Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель





Скачать 276.26 Kb.
НазваниеХохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель
страница1/3
Дата публикации13.10.2013
Размер276.26 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Культура > Сказка
  1   2   3
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки.

Цель: знакомить с хохломской росписью, назначением предметов, их названием (посуда, мебель, панно), растительным узорам: характерные элементы - ягоды, цветы, листья, травка, рыбы, птицы и прочее. Основа узора – завиток, который завивает все ,предметы, традиционное сочетание цветов (золотой, красный, черный и немного зеленого).

Составлять узор на круге (ложке), украшая его завитком, ягодкой и травкой.

Продолжать формировать и отрабатывать навыки рисования кистью; прививать любовь к русскому народному творчеству; совершенствовать мыслительные процессы и творческие способности.

Материал: Предметы с хохломской росписью, иллюстрации, открытки, плакаты.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Мы познакомимся с одним видом росписи и попробуем этой росписью расписать ложки из картона. Но что, же необычного будет у нас на занятии? А то, что вместе с новой росписью на занятие к нам пришла и музыка.

Муз. Работник. – А раз музыка пришла к нам на занятие, то нельзя начать занятие не спев песню (песня ).

(похвала за хорошее исполнение песни)

2. Сказка про хохлому.

- Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Вы, пожалуйста, внимательно послушайте её. После того как вы её прослушаете я задам вам несколько вопросов по сказке.

Много лет назад жил-был царь Михаил Романов. Жил он и правил Нижегородской землёй. В его государстве была небольшая деревушка, названная Хохломой. Вот приехал как-то царь в Хохлому. Его стали подчивать разными блюдами. А еду – то приносили всю в деревянной посуде. Посуда была вся чёрная, но цветы, ягоды, разные листочки были такими красивыми, что царь никак не мог наглядеться на эту посуду, ведь он никогда в своей жизни не видел такой удивительно-красивой посуды. Когда царь пообедал, он встал из-за стола и сказал:

-«Что за умельцы делают такую красивую посуду». Вышел купец, поклонился и ответил царю:

-«Есть в нашем селе умельцы и умелицы, которые эту посуду сделали и расписали».

Царь недолго думая, приказал

-«Прислать мне этих умельцев».

Придя к царю, умельцы поклонились и спросили: «Вызывал ли ты нас батюшка-царь?»

На что царь ответил: «Не выли те люди, которые делают такую посуду».Показывая посуду стал заглядывать им в глаза.

-«Мы.»

-«А не согласитесь ли вы поехать со мной в Нижний Новгород и делать посуду мне такую?»

На что умельцы ему ответили: «Ехать – не поедем. А вот посуду для батюшки – царя нам сделать будет честью».

И когда посуда была готова, царь Михаил Романович собрал свою свиту и уехал к себе во дворец. Приехав, он ещё долго не мог налюбоваться своей посудой и росписью на ней. И когда его спрашивали: «Что это?». Он только отвечал: «Хохлома».

3. Преемственность хохломы и осени.

- Итак, ребята, прослушав сказку, скажите, что понравилось царю в деревне?

- А что особенного было в этой посуде?

Теперь ребята посмотрите, какая посуда есть у нас? А еще, какие рукотворные предметы имеются у нас?

- Какими красками они расписаны? (чёрными, красными, золотыми и немного зеленого).

- Ребята, а на какое время года похожа эта посуда, и почему вы так решили?

Муз. Работник. – Ребята, а раз вы снова заговорили об осени, может мы исполним песенку про неё. Ребята, средняя группа давайте исполним с вами песню ………………………………..

4. Знакомство с элементами хохломской росписи.

Сегодня мы с вами попробуем тоже расписать посуду, а точнее ложку - хохломой - с осенним настроением, с таким же солнечным и веселым, как осенние жёлто-красные листья. Но для того чтобы ее расписать нам надо познакомиться с ее элементами, то есть из чего эта роспись состоит.

- Посмотрите внимательно на предметы, расписанные хохломской росписью и скажите, какие рисунки вы на ней видите? Чем украшена хохломская роспись? (цветы, ягоды, листья, травка, усики и т.д.) Показать травку – тоненькая, похожа на реснички, а называют ее «осочка».

- Какие ягоды рисуют мастера, на что они похожи?

Посмотрите как нарисованы ягодки у мастеров (точки, черточки, дуги). Кто из вас расскажет нам, как вы нарисуете свои ягодки?

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Порядок выполнения узора.

- А теперь переходим к самой сложной работе. Давайте посмотрим и выясним, какого цвета нам нужна ложка? (предлагаю ложки разного цвета). (Дети выбирают чёрную, желтую).

- Давайте посмотрим, какие краски нам понадобятся?

А теперь давайте выясним, что вначале мы будем рисовать, что потом? (завиток, ягоды, травка). Показываю на доске, дети вместе со мной на листочках для упражнения.

6. Самостоятельное рисование.

А сейчас попробуйте нарисовать свою картинку у себя на ложке.( дети рисуют, а я напоминаю , что рисуем самым кончиком кисточки, и не забываем постоянно смотреть на иллюстрации с хохломской росписью.

