Конспект урока по теме: « Сплав бардовской песни» Форма урока – стерео-урок
Цель: осмысление художественно- поэтических особенностей бардовской песни на примере творчества Б. Окуджавы, В.Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева
Задачи: 1. создать условия для выявления художественных особенностей бардовской
песни;
2. рассмотреть основные темы современной авторской песни;
3. способствовать совершенствованию умения анализировать поэтический текст
на уровне первичного восприятия;
4. развивать эстетически вкус к творчеству;
4. прививать любовь к поэзии, к бардовской песне
Оборудование: карточки со стихами бардов и таблицами для групповой работы; стилизованные столы; АРМ-учителя; компьютер для учащихся; фотоаппарат, ватман, краски, кисточки.
Учащиеся организованы в группы. 1 группа Фронтовое братство
2 группа Герои-романтики
3 группа Актёрский союз
4 группа Творческое сообщество
Ход урока:
этап. Психологический настрой на восприятие темы.
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы вас долго ждали и так здорово, что все мы наконец-то собрались.
Звучит песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Чтобы настроиться на работу, попасть на нужную волну, конечно,
Психологический тест
Перед вами слова НЕ, ТЕБЯ, Я, ЛЮБЛЮ
Составьте предложение, используя только один раз каждое слово.
Один маленький совет. Вспомните, что такое предложение и что бывает кроме слов. Банальные варианты:
Тебя я не люблю.
Не тебя я люблю.
Не я тебя люблю.
Мозг творческого человека ищет выход. Где же вариант позитивный и креативный?
Мозг сильного человека, пытается сломать традиционные рамки, старается идти наперекор всему, не считаясь со стереотипами и стандартами.
Я тебя люблю не…
Я не люблю тебя?!..
Я? НЕ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ?! В простом и понятном ищите, что нужно!
За строчкой, за точкой смотрите, что важно!
этап. Актуализация знаний.
Тема урока: «Сплав бардовской песни» (записываем в тетрадях число и тему урока)
Цель: осмысление художественно- поэтических особенностей бардовской песни на примере творчества Б. Окуджавы, В.Высоцкого, Ю. Визбора, О. Митяева
У нас стерео-урок. А это значит, что из пёстрого потока информации мы создаём каждый себе чёткую картину-представление по изучаемому понятию.
- Что за песня звучала в начале урока?
Митяев Олег Григорьевич «Как здорово»
Родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Отец — рабочий Челябинского трубопрокатного завода. С 1978 года он начал писать и исполнять свои песни, пел в дуэте с Петром Старцевым. После окончания 1-го курса они поехали отдыхать на Ильменское озеро под Миассом, и поразились необычному зрелищу — стоял теплый июньский вечер, все побережье было усыпано кострами и палатками, люди пели под гитару. Царила необыкновенная атмосфера — всю ночь Олег с Петром бродили от костра к костру, слушали песни, купались. На следующий год Митяев решил обязательно приехать и попробовать что-то спеть...
"На одном из фестивалей бардовской песни на сцену вышел высокий, немного стеснительный парень с длинными волосами и запел “Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно” — так сразу, с первой песни, очень скоро ставшей знаменитой, вошел в бардовскую среду Олег Митяев. Уже через четыре месяца после первого исполнения этой песни с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Это был новый бардовский гимн.
- Что вам известно об этом виде искусства?
Это бардовская поэзия. Звучащий стих имеет более древнюю историю, чем стих письменный: античность, средневековье, включая древнюю Русь, неразрывно связали слово со звучанием инструмента, чаще всего струнного.
- А что означает слово «бард»?
Я расскажу вам притчу: « Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди,
которых называли кельтами, своих мудрых учителей они называли друидами. Перед
их знаниями материального и духовного мира преклонялись многие. Друид должен
был 20 лет обучаться у жреца, а, пройдя испытания, обучение и обряд посвящения, избранник назывался «бард».Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в него свет и истину своей песней, формируя словом образы, исцеляющие душу.
этап. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы соприкоснемся с поэтическим текстом бардовской поэзии. Мы будем анализировать его, как это делали всегда. Мы будем его чувствовать, учиться понимать.
Запишем в наши тетради понятие «бард»
Бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине двадцатого века в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР). Самым большим периодом роста этого жанра стали пятидесятые - шестидесятые годы 20 века.
Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и моментально достигла широкой популярности в обществе. Обычно бардовская музыка исполняется автором под единственную акустическую гитару. При исполнении авторской песни главное - качество текста относительно поэтичности.
