Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации27.10.2013
Размер0.84 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ

ПРОГРАММА « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Для 1-4 классов составлена на основе авторской программы О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской « Изобразительное искусство» ( для четырехлетней начальной школы ), входящей в образовательную систему « ШКЛОЛА-2100» и соответствует требованиям нового образовательного стандарта.

I. Пояснительная записка

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важ-

нейшие задачи образования (формирование предметных и уни-

версальных способов действий, обеспечивающих возможность

продолжения образования в основной школе; воспитание умения

учиться – способности к самоорганизации с целью решения учеб-

ных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личност-

ного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуля-

ции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень

важную роль в процессе развития и воспитания личности играет

предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на

формирование образного мышления и творческого потенциала

детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к

миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе явля-

ется формирование функционально грамотной личности, облада-

ющей не только предметными, но и универсальными знаниями и

умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в

начальных классах, в том числе и через приобщение детей к худо-

жественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в

жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения

искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так-

же – умению пользоваться полученными практическими навыками

в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивиду-

альной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно,

обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их

кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости-

гать окружающий мир.

Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»)

для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс

для обучения и эстетического развития младших школьников воспи-

тывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память,

умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей

наглядно-образное и логическое u1084 мышление, совершенствуют их рече-

вые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази-

тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навы-

ки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности

её последующего применения в творческих работах, которые могут

быть выполнены различными материалами, на разных уровнях

сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника

курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подроб-

ный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в

избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствую-

щие уровню класса.

2

II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искус-

ству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира

и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отно-

шения к миру – важнейшие линии развития личности ученика сред-

ствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий

современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-

двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рацио-

нальнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них суще-

ствуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприя-

тием красоты мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким обра-

зом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально восприни-

мать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с дру-

гой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным

и с ориентированным на практические занятия в области овладе-

ния первичными навыками художественной и изобразительной

деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а

представления об искусстве у современных младших школьников,

как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегче-

ния восприятия необходимой для освоения курса информации мак-

симально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен-

но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразитель-

ного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала

искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический

материал уроков с помощью выполнения практических заданий, дан-

ных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стес-

няться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать

образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать

свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретиче-

ских и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии

выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно

построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способ-

ствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего

опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое

новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складыва-

ется представление о структуре изобразительного искусства и его

месте в жизни современного человека, одновременно развивается

эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, воз-

никает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих

силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт

индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол-

нения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если

исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание

курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объ-

ёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников

«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу

учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут

усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить

по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и

связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить

все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность

результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолко-

вания своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе

обучения используют полученные знания во время выполнения кон-

кретных практических и в то же время творческих заданий. Это

могут быть поздравительные открытки, календари, театральные

спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение про-

блемных творческих продуктивных задач – главный способ осмыс-

ления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в кол-

лективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены

только при условии разумно организованной работы группы уча-

щихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих

работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в

выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продук-

тивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к

искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания

мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических

искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание

различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основ-

ных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно

работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и уме-

ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

4

Основные задачи курса

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следую-

щие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (началь-

ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и

задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе-

ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра-

мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства

(рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культу-

ры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различ-

ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и

работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами

живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского

искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши про-

екты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разра-

ботка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка

театральных постановок).

В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к

обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и

специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляют-

ся межпредметные связи изобразительного искусства с технологией,

литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информати-

кой, развитием речи.

Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса

используется единая система условных обозначений и текстовых

выделений. Важной методической составляющей курса для обуче-

ния навыкам работы различными материалами в разных техниках

являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и техноло-

гические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для

того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать

суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алго-

ритм анализа художественного произведения, который расширя-

ется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебни-

ка помещены основные понятия, которые были изучены в преды-

дущих классах.

В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая

работа), связанный с историей искусства от древнейших времён

(1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й

кл.), к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами

русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть

алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными

коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом

возрастных особенностей детей на основе школьной программы соот-

5

ветствующего класса. При создании кукольных спектаклей исполь-

зуются все полученные детьми знания и умения, реализуется их

творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом воз-

расте навыки работы в команде.

Методическое обеспечение

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками

«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также

рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт.

О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым ком-

ментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические осно-

вы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и

отрабатываются в рабочей тетради.

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно

также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с

тобой») для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в кото-

рых содержится материал общеэстетической направленности. Этот

материал поможет решить задачу общекультурного развития через

интеграцию технологической и художественно-изобразительной

культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и

«Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализу-

ющих концепцию и замысел авторов курса.

Алгоритм подготовки учителя

к проведению урока

При проведении уроков по данному курсу учителя очень часто

сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе этой про-

блемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все зна-

ния. Некоторые сложные положения проще объяснить самому

учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно,

чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали»

сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользо-

ваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники

на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать

лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в

содержании учебника обязательный программный минимум. Для

этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знани-

ям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к

изучаемой теме. Это и есть тот минимум, который должны усвоить

все ученики.

2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия

минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, под-

бирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему,

продумывает возможные ответы детей на данные в конце тем вопро-

сы, прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудно-

сти, которые дети могут испытать при их выполнении, готовит, если

это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны).

Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на

6

уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении

важнейших понятий.

Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём

конспекте важнейшие вехи урока и старается им следовать.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск