Культура детства: ценности, проблемы, перспективы





НазваниеКультура детства: ценности, проблемы, перспективы
страница1/18
Дата публикации28.06.2013
Размер2.91 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский педагогический колледж»

Культура детства:

ценности, проблемы,

перспективы
Материалы

II городской открытой

научно-практической конференции

преподавателей и студентов
13 апреля 2012 года
Часть 1


Кемерово 2012

ББК 74.00

К90

Рекомендовано

научно-методическим советом

Кемеровского педагогического колледжа



Редакционная коллегия:

В. А. Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент,

директор Кемеровского педагогического колледжа;

М. В. Корнилова, кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель директора по научно-методической работе

Кемеровского педагогического колледжа;

В. М. Кузина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики

и психологии Кемеровского педагогического колледжа;

Л. А. Проскурякова, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой

естественно-медицинских дисциплин Кемеровского педагогического колледжа;

Т. П. Трушкина, заведующая кафедрой математики и информатики

Кемеровского педагогического колледжа;

Е. Ю. Башкина, заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

Кемеровского педагогического колледжа;

О. Н. Морозова, заведующая редакционно-издательским кабинетом

Кемеровского педагогического колледжа;

Н. А. Кряклина, методист информационно-методического центра

Кемеровского педагогического колледжа
В 1-й части сборника материалов II городской открытой научно-практической конференции «Культура детства: ценности, проблемы, перспективы» рассматриваются теоретические и практические подходы к проблеме культуры детства в системе дошкольного, общего и дополнительного образования, представлен опыт решения проблем, связанных с воспитанием, развитием и образованием современных детей.

Издание адресовано студентам, педагогическим работникам, менеджерам образования, аспирантам, занимающимся проблемами культуры детства.



К90

Культура детства: ценности, проблемы, перспективы: материалы II городской открытой научно-практической конференции преподавателей и студентов, г. Кемерово, 13 апреля 2012 года : в 2 частях / ред. коллегия: В. А. Дубровская, М. В. Корнилова, В. М. Кузина и др. – Кемерово : ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», 2012. – Часть 1. – 103 с.



© Кемеровский педагогический колледж, 2012

Проблемы детства

и профессиональная система образования



Мы все родом из детства и помним из него преимущественно хорошее. Мы любим наших детей, и нас не нужно уговаривать любить их еще сильнее. Мы беспокоимся об их судьбе больше, чем когда-то беспокоились о судьбе собственной, и нам хочется, чтобы наши дети были счастливее, способнее и умнее нас. Вроде бы, мы делаем всё, что в наших силах, и всё же... Беспокойство не покидает нас, и окружающая действительность свидетельствует, что наших индивидуальных усилий явно недостаточно, причиной чего является слишком слабое осознание обществом, государством, их институтами объективной ценности детства. Детство есть самоценная жизнь, а вовсе не подготовка к ней. Каково детство, таково и общество. Справедливо и обратное: каково общество, таково и детство.

Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого или определенного конкретного социума (семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций), всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития.

Конкретные данные, полученные учеными, показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила изменения современного ребенка. Сегодня у большинства родителей низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем, значительное число нынешних родителей свои профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня дети не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых.

Сейчас мы имеем дело с ребенком 2012 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, который разительно отличается не только от того «дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Корчак и другие великие детоводители прошлого. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника десяти-пятидесятилетней давности, он просто стал другим! Что значит другим?

Во-первых, в минимально короткий пятилетний период с 2005 года по 2010 год резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию: развитие креативного мышления снизилось с «хорошего» до «слабого».

Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а так-же его воли и произвольности.

В-четвертых, обследование познаватель-

ной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ в. это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10 % детей. Четко фиксируется сниженный уровень детской любознательности и воображения.

В-пятых, обращает на себя внимание не-развитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических на-выков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности.

В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25 % детей млад-шего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие кон-фликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30 % самостоятель-ных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Так, по данным американских ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10–12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН, более 60 % родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника всё свободное время проходит у телевизора. В итоге возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Таким детям трудно воспринимать слышимую речь и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Материалы исследований показывают, что если в конце 90-х годов XX века многие дети отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4–5 местах по силе проявления, то в 2011 году тревожность у 10–15-летних детей вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя (1-е место в мире по детскому суициду, уже 2-й год).

В-девятых, всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Всё это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который находит свое выражение в устойчивой повышенной тревожности.

В-десятых, ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти.

В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, отставанию в приросте мышечной силы.

В-двенадцатых, резко возрастает, а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по медицинским показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией».

В-тринадцатых, имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5 %; а дисгармоническое развитие (пси-хопатии) отмечается у 26,5 %.

В то же время, в-четырнадцатых, всё увеличивающуюся категорию составляют одаренных детей, среди них и детей с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению ко взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. При этом наблюдаемое сейчас ярко выраженное стремление детей к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», само по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов.

В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей не только по сравнению с лихими 90-ми, но и с прошлым десятилетием. Так, с 2008 года на первый план выдвигаются интеллектуальные, волевые и ценностные ориентации. Образованность, настойчивость, решительность, направленность на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей. Но при этом весьма тревожно, что эмоциональные и нрав-ственные ценности (чуткость, терпимость, умение сопереживать) занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.

Решение многих проблем детства кроется в специальной психолого-педагоги-ческой подготовке кадров. И связано это с тем, что формы психолого-педагогического образования во многих колледжах и педагогических вузах не соответствуют тому уровню и тем требованиям, которые предъявляются к

новому учителю национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Оказывается, для воспитателей самая трудная проблема – это игра с детьми, то есть организация работы с ребенком в формах игровой деятельности. Но именно игровые формы являются ведущими для данных возрастов.

Для молодых учителей начальной школы самым трудным оказывается даже не встреча с ребенком, к этому они готовы, а встреча с родителями этих детей. И молодые специалисты говорят об этой трудности.

Перед нами стоит огромная задача, свя-занная с подготовкой кадров. Это первое.

Во-вторых, мы мало задействуем образовательные учреждения, где накоплен очень серьезный опыт работы с разными контингентами детей. То есть надо еще продумать, как строить систему адресно-ориенти-рованных практик, учитывающую особенности развития каждого ребенка.

В-третьих, нам необходимо создать эффективную модель психолого-педагогичес-кого образования студентов, основанную на использовании деятельностных технологии, с учетом привлечения образовательных учреждений не только системы профессиональной подготовки, но и системы повышения квалификации.

В-четвертых, нужна обдуманная систе-ма оценки образовательных результатов студентов по мере того, как они двигаются по своей образовательной траектории.

И следующий очень важный факт – надо продолжить работу по созданию об-щественно-государственной системы оцен-ки качества профессиональной подготовки педагога и его деятельности в целом.

Реализация этих ценностей Детства и Образования потребует заботы о том, чтобы образование играло достойную роль в судьбе каждого отдельного человека. И только тогда можно быть уверенным, что свободный и образованный человек не останется равнодушным к решению задач государства, общества и его институтов, к судьбе России.




В. А. Дубровская, кандидат педагогических наук, доцент,

директор ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»






Раздел I. Психолого-педагогические условия

сопровождения дошкольников при переходе

на ФГТ с учётом ФГОС СПО

Формирование рефлексивной компетенции студентов

педагогического колледжа в процессе учебной практики

в соответствии с требованиями ФГОС СПО
Л. А. Булатова, преподаватель кафедры естественно-медицинских дисциплин

ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»;

В. В. Начевских, преподаватель кафедры естественно-медицинских дисциплин

ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»




Актуальность проблемы формирования рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа связана со значимостью рефлексивного компонента в профессинальной деятельности, позволяющего педагогу найти свой индивидуальный стиль, достигнуть адекватной профессионально-личностной самооценки, прогнозировать и анализировать результаты своего труда.

Современные исследования (Е. А. Климов, А. К. Маркин, В. А. Метаева), посвященные профессиональной компетенции рассматривают рефлексивную компетенцию как одну из ведущих в сложной структуре профессиональной компетентности.

По мнению Э. Ф. Зеера профессиональная компетентность-уровень осведомленности, ав-торитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе формирования личности другого человека. Педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. Поэтому рефлексия выступает как один из элементов компетентности или фактор его развития.

Рефлексивная компетенция по определению С. Ю. Степанова, представляет собой профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивных способностей, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности результативности.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 050144 Дошкольное образование, определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по обладанию воспитателями детей дошкольного возраста общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями. Значительное место отводится рефлексивным компетенциям:

– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решение в нестандартных ситуациях;

– ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста;

– анализировать процесс и результаты организации различных видов детской деятельности и общения детей.

В большей степени возрастают требования к данной компетенции с введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В процессе обучения в колледже, студенты должны овладеть необходимыми компетенциями для успешной профессиональной деятельности. В связи с этим возникает проблема развития у студентов рефлексивной компетенции, так как за счет знания и владения механизмом рефлексии происходит адекватное развитие всех других видов профессиональной компетентности.

В образовательном процессе следует соблюдать определенные условия для формирования и развития рефлексивной компетенции:

– знание студентами о том, что такое рефлексия;

– приобретение личного рефлексивного опыта на учебных занятиях и педагогической практики;

– повышение потребности студентов в самопознании, саморазвитии, понимания себя и другого;

– взаимодействии преподавателя и студента, основанном на личностно-ориентирован-ном подходе.

Наиболее эффективное развитие рефлексив-ной компетенции достигается при организации деятельности, направленной на повышение рефлексивности. Важна личностная включенность студента в процесс осмысления и деятельности, что повышает эффективность обучения и профессионального становления личности. В значительной степени этим требованиям отвечает производственная практика.
Для студентов Кемеровского педагогического колледжа предусмотрены следующие виды практик:

– учебная практика;

– производственная практика (по профилю специальности);

– производственная практика (преддипломная).

Проведенный анализ результатов преддипломной практики (февраль – март 2012 год), характеристики на студентов воспитателей ДОУ, анкеты студентов показали недостаточный уровень сформированности рефлексивной компетенций выпускников колледжа по специальности Дошкольное образование. На высоком уровне сформированы следующие рефлексивные умения:

– ставить педагогические задачи – 69 % студентов;– определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество – 78 % студентов;

– анализировать результаты своей педагогической деятельности – 62 % студента;

– диагностировать уровень детского развития – 84 % студентов;


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconКультура детства: ценности, проблемы, перспективы
Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconПроблема ценности (социально онтологический аспект)
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconНаучно-технические и экономические ценности как факторы развития...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconПоложение о студенческой научно-практической конференции «Молодежь...
Гбоу спо «Оренбургский государственный колледж» проводит конференцию «Молодежь XXI века: проблемы, перспективы» учащихся и студентов...
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconТ. И. Ланцова культура XX века: проблемы и перспективы
Методическое пособие предназначено для ориентирования студентов в процессе изучения дисциплины в опоре на предложенный материал и...
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconУрок самопознания в 11 классе Тема: Ценности и цена
«ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconПрограмма межведомственного круглого стола «Высшее образование инвалидов...
Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы [Текст] : сб докладов и информ материалов межвед круглого стола (30...
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы icon4 Введение 6
...
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине культурология специальность:...
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconНаучно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса»
Научно-практическая конференция: «Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». Вязьма: филиал фгбоу впо «мгиу» в...
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconПротокол № от 13 февраля 2012 г
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconСистемно(структурно)-функциональный подход
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconИностранный язык в формировании мультикультурного сознания студентов
Этническая культура должна содержать нравственные ценности, которые называют общечеловеческими. Это любовь к ближнему, доброта, отзывчивость,...
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconПроблемы и перспективы участия россии в международном олимпийском...
Специальность 23. 00. 04 – политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconАнализ выживаемости знаний студентов по предмету «Философия» (тестовый контроль)
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура детства: ценности, проблемы, перспективы iconУчебно-методический комплекс культурология
Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Тенденции культурной универсализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск