Скачать 0.84 Mb.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Для 1-4 классов составлена на основе авторской программы О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской « Изобразительное искусство» ( для четырехлетней начальной школы ), входящей в образовательную систему « ШКЛОЛА-2100» и соответствует требованиям нового образовательного стандарта. I. Пояснительная записка В процессе обучения детей в начальной школе решаются важ- нейшие задачи образования (формирование предметных и уни- версальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учеб- ных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личност- ного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуля- ции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе явля- ется формирование функционально грамотной личности, облада- ющей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к худо- жественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивиду- альной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости- гать окружающий мир. Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспи- тывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое u1084 мышление, совершенствуют их рече- вые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навы- ки изобразительной деятельности. Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подроб- ный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствую- щие уровню класса. 2 II. Общая характеристика учебного предмета Воспитание культуры личности, формирование интереса к искус- ству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отно- шения к миру – важнейшие линии развития личности ученика сред- ствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рацио- нальнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них суще- ствуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприя- тием красоты мира. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким обра- зом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально восприни- мать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с дру- гой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений. Особенности курса 1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладе- ния первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегче- ния восприятия необходимой для освоения курса информации мак- симально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразитель- ного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, дан- ных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стес- няться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретиче- ских и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способ- ствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складыва- ется представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, воз- никает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол- нения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объ- ёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолко- вания своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения кон- кретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение про- блемных творческих продуктивных задач – главный способ осмыс- ления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в кол- лективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы уча- щихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продук- тивно работать в группе. Основные цели курса 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основ- ных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и уме- ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности. 4 Основные задачи курса В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следую- щие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора (началь- ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией); 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе- ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра- мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»); 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культу- ры (темы, относящиеся к истории искусства); 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различ- ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»); 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»); 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши про- екты»); 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разра- ботка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок). В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляют- ся межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информати- кой, развитием речи. Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обуче- ния навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и техноло- гические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алго- ритм анализа художественного произведения, который расширя- ется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебни- ка помещены основные понятия, которые были изучены в преды- дущих классах. В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.). Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соот- 5 ветствующего класса. При создании кукольных спектаклей исполь- зуются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом воз- расте навыки работы в команде. Методическое обеспечение К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым ком- ментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические осно- вы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради. В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в кото- рых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализу- ющих концепцию и замысел авторов курса. Алгоритм подготовки учителя к проведению урока При проведении уроков по данному курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе этой про- блемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все зна- ния. Некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний дети «открывали» сами. Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользо- ваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум). 1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знани- ям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики. 2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, под- бирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей на данные в конце тем вопро- сы, прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудно- сти, которые дети могут испытать при их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на 6 уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших понятий. Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи урока и старается им следовать. |