Скачать 396.7 Kb.
|
Содержание Пояснительная записка. 1.План-конспект занятия «Вводное занятие». 2.План-конспект занятия «Изготовление игрушки-сувенира «Звезда». 3.План-конспект занятия «Изготовление полуобъемной игрушки «Никтошка». 4. План-конспект занятия «Изготовление объемной игрушки «Ежик». 5. План-конспект занятия «Изготовление объемной игрушки «Медвежонок». 6. План-конспект занятия «Изготовление комбинированной мягкой игрушки шарообразной формы» 7. Сценарий «Праздник любимой игрушки» Литература. Приложения. Пояснительная записка. Эта страничка специально для вас, уважаемые педагоги дополнительного образования и учителя технологии. Именно вам предстоит научить ребенка делать своими руками мягкие игрушки, помочь организовать рабочее место и сделать первые шаги в декоративно-прикладном творчестве, развить эмоционально - эстетическое отношение к народной культуре и традициям, сформировать творческую личность с развитым эстетическим вкусом, обучить технологическим приемам изготовления мягкой игрушки, способствовать профориентации школьников. Разработка содержит разработки занятий для учащихся младшего и среднего школьного возраста по изготовлению мягкой игрушки. Приведены подробные конспекты занятий по изучению плоскостных, полуобъемных и объемных игрушек из различных материалов. Эти и многие другие идеи представленые в разработке, помогут заинтересовать детей, превратить кропотливый труд в чудесные мгновения творчества мастерства и красоты. Постарайтесь найти те виды материалов, которые необходимы для выполнения игрушек, случаи замены материалов будут оговорены в тексте. Конечно, речь не идет о замене цвета – тут полная свобода для творчества ребенка. Постарайтесь подобрать их так, чтобы получилось хорошее красочное сочетание. Оборудование, инструменты и материалы. Рабочее место ребенка должно быть светлым и удобным. При необходимости оборудуйте стол дополнительным источником света. Для изготовления мягкой игрушки целесообразно использовать следующие инструменты и материалы: иглы № 5, 7 или иглы штопальные (облегчают вдевание нити детям со слабо развитой мелкой моторикой); нитки швейные, штопальные, мулине; ножницы хозяйственные с длиной лезвия 10-15 см; карандаш или фломастер для копирования шаблонов на ткань (с подобной целью можно использовать портновский мел или небольшой кусочек мыла); клей ПВА (без запаха, не оставляет следов на ткани, хорошо соединяет детали, легко смывается водой с любой поверхности); фурнитура для оформления игрушки (бусинки, пуговицы, ленты, тесьма). Для работы лучше использовать мягкие несыпучие ткани (трикотаж, флис) и искусственный мех с коротким ворсом, так как эти материалы легко раскраиваются и не доставляют проблем при сшивании. В качестве набивочного материала можно использовать вату, синтепон или небольшие обрезки мягкой ткани. При работе с инструментами необходимо соблюдать правила техники безопасности. Расскажите о них перед работой. Лучше, если игрушки будут выполнены при вашем участии. Наиболее приемлемым размером игрушки для детей младшего школьного возраста является размер 10-20 см, так как изготовление игрушек малых форм доставляет детям дополнительные трудности. Методическая разработка содержит раздел «Приложения», в котором приведены шаблоны игрушек в натуральную величину и фотографии работ. Методическая разработка состоит из планов-конспектов занятий и схем игрушек в натуральную величину. В результате обучения учащиеся должны знать: -технологические приемы изготовления мягкой игрушки; -соблюдать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. должны уметь: -выполнять швы, необходимые для изготовления мягких игрушек; -самостоятельно изготавливать по шаблону различные виды игрушек; -сочетать в работе различные виды материалов; -бережно относиться к оборудованию, инструментам, экономично расходовать материал. Методами контроля обучения являются: выставки и тематические праздники, которые буду приведены в разработке. Критерием успешного освоения предложенных тем являются: -возникновение интереса к декоративно-прикладному творчеству; -успешное изготовление мягкой игрушки. Для проведения таких занятий необходимы организационно-педагогические условия: -создаются учебные группы численностью не более 12 человек; -занятия проводятся по 2 часа; -выполняются упражнения на релаксацию; -на изготовление мягкой игрушки отводится от 4 до 10 часов, в зависимости от сложности работы. Данная методическая разработка была апробирована на занятиях в объединении «Мягкая игрушка» в течение 5 лет. При подведении итогов работы выявлено, что 88% учащихся успешно овладели техникой изготовления мягкой игрушки. Это говорит об эффективности методической разработки. В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности, как ведущей. Для успешной работы с детьми этого возраста лучше использовать объяснительно-иллюстративный метод обучения, где педагог сообщает учебную информацию и показывает готовые образцы игрушек. Однако это вовсе не означает, что при изготовлении и оформлении игрушки нужно с точностью повторить предложенный Вами образ, наоборот, проявленные детьми фантазия и творчество помогут сделать игрушку индивидуальной и забавной. Желаем успеха! План-конспект занятия Тема: «Вводное занятие» Цель: сформировать интерес к декоративно-прикладному искусству на примере изготовления мягкой игрушки. Задачи: -обучить основам трудовой культуры, правилам техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; -формировать умения и навыки работы с различными инструментами и материалами; -пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству и желание создавать игрушку своими руками. Инструменты и материалы: стенды с образцами игрушек, книги и журналы по рукоделию, стенд по технике безопасности. Ход занятия. I. Организационный момент. Знакомство педагога с детьми. П.Ознакомительная беседа. 1. Рассказ о творческом объединении (на фоне музыки). Педагог. Мир, в котором мы живем, существует очень давно. За тысячелетия прошло много событий: менялись цивилизации, шли войны, строились города. Но, пожалуй, не существовало бы нашей планеты, если бы не было людей, которые всю свою жизнь создавали что-то новое. Они были мастерами своего дела, и за это стоит им сказать огромное спасибо. Ремесло, рукоделие В. Даль так определял значение слова «ремесло»: «рукодельное мастерство, ручной труд, работа и умение, коим добывают хлеб, самое занятие, коим человек живет, промысел сто, требующий более телесного, чем умственного труда». Человечество на протяжении многих веков собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно, не может быть будущего. Программа нашего творческого объединения рассчитана на то, чтобы познакомить и приобщить вас к удивительному миру народного прикладного творчества. Наверное, ваши бабушки бережно хранят образцы этого творчества: одеяла и подушки в технике лоскутной мозаики, глиняные игрушки и посуда, вязаные кружева и многое другое. Оглянитесь вокруг то, чем занимались наши предки, дошло до наших дней. Многим изделиям придали современный вид, но это не так уж и плохо. Главное - сохранить и донести до будущих поколений накопленный опыт мастеров. Также в программу обучения входит экскурсия на выставки декоративно-прикладного творчества, проведение праздника «Любимая игрушка». Изделия, которые вы научитесь изготавливать, будут разными по сложности, но интересными. Надеюсь, что вы не остановитесь на достигнутом. Любовь к декоративно-прикладному творчеству останется у вас на всю жизнь. 2.Информация о необходимых инструментах и материалах. Педагог. Так как почти все занятия будут практическими, нам необходимо заранее подготовить необходимые материалы и инструменты. Для успешной и плодотворной работы понадобятся (демонстрация инструментов):
З.Инструктаж по технике безопасности. Педагог. В любом месте, где бы вы ни находились: на улице, дома, на занятиях - необходимо быть очень осторожными. На занятиях мы будем пользоваться различными предметами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным. Требования безопасности перед началом работы: -проверьте отсутствие ржавых иголок и булавок; -рабочий инструмент и материал разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке. Требования безопасности во время работы: -содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором; -ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок; -храпите иголки, булавки, спицы в определенном месте (подушечке, пенале и др.), не оставляйте их на рабочем месте; -будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим; -не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола; -свет на вашу работу должен падать с левой стороны; -положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см; -в случае плохого самочувствия прекратите работу, поставьте в известность педагога. Требования безопасности при работе с ножницами: -кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; -следите за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом; -передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями; -не подходите во время работы с ножницами к другим обучающимся. Требования безопасности при работе с иглами, булавками: -запомните количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие; -не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их; -иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду. Требования безопасности при работе с клеем:
- в случае попадания в глаза клея, сообщите педагогу и промойте глаза холодной водой. Требования безопасности по окончании работы: -приведите в порядок рабочее место; -инструменты и материалы соберите и сложите в определенное место; мусор и отходы соберите и сложите в специальный ящик. 4. Анкета для учащихся. Педагог. Одни из вас любят что-то мастерить своими руками, другие - рисовать. Кто-то с удовольствием слушает музыку. Такие люди обычно тонко чувствуют все, что происходит вокруг. Проще говоря, они любят красоту. Для них искусство, творчество - украшение жизни. А есть люди, для которых духовное, - что-то совершенно ненужное и бесполезное. Заполните, пожалуйста, анкету. В дальнейшем она поможет лучше понять каждого из вас. 1.Фамилия, имя 2.Чем ты любишь заниматься в свободное время? ___________________________________ 3.Как часто ты интересуешься журналами по прикладному творчеству? (Часто, редко, затрудняюсь ответить.)________________________________________________________ 4.Есть ли у вас дома самодельные предметы (игрушки, вышитые изделия, резьба по дереву и так далее)? 5.Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_____________________________________________________ 6.Посещаешь ли ты музеи, выставки? 7.Интересуешься ли ты народным творчеством?_____________________________________ 8.Часто ли запоминаешь красивые пейзажи?________________________________________ 5.Просмотр фильма о выставках детских работ по декоративно-прикладному творчеству. 6.Итог занятия. Педагог. Сегодня мы вами познакомились с инструментами и материалами, которые вам понадобятся для дальнейшей работы. Вы увидели те игрушки, которые вы можете сделать своими руками. План-конспект занятия. Тема: Изготовление игрушки-сувенира «Звезда». Цель: закрепить технологические приемы изготовления игрушки-сувенира «Звезда». Задачи: -научить детей изготавливать игрушку-сувенир «Звезда»; -обучить основам трудовой культуры; -привить художественный вкус; -закрепить знания учащихся по теме «Секреты мастерства». . Инструменты и материалы: иглы, ножницы, нитки, ткань (трикотаж или велюр), набивочный материал, шаблон, игрушка-сувенир «Звезда», наглядные пособия «Инструменты», «Разновидности набивочного материала» и музыкальное сопровождение. |