«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования»





Скачать 34.46 Kb.
Название«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования»
Дата публикации03.07.2013
Размер34.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
О состоянии и проблемах гуманитарного образования в СВФУ
Актуальность выносимой на обсуждение проблематики не вызывает сомнений как в глобальном масштабе, так и в более узком формате, применительно к нашему университету. Не секрет, что сегодня в российском обществе мы сталкиваемся с таким феноменом, как широкое распространение технократических настроений. В свою очередь они порождают, как выразился академик Ал.Оган.Чубарьян, скепсис в отношении роли гуманитарного знания и образования. В кругах тех, кто формирует общественное мнение, важнейшая сегодня стратегическая задача модернизации связывается, как правило, исключительно с экономикой. По этому поводу один из наших гостей Ал.Ник.Архангельский сказал: «Миром управляют интересы, а не смыслы». Налицо явная недооценка того факта, что процесс модернизации неотделим от человеческого («культурного») фактора.

Между тем весь мировой и отечественный опыт, в том числе и последних 20 лет, показывает, что гуманитарная составляющая является важнейшим и непременным условием и фактором развития общества.

Еще в 90-е гг. прошлого столетия при Ген.Алекс.Ягодине заговорили о «гуманитаризации и гуманизации» образования, но дальше слов дело не пошло.

Сегодня уже слышится целый хор. Причем коллеги используют очень сильные выражения:

Яр.Ив.Кузьминов: «профанация образования», «… гуманитарное образование померло».

Лев.Л.Любимов: «бедственные судьбы гуманитарного образования», «суицид литературы в школе, самоубийство ее бытия».

Ал.Ник.Архангельский: в России «сложилась ситуация разгуманитаривания».

Но самые крепкие формулировки содержатся в «Заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ»:

- «разгром образования в России»;

- «национальная катастрофа»;

-«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования»;

-«сворачивание филологического образования в вузах» и т.д.

Определенная ностальгия по прошлому: «Аннулирование достижений советской образовательной системы», «окончательное забвение традиций русской дореволюционной школы».

Действительно государственная поддержка гуманитарного направления крайне незначительна. Гуманитарные и социальные науки не попали в перечень приоритетных научных направлений. В число НИУ (Национальных исследовательских университетов) вошел только один гуманитарный вуз – Высшая школа экономики, и так имеющая особый статус. Самый известный инструмент поддержки гуманитарного знания в стране – РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) – не обладает большими возможностями.

Еще одним показателем отношения к сфере гуманитарного знания может служить ситуация с так называемым Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Многие известные ученые, труды которых известны за рубежом, имеют нулевой индекс цитирования. Гуманитарная научная сфера имеет весьма существенное отличие от естественных наук, в ней преобладают монографические исследования, которые не укладываются в рамки системы РИНЦ.

Сегодня старая парадигма, которую можно назвать предметно-дисциплинарной, сменяется новой, антропоцентрической парадигмой, которая стремится приблизить образование к конкретным запросам и нуждам общества и личности; иными словами, качество образования определяется его развивающим потенциалом, тем, насколько способна личность к саморазвитию, готова к «образованию – через всю жизнь».

Современное «всеобъемлющее» образование должно формировать, как пишет Лев.Л.Любимов, «синтетическое» мышление. Оно предполагает приобретение не только специализированных знаний и технологических навыков, но и взращивание «гармонически развитой, социально активной, творческой личности».

В образовательном процессе тесно переплетены профессиональные и личностные качества специалиста, то есть, налицо корреляция понятий «специалист» и «личность специалиста», насколько творчески специалист способен мыслить и эффективно действовать в различных сферах и обстоятельствах.

Но сегодня еще не преодолена историческая разобщенность двух культур познания, естественно - научной и гуманитарной, не достигнуто их гармоническое единство.

Ситуация усугубляется тем, что у нас на глазах происходит смена цивилизаций: текстовую цивилизацию сменила цивилизация изображения. Старшее поколение воспитывалось на книгах, литературных текстах, а современная молодежь познает мир виртуальным способом – через компьютерные игры, «Интернет», TV.

В связи с этим возникает вопрос: каково у нас состояние гуманитарного образования и гуманитарных наук?

История высшей школы в республике начиналась с педагогического образования. И в ЯПИ, и в ЯГУ гуманитарные науки и специальности занимали достойные позиции.

В программе развития СВФУ гуманитарная составляющая тоже неплохо представлена. В отличие от программ других федеральных университетов, в нашей программе в числе 6 приоритетных направлений представлено самостоятельное гуманитарное направление «Сохранение и развитие языков и культуры народов Арктики».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconН. д докла д о наркоситуации в Смоленской области в 2012 году
Характеристика Смоленской области, уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» icon2011 оглавление
Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconРабочая учебная программа по искусству для 8 класса разработана на...
«Согласовано» Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconОбзор красноярских сми за 19-21 ноября 2010 года
В красноярске следователи выясняют обстоятельства обрушения верхней части жилого дома
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconПротокол № от 2011г
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconТесты по разделу 1 Тест 1
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconПедсовет 15. 01. 14(проект) Ситуация успеха как средство формирования...
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconАнализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного...
Льность мо учителей гуманитарного цикла в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы оу и мо и...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconМинистерство образования и науки РФ государственное образовательное...
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconПлан школьного методического объединения Учителей гуманитарного цикла
«Утверждение календарно-тематического планирования по учебным предметам и курсам на 2013-2014 уч год»
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconУстройство психофизиологического тестирования упфт-1/30-«психофизиолог»
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconТест промежуточный 1 «Экономика недвижимости» фио: дата
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет...
«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования» iconИли задание текущей аттестационной работы
Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск