Что за умельцы делают такую красивую посуду». Вышел купец, поклонился и ответил царю: -«Есть в нашем селе умельцы и умелицы, которые эту посуду сделали и расписали». Царь недолго думая, приказал -«Прислать мне этих умельцев». Придя к царю, умельцы поклонились и спросили: «Вызывал ли ты нас батюшка-царь?» На что царь ответил: «Не выли те люди, которые делают такую посуду».Показывая посуду стал заглядывать им в глаза. -«Мы.» -«А не согласитесь ли вы поехать со мной в Нижний Новгород и делать посуду мне такую?» На что умельцы ему ответили: «Ехать – не поедем. А вот посуду для батюшки – царя нам сделать будет честью». И когда посуда была готова, царь Михаил Романович собрал свою свиту и уехал к себе во дворец. Приехав, он ещё долго не мог налюбоваться своей посудой и росписью на ней. И когда его спрашивали: «Что это?». Он только отвечал: «Хохлома». 3. Преемственность хохломы и осени. - Итак, ребята, прослушав сказку, скажите, что понравилось царю в деревне? - А что особенного было в этой посуде? Теперь ребята посмотрите, какая посуда есть у нас? А еще, какие рукотворные предметы имеются у нас? - Какими красками они расписаны? (чёрными, красными, золотыми и немного зеленого). - Ребята, а на какое время года похожа эта посуда, и почему вы так решили? Муз. Работник. – Ребята, а раз вы снова заговорили об осени, может мы исполним песенку про неё. Ребята, средняя группа давайте исполним с вами песню ……………………………….. 4. Знакомство с элементами хохломской росписи. Сегодня мы с вами попробуем тоже расписать посуду, а точнее ложку - хохломой - с осенним настроением, с таким же солнечным и веселым, как осенние жёлто-красные листья. Но для того чтобы ее расписать нам надо познакомиться с ее элементами, то есть из чего эта роспись состоит. - Посмотрите внимательно на предметы, расписанные хохломской росписью и скажите, какие рисунки вы на ней видите? Чем украшена хохломская роспись? (цветы, ягоды, листья, травка, усики и т.д.) Показать травку – тоненькая, похожа на реснички, а называют ее «осочка». - Какие ягоды рисуют мастера, на что они похожи? Посмотрите как нарисованы ягодки у мастеров (точки, черточки, дуги). Кто из вас расскажет нам, как вы нарисуете свои ягодки? 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 5. Порядок выполнения узора. - А теперь переходим к самой сложной работе. Давайте посмотрим и выясним, какого цвета нам нужна ложка? (предлагаю ложки разного цвета). (Дети выбирают чёрную, желтую). - Давайте посмотрим, какие краски нам понадобятся? А теперь давайте выясним, что вначале мы будем рисовать, что потом? (завиток, ягоды, травка). Показываю на доске, дети вместе со мной на листочках для упражнения. 6. Самостоятельное рисование. А сейчас попробуйте нарисовать свою картинку у себя на ложке.( дети рисуют, а я напоминаю , что рисуем самым кончиком кисточки, и не забываем постоянно смотреть на иллюстрации с хохломской росписью. (звучит спокойная, тихая мелодия) 7. Выставка работ В конце занятия на выставке рассмотреть все узоры, выбрать самые яркие, легкие, нежные завитки, реснички, красивые ягоды. Хохломская роспись- Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы… Расписная, лёгкая, Нет ее нужней; С ней и щи отменные, И кисель вкусней! Ребята, вы догадались, что это? (ложка). Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! И наши ложки переходят в наш уголок красоты. Хохломская роспись. Рисование на бумаге разной формы. Цель: Продолжать работать с хохломской росписью, видеть связь формы предмета, величины с узором, чередование одинаковых элементов (ягоды, листья, цветы, травка), их расположение. Составлять узор на бумаге разной формы и величины (круг, овал, квадрат, прямоугольник), украшая его завитками-веточками, одинаковыми ягодами, листьями, травкой. Выбирать элементы, цвет, форму бумаги и ее цвет. Материал: Предметы с хохломской росписью: столы, стулья, панно, блюда, иллюстрации, открытки, рисунки. Бумага красного, черного, желтого цветов формата А4 (круг, овал, квадрат, прямоугольник), бумага для упражнении, гуашь. Ход занятия.
Сегодня ребята мы дальше продолжим знакомиться с хохломской росписью, познакомимся с новыми элементами этой росписи.
Ребята посмотрите внимательно на эти предметы и скажите, что особенного в этих предметах.
Я сейчас расскажу откуда пришла к нам эта роспись. - Село Хохлома Нижегородской области, где с давних-давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу под названием хохлома. Вот уже много-много лет умельцы делают здесь деревянные ковши, поставки, ложки и многое другое. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды, декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Вот и у нас посмотрите есть красивый украшенный хохломой стол… 4. Знакомство с новыми элементами хохломы. А теперь давайте сравним узор на подносе, и узор на столе и кто-нибудь пальчиком проследит, как далеко по завитку уедет его пальчик…. Что же мы выяснили? Выяснили то, что чем больше предмет, тем завиток будет длиннее и больше. А теперь ребята выберите ту форму и тот цвет, на котором вы будете рисовать свой завиток, свою травку, усики и ягодки. 5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 6. Прорисовка элементов вместе с воспитателем. - Прежде чем вы приступите к росписи своей фигуры, давайте в воздухе прорисуем те элементы, которые вы будете рисовать у себя на листке. А теперь потренируйтесь на маленьких листочках, которые лежат у вас на столах. 7. Самостоятельное рисование. Приступай те к работе, но не забывайте, что рисуем мы все легкими, нежными движениями, на кисточку не нажимаем. В ходе занятия обращать внимание на заполнение листа, рисовать без пауз, выбирать сочетание цветов.
Выявляем красоту собственных завитков. Что получилось, а что нет? Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились! Хохломская роспись. Рисование узора на полосе. Цель: Учить видеть основной элемент росписи – завиток, как он завивается, выходит один из другого и каждый украшен одинаково (ягоды, листья, травка). Видеть характерное сочетание цветов золотой хохломы (красный, золотой, черный и немного зеленого), вариативность ягод, листьев, травки. Составлять узор на полосе, чередуя завитки в разном направлении (вверх-вниз), украшать их ягодами, листьями, травкой. Выбирать цвет элементов и полоски. Материал: Посуда с хохломской росписью, иллюстрации, открытки. Бумага желтая, красная, черная размером 7õ25, лист для упражнений, гуашь. Ход занятия. 1. Организационный момент. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд. - Посмотрите, пожалуйста, на выставку предметов и иллюстрации и скажите, что вы видите за предметы? - Скажите, как называется та роспись, которая представлена на этих предметах и про которую я вам прочитала стихотворение? 2. История хохломских изделий. - Вот теперь послушайте, как же русские мастера из села Хохлома добиваются того, чтобы их изделия были такими красивыми. - Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, красочные, праздничные и нарядные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева и вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывает льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изделия называют «золотой хохломой». Золотая, - потому что все предметы блестят, как золото. 3. Знакомство с новым элементом хохломской росписи. А теперь давайте обратим внимание на роспись на тарелочках, стаканчиках. Скажите, как идет узор по чашке (по кругу). Веточка поднимается то вниз, то вверх. Попробуйте тоже в воздухе прорисовать такую веточку, которая, то поднимается вверх, то опускается вниз. 4 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 5. Тренировочное рисование нового элемента. - Сейчас возьмите ту полоску, на которой вы будете рисовать свою веточку. - Но прежде чем приступить к работе, потренируйтесь рисовать элементы на листочках, которые лежат перед вами. 6. Самостоятельное рисование. (Дети рисуют , а воспитатель смотрит правильность выполнения последовательности). Выставить детские узоры-полоски в подготовленные трафареты, показать связь предмета и узора. Соединить стороны полоски и получить объемную форму (бокал), проследить движение завитка. 7. Выставка работ. Послушайте стихотворение про Хохлому. Хохлома, хохлома- Наше чудо дивное! Мы рисуем хохлому Красоты невиданной. Рисуем травку Солнечною краской, А цветы огоньки Красной краской от зари. Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Хохломская роспись. Рисование узора на бокале. Цель: учить видеть красоту формы предметов с хохломской росписью, сочетание цветов, элементы узора, заполнение формы. Учить украшать объемные предметы (бокал завитками), ягодами, травкой по выбору детей. Материал: предметы с хохломской росписью, иллюстрации, открытки. Предметы – бумажные стаканчики или из папье-маше красного, желтого, черного цвета, гуашь. Ход занятия.
Песенка исполняется детьми про осень с музыкальным работником.
- Ребята посмотрите на те предметы, которые выставлены у нас на столе. - Какие они? Что это за предметы? - А теперь посмотрите, что у нас на столах? (стаканчики). - Сегодня с вами мы тоже побудем мастерами и мастерицами из Хохломы и попробуем тоже наши стаканчики сделать такими же красивыми, как у Хохломских мастеров. Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий- Всех чудес чудесней Наша хохлома! 3. Последовательность выполнения узора. - Для того, чтобы украсить свой стаканчик, его надо научиться правильно держать. Показать, как держать бокал при росписи, поворачивая его в руке. - Но прежде чем приступить к работе давайте вспомним последовательность рисования узора: завитки, ягоды, листья, травка; показать кайму: вверху и внизу бокала. 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 5. Самостоятельная роспись стаканов из папье-маше Приступаем к работе. Если кто-то забудет как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть как рисуется узор на бокале. 6.Выставка работ. - Как красиво у вас получилось. Все бокалы у нас неповторимые, каждый как художник придумал свой узор. Теперь возьмите свои бокалы и давайте их снесем в уголок красоты. Изделия гжели. Рисование гжельского узора на полосе. Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы. Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме. Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три). Совместить гжельский узор с морозным узором на стекле зимой. Присутствие холодных красок. Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, открытки, рисунок морозного окна. Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэты самовара, чашки. Ход занятия.
Исполнение песенки про зиму детей с муз.работником.
Белая береза И стоит береза Под моим окном В сонной тишине, Принакрылась снегом И горят снежинки Точно серебром. В золотом огне. На пушистых ветках А заря, лениво Снежною каймой Обходя кругом, Распустились кисти Обсыпает ветки Белой бахромой. Новым серебром.
Все гжельские предметы поставить на стол и закрыть скатертью. Когда воспитатель расскажет стихотворение, снять ее, и перед глазами окажется необыкновенное чудо. Ребята вы хотите послушать сказку про эти предметы? (не называю). 4. Сказка про гжельские изделия. Слушаем сказку (рассказывает воспитатель). Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем. - Ребята понравилась вам сказка? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема занятия: «Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление... | Хохломская роспись самобытный русский промысел Целью дaнного исследовaния является воспитание нравственно-этического отношения к миру, эстетического вкуса, изучение и сохранение... | ||
Рисование симметричного узора Уточнять представления о том, что такое ритм и симметрия; учить рисовать симметричный узор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; презентация Хохломская роспись, акварель (гуашь) красного, желтого,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Беседа «Красота летней и осенней природы русского леса». Рисование на тему «Осень» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Роспись доски городецким узором» 2 – ой урок по теме «Городецкая роспись» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Беседа «Красота зимнего леса». Рисование на тему «Мы рисуем зимние деревья» (акварель или гуашь ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предварительная работа: экскурсия в город, рассматривание иллюстраций, рисование транспорта, беседа о пешеходах, игры, заучивание... | ||
Если у вас длинные волосы, вы наверняка сталкивались с проблемой... Яя восстанавливающая маска, приготовленная из 1 сырого яичного желтка, 1 столовой ложки растительного масла, 1 столовой ложки лимонного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Беседа с детьми, рассматривая альбом с растениями (брусники) и составление описательного рассказа, чтение познавательной литературы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы учащихся: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с карточками, рисование, самостоятельная работа со... | Как увлечь ребенка рисованием? Рисование для детей – это чудо–занятие. Рисование – это развитие мелкой моторики, творчества, фантазии, воображения, выражение своего... | ||
Урока: Воспитательные «Жостово», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Дымка», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русские платки», «Вышивка», «Кружева»,... | Конспект урока по изобразительному искусству Тема : Твоя игрушка (роспись формы) Цель: Развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка | ||
К 11 12 месяцам ребенок уже многое умеет делать сам, знает назначение... Он ест из ложки, пьет из чашки, берет в рот и откусывает хлеб. Во время переодевания малыш подносит шапку к голове, ботинок к ноге,... | Лабораторная работа №5 Тема: "Создание графических объектов" На панели Рисование (рис. ) расположены инструменты для рисования, управления, и форматирования всех видов графических объектов.... |