Истоки бардовской песни:
городской романс;
кант (многоголосная бытовая песня)
крестьянские песни;
творчество декабристов; революционные песни 20-х годов;
песни беспризорников;
студенческий фольклор
Современная бардовская песня родилась вместе с распространением бытовых магнитофонов, в конце 50-х - начале 60-х годов.
Основоположники ее - Булат Окуджава, Александр Галич и Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Новелла Матвеева.
Барды (авторы песен) писали очень человечные тексты песен, которые закрадывались в самые дальние уголки души. Это была музыка от души для души...
Обычно авторы песен этого одноименного жанра являлись составителями и стихов и музыки песни.
В восьмидесятым-девяностым годам к ним присоединились еще Щербаков; Иващенко и Васильев (творческий дуэт "ИВАСЬ"), Жанна Бичевская, Александр Розенбаум, Сергей Никитин.
Позже был создан фестиваль авторской песни, представителем которого стал известный Грушинский фестиваль, названный в честь барда Грушина.
В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, в 1968г. родился фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Ежегодно приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.
Отдавать людям песни души – это особенный дар, дающийся каждому, кто способен открыть свою душу.
Песни души светят людям, как маленькие звездочки с небес, как небесные искорки, согревающие сердца.
Она умеет говорить,
Но слов ее не повторить.
Из них на землю звуки льются.
И люди плачут и смеются.
И поднимают к небу взор,
Зовет их высь, манит простор,
И жить становится несложно,
И кажется, что все возможно.
этап. Групповая работа
У нас 4 группы
1 группа Фронтовое братство
2 группа Герои-романтики
3 группа Актёрский союз
4 группа Творческое сообщество
Задание для наших групп (1-3) было дано следующее:
1. Стилизовать ассоциативными элементами свою группу;
(предметы, одежда и т.п.)
2. Художественное чтение бардовской песни, которая соответствует теме;
3. Личность поэта-барда, воплощающего героев данной группы;
4. Песня, соответствующая тематики. Группа творческая(4) создаёт стерео- картину, которая будет называться «Сплав бардовской песни». Им предлагается следующий материал: компьютер, фотоаппарат, ватман и краски, тексты стихотворений поэтов-бардов, а самое главное работа наших тематических групп.
Выступление групп:
1. Герои-романтики
Что вы придумали для стилизации?
Стихотворение? (Юрий Визбор «Вот это для мужчин…)
Поэт-бард (Юрий Визбор)
Песня (Владимир Высоцкий «Скалолазка»)
2. Фронтовое братство
Как вы ассоциативно представили это время?
Стихотворение? (Владимир Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Автор? (Булат Окуджава)
Песня (Булат Окуджава «Мы за ценой не постоим») Песня для нас очень значимая. Почему? Победа в районном конкурсе смотра песни и строя детских организаций «Радуга» (май, 2012 г.)
3. Актёрский союз
Стилизация?
Исполнитель авторской песни? (Владимир Высоцкий)
Песня (Владимир Высоцкий «Очи чёрные»)
Самостоятельная работа в группах
- Прочитайте другие стихотворения из распечаток и найдите те строки, которые проникли в душу, то ключевое слово, которое откликнулось в вас?
- Какие традиции литературы 19 века продолжаются в творчестве барда?
- Каков его лирический герой?
- Какие истины проповедует поэт? Несёт это произведение?
Название стихотворения
| Традиции 19 века
| Истины
| Состояние лирического героя
| Ключевые слова и строки (тропы)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
этап. Эскспертно-творческое заключение
Наше творческое сообщество сейчас покажет нам стерео-картину, которую они создали и прокомментируют выступление наших групп (на экране слайд созданным детьми коллажем)
этап Домашнее задание (на доске)
Создать сборник авторской песни. Не менее 5-ти текстов на ваш
выбор с небольшим комментарием (оформить соответственно,
возможен рукописный и печатный варианты)
этап. Оценки
Оценки, конечно, важное. Но не главное.
11 класс. С вами связано 6 лет моей жизни. Учила я вас многому. Многому вы меня научили. Желаю вам сыграть свою роль в этой жизни, и обязательно главную, желаю, чтобы с вами были настоящие друзья и любимые люди, а дороги были интересными и непроторенными. Как говорит Высоцкий «Дом Хрустальный на горе для неё. Серебряные родники мои. Золотые мои россыпи»
этап. Рефлексия
Представим себе, что перед нами
Варианты: лицевая сторона диска обложка сборника
плакат
картина юного художника
Если вы внесли свою лепту в сегодняшнее мероприятие или почувствовали интерес к бардовской поэзии, распишитесь на этом замечательном листе. Спасибо за урок!
|