Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет все важнейшие стороны деятельности школы и уклад школьной жизни. Введение ФГОС – основное направление национальной образовательной инициативы Президента РФ «Наша новая школа». ФГОС начального образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.20.2009 №373. Новый стандарт предъявляет требования к структуре образовательной программы, условиям реализации образовательной программы, результатам образования. На основе примерной образовательной программы каждая школа разрабатывает свою основную образовательную программу.
Структура основной образовательной программы
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в начальной школе, включает 9 содержательно взаимосвязанных элементов.
Учебный план определяет общий объем нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности и состоит из 2 частей:
- обязательная часть (80% содержания);
- вариативная часть (20% содержания, формируется участникам образовательного процесса) и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки и секции, круглые столы, конференции, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр. Учитываются мнение и пожелания родителей.
Программа формирования универсальных учебных действий описывает характеристики этих действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и типовые задачи по их формированию.
Рабочие программы отдельных предметов, курсов (русский язык, математика, окружающий мир и др.) обеспечивают достижение планируемых результатов по каждому предмету и в целом освоение образовательной программы.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся направлена на приобщение их к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Условия реализации основной образовательной программы
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, которые должно обеспечить каждое образовательное учреждение.
Кадровые условия: укомплектованность высококвалифицированными педагогами, прошедшими обучение по новому стандарту.
Материально-технические условия: свободный доступ к сети Интернет; компьютерный класс; цифровое оборудование для лабораторных занятий (микроскопы, датчики температуры, дыхания и т.д.); учебники, учебные пособия, учебно-практическое оборудование; множительная техника; интерактивные доски; экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде; игры и игрушки; натуральные объекты (гербарии, коллекции минералов и др.).
Финансовые условия: финансирование в объеме не ниже установленных нормативов финансирования образовательного учреждения. Привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, выходящих за пределы содержания основной образовательной программы школы.
Информационные условия: обеспечение доступа к информации, связанной с образовательной деятельностью, всем участникам образовательного процесса.
Все эти условия должны обеспечить создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Результат освоения основной образовательной программы
Стандарт определяет требования к личностным, метапредметным и предметным умениям.
Личностные умения включают: готовность и способность ученика к саморазвитию, сформированную мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки ученика, отражающие их индивидуальные, личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. Обобщенная оценка личностных результатов обучающихся будет осуществляться в ходе мониторинговых исследований.
Метопредметные умения – это способы деятельности, применяемые как для решения учебных задач, так и задач жизненного характера.
К метапредметным относятся, например, умения: сравнивать, классифицировать, обобщать, находить и перерабатывать информацию. Работать со справочной литературой, с художественным и научным текстом, отвечать на вопросы и задавать их, сотрудничать в паре, группе. Участвовать в диалоге, выделять цель, планировать свою деятельность, находить и исправлять ошибки, оценивать свою работу. Освоение метапредметных умений помогает осознанно усваивать знания, применять их на практике, способствует формированию личности младшего школьника.
Предметные умения включают: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. В предметных умениях выделяют 2 группы:
- обязательные требования (формулируется в терминах «выпускник научится…»);
- умения, не достижение которых не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования (формулируется в терминах «выпускник получит возможность научиться…»).
Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Вопрос-ответ
В чем суть системно-деятельностного подхода как основы реализации ФГОС?
Системно-деятельностный подход разработали отечественные педагоги и психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и др. В соответствии с его основными положениями активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования – знание не передается в готовом виде, а строится самим обучающимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Учение более не рассматривается как простая передача знаний от учителя к ученику, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения заданий, связанных с проблемами реальной жизни. На смену единоличному руководству учителя в этом сотрудничестве приходит активное участие обучающихся в выборе содержания и методов обучения, в планировании и оценке результатов учебной деятельности.
В чем особенности организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС?
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но, в первую очередь, – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения, но не тождественны по целям, содержанию и формам организации дополнительного образования детей. Вместе с тем, необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. |