(звучит спокойная, тихая мелодия)

7. Выставка работ

В конце занятия на выставке рассмотреть все узоры, выбрать самые яркие, легкие, нежные завитки, реснички, красивые ягоды.

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы…

Расписная, лёгкая,

Нет ее нужней;

С ней и щи отменные,

И кисель вкусней!

Ребята, вы догадались, что это? (ложка).

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! И наши ложки переходят в наш уголок красоты.

Хохломская роспись. Рисование на бумаге разной формы.

Цель: Продолжать работать с хохломской росписью, видеть связь формы предмета, величины с узором, чередование одинаковых элементов (ягоды, листья, цветы, травка), их расположение.

Составлять узор на бумаге разной формы и величины (круг, овал, квадрат, прямоугольник), украшая его завитками-веточками, одинаковыми ягодами, листьями, травкой. Выбирать элементы, цвет, форму бумаги и ее цвет.

Материал: Предметы с хохломской росписью: столы, стулья, панно, блюда, иллюстрации, открытки, рисунки.

Бумага красного, черного, желтого цветов формата А4 (круг, овал, квадрат, прямоугольник), бумага для упражнении, гуашь.

Ход занятия.

  1. Орг.момент.

Сегодня ребята мы дальше продолжим знакомиться с хохломской росписью, познакомимся с новыми элементами этой росписи.

  1. Особенности росписи.

Ребята посмотрите внимательно на эти предметы и скажите, что особенного в этих предметах.

  1. Информация о росписи.

Я сейчас расскажу откуда пришла к нам эта роспись.

- Село Хохлома Нижегородской области, где с давних-давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу под названием хохлома. Вот уже много-много лет умельцы делают здесь деревянные ковши, поставки, ложки и многое другое. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды, декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.

Вот и у нас посмотрите есть красивый украшенный хохломой стол…

4. Знакомство с новыми элементами хохломы.

А теперь давайте сравним узор на подносе, и узор на столе и кто-нибудь пальчиком проследит, как далеко по завитку уедет его пальчик….

Что же мы выяснили? Выяснили то, что чем больше предмет, тем завиток будет длиннее и больше.

А теперь ребята выберите ту форму и тот цвет, на котором вы будете рисовать свой завиток, свою травку, усики и ягодки.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Прорисовка элементов вместе с воспитателем.

- Прежде чем вы приступите к росписи своей фигуры, давайте в воздухе прорисуем те элементы, которые вы будете рисовать у себя на листке. А теперь потренируйтесь на маленьких листочках, которые лежат у вас на столах.

7. Самостоятельное рисование.

Приступай те к работе, но не забывайте, что рисуем мы все легкими, нежными движениями, на кисточку не нажимаем.

В ходе занятия обращать внимание на заполнение листа, рисовать без пауз, выбирать сочетание цветов.

  1. Выставка работ.

Выявляем красоту собственных завитков. Что получилось, а что нет?

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились!

Хохломская роспись. Рисование узора на полосе.

Цель: Учить видеть основной элемент росписи – завиток, как он завивается, выходит один из другого и каждый украшен одинаково (ягоды, листья, травка). Видеть характерное сочетание цветов золотой хохломы (красный, золотой, черный и немного зеленого), вариативность ягод, листьев, травки.

Составлять узор на полосе, чередуя завитки в разном направлении (вверх-вниз), украшать их ягодами, листьями, травкой. Выбирать цвет элементов и полоски.

Материал: Посуда с хохломской росписью, иллюстрации, открытки.

Бумага желтая, красная, черная размером 7õ25, лист для упражнений, гуашь.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

- Посмотрите, пожалуйста, на выставку предметов и иллюстрации и скажите, что вы видите за предметы?

- Скажите, как называется та роспись, которая представлена на этих предметах и про которую я вам прочитала стихотворение?

2. История хохломских изделий.

- Вот теперь послушайте, как же русские мастера из села Хохлома добиваются того, чтобы их изделия были такими красивыми.

- Все предметы, сделанные народными умельцами, очень яркие, красочные, праздничные и нарядные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева и вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывает льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и все изделия называют «золотой хохломой». Золотая, - потому что все предметы блестят, как золото.

3. Знакомство с новым элементом хохломской росписи.

А теперь давайте обратим внимание на роспись на тарелочках, стаканчиках. Скажите, как идет узор по чашке (по кругу). Веточка поднимается то вниз, то вверх.

Попробуйте тоже в воздухе прорисовать такую веточку, которая, то поднимается вверх, то опускается вниз.

4 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Тренировочное рисование нового элемента.

- Сейчас возьмите ту полоску, на которой вы будете рисовать свою веточку.

- Но прежде чем приступить к работе, потренируйтесь рисовать элементы на листочках, которые лежат перед вами.

6. Самостоятельное рисование.

(Дети рисуют , а воспитатель смотрит правильность выполнения последовательности).

Выставить детские узоры-полоски в подготовленные трафареты, показать связь предмета и узора.

Соединить стороны полоски и получить объемную форму (бокал), проследить движение завитка.

7. Выставка работ.

Послушайте стихотворение про Хохлому.

Хохлома, хохлома-

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Рисуем травку

Солнечною краской,

А цветы огоньки

Красной краской от зари.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали!

Хохломская роспись. Рисование узора на бокале.

Цель: учить видеть красоту формы предметов с хохломской росписью, сочетание цветов, элементы узора, заполнение формы.

Учить украшать объемные предметы (бокал завитками), ягодами, травкой по выбору детей.

Материал: предметы с хохломской росписью, иллюстрации, открытки.

Предметы – бумажные стаканчики или из папье-маше красного, желтого, черного цвета, гуашь.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Песенка исполняется детьми про осень с музыкальным работником.

  1. Рассматривание выставки.

- Ребята посмотрите на те предметы, которые выставлены у нас на столе.

- Какие они? Что это за предметы?

- А теперь посмотрите, что у нас на столах? (стаканчики).

- Сегодня с вами мы тоже побудем мастерами и мастерицами из Хохломы и попробуем тоже наши стаканчики сделать такими же красивыми, как у Хохломских мастеров.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

3. Последовательность выполнения узора.

- Для того, чтобы украсить свой стаканчик, его надо научиться правильно держать. Показать, как держать бокал при росписи, поворачивая его в руке.

- Но прежде чем приступить к работе давайте вспомним последовательность рисования узора: завитки, ягоды, листья, травка; показать кайму: вверху и внизу бокала.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5. Самостоятельная роспись стаканов из папье-маше

Приступаем к работе. Если кто-то забудет как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть как рисуется узор на бокале.

6.Выставка работ.

- Как красиво у вас получилось. Все бокалы у нас неповторимые, каждый как художник придумал свой узор.

Теперь возьмите свои бокалы и давайте их снесем в уголок красоты.

Изделия гжели. Рисование гжельского узора на полосе.

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры малой формы.

Выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме.

Учить составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три).

Совместить гжельский узор с морозным узором на стекле зимой. Присутствие холодных красок.

Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, открытки, рисунок морозного окна.

Белая бумага размером 5х20 см, гуашь, лист для упражнений, силуэты самовара, чашки.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Исполнение песенки про зиму детей с муз.работником.

  1. Чтение стихотворения про зиму (наизусть) «Береза» С.Есенин

Белая береза И стоит береза

Под моим окном В сонной тишине,

Принакрылась снегом И горят снежинки

Точно серебром. В золотом огне.

На пушистых ветках А заря, лениво

Снежною каймой Обходя кругом,

Распустились кисти Обсыпает ветки

Белой бахромой. Новым серебром.

  1. Рассматривание выставки предметов с гжельской росписью.

Все гжельские предметы поставить на стол и закрыть скатертью. Когда воспитатель расскажет стихотворение, снять ее, и перед глазами окажется необыкновенное чудо.

Ребята вы хотите послушать сказку про эти предметы? (не называю).

4. Сказка про гжельские изделия.

Слушаем сказку (рассказывает воспитатель).

Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

- Ребята понравилась вам сказка?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема занятия: «Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconХохломская роспись самобытный русский промысел
Целью дaнного исследовaния является воспитание нравственно-этического отношения к миру, эстетического вкуса, изучение и сохранение...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconРисование симметричного узора
Уточнять представления о том, что такое ритм и симметрия; учить рисовать симметричный узор
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; презентация Хохломская роспись, акварель (гуашь) красного, желтого,...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседа «Красота летней и осенней природы русского леса». Рисование на тему «Осень»
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Роспись доски городецким узором» 2 – ой урок по теме «Городецкая роспись»
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседа «Красота зимнего леса». Рисование на тему «Мы рисуем зимние деревья» (акварель или гуашь )
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: экскурсия в город, рассматривание иллюстраций, рисование транспорта, беседа о пешеходах, игры, заучивание...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconЕсли у вас длинные волосы, вы наверняка сталкивались с проблемой...
Яя восстанавливающая маска, приготовленная из 1 сырого яичного желтка, 1 столовой ложки растительного масла, 1 столовой ложки лимонного...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседа с детьми, рассматривая альбом с растениями (брусники) и составление описательного рассказа, чтение познавательной литературы,...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формы работы учащихся: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с карточками, рисование, самостоятельная работа со...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconКак увлечь ребенка рисованием?
Рисование для детей – это чудо–занятие. Рисование – это развитие мелкой моторики, творчества, фантазии, воображения, выражение своего...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconУрока: Воспитательные
«Жостово», «Живая гжель», «Русские матрешки», «Дымка», «Золотая хохлома», «Городецкая роспись», «Русские платки», «Вышивка», «Кружева»,...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconКонспект урока по изобразительному искусству Тема : Твоя игрушка (роспись формы)
Цель: Развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconК 11 12 месяцам ребенок уже многое умеет делать сам, знает назначение...
Он ест из ложки, пьет из чашки, берет в рот и откусывает хлеб. Во время переодевания малыш подносит шапку к голове, ботинок к ноге,...
Хохломская роспись. Беседа и рисование узора для ложки. Цель iconЛабораторная работа №5 Тема: "Создание графических объектов"
На панели Рисование (рис. ) расположены инструменты для рисования, управления, и форматирования всех видов графических объектов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск