Скачать 34.46 Kb.
|
О состоянии и проблемах гуманитарного образования в СВФУ Актуальность выносимой на обсуждение проблематики не вызывает сомнений как в глобальном масштабе, так и в более узком формате, применительно к нашему университету. Не секрет, что сегодня в российском обществе мы сталкиваемся с таким феноменом, как широкое распространение технократических настроений. В свою очередь они порождают, как выразился академик Ал.Оган.Чубарьян, скепсис в отношении роли гуманитарного знания и образования. В кругах тех, кто формирует общественное мнение, важнейшая сегодня стратегическая задача модернизации связывается, как правило, исключительно с экономикой. По этому поводу один из наших гостей Ал.Ник.Архангельский сказал: «Миром управляют интересы, а не смыслы». Налицо явная недооценка того факта, что процесс модернизации неотделим от человеческого («культурного») фактора. Между тем весь мировой и отечественный опыт, в том числе и последних 20 лет, показывает, что гуманитарная составляющая является важнейшим и непременным условием и фактором развития общества. Еще в 90-е гг. прошлого столетия при Ген.Алекс.Ягодине заговорили о «гуманитаризации и гуманизации» образования, но дальше слов дело не пошло. Сегодня уже слышится целый хор. Причем коллеги используют очень сильные выражения: Яр.Ив.Кузьминов: «профанация образования», «… гуманитарное образование померло». Лев.Л.Любимов: «бедственные судьбы гуманитарного образования», «суицид литературы в школе, самоубийство ее бытия». Ал.Ник.Архангельский: в России «сложилась ситуация разгуманитаривания». Но самые крепкие формулировки содержатся в «Заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ»: - «разгром образования в России»; - «национальная катастрофа»; -«ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования»; -«сворачивание филологического образования в вузах» и т.д. Определенная ностальгия по прошлому: «Аннулирование достижений советской образовательной системы», «окончательное забвение традиций русской дореволюционной школы». Действительно государственная поддержка гуманитарного направления крайне незначительна. Гуманитарные и социальные науки не попали в перечень приоритетных научных направлений. В число НИУ (Национальных исследовательских университетов) вошел только один гуманитарный вуз – Высшая школа экономики, и так имеющая особый статус. Самый известный инструмент поддержки гуманитарного знания в стране – РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) – не обладает большими возможностями. Еще одним показателем отношения к сфере гуманитарного знания может служить ситуация с так называемым Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Многие известные ученые, труды которых известны за рубежом, имеют нулевой индекс цитирования. Гуманитарная научная сфера имеет весьма существенное отличие от естественных наук, в ней преобладают монографические исследования, которые не укладываются в рамки системы РИНЦ. Сегодня старая парадигма, которую можно назвать предметно-дисциплинарной, сменяется новой, антропоцентрической парадигмой, которая стремится приблизить образование к конкретным запросам и нуждам общества и личности; иными словами, качество образования определяется его развивающим потенциалом, тем, насколько способна личность к саморазвитию, готова к «образованию – через всю жизнь». Современное «всеобъемлющее» образование должно формировать, как пишет Лев.Л.Любимов, «синтетическое» мышление. Оно предполагает приобретение не только специализированных знаний и технологических навыков, но и взращивание «гармонически развитой, социально активной, творческой личности». В образовательном процессе тесно переплетены профессиональные и личностные качества специалиста, то есть, налицо корреляция понятий «специалист» и «личность специалиста», насколько творчески специалист способен мыслить и эффективно действовать в различных сферах и обстоятельствах. Но сегодня еще не преодолена историческая разобщенность двух культур познания, естественно - научной и гуманитарной, не достигнуто их гармоническое единство. Ситуация усугубляется тем, что у нас на глазах происходит смена цивилизаций: текстовую цивилизацию сменила цивилизация изображения. Старшее поколение воспитывалось на книгах, литературных текстах, а современная молодежь познает мир виртуальным способом – через компьютерные игры, «Интернет», TV. В связи с этим возникает вопрос: каково у нас состояние гуманитарного образования и гуманитарных наук? История высшей школы в республике начиналась с педагогического образования. И в ЯПИ, и в ЯГУ гуманитарные науки и специальности занимали достойные позиции. В программе развития СВФУ гуманитарная составляющая тоже неплохо представлена. В отличие от программ других федеральных университетов, в нашей программе в числе 6 приоритетных направлений представлено самостоятельное гуманитарное направление «Сохранение и развитие языков и культуры народов Арктики». |
Н. д докла д о наркоситуации в Смоленской области в 2012 году Характеристика Смоленской области, уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня... | 2011 оглавление Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста | ||
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет... | Рабочая учебная программа по искусству для 8 класса разработана на... «Согласовано» Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла | ||
Обзор красноярских сми за 19-21 ноября 2010 года В красноярске следователи выясняют обстоятельства обрушения верхней части жилого дома | Протокол № от 2011г Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет... | ||
Тесты по разделу 1 Тест 1 Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет... | Педсовет 15. 01. 14(проект) Ситуация успеха как средство формирования... Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных... | ||
Анализ работы школьного методического объединения учителей гуманитарного... Льность мо учителей гуманитарного цикла в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы оу и мо и... | Министерство образования и науки РФ государственное образовательное... Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет... | ||
План школьного методического объединения Учителей гуманитарного цикла «Утверждение календарно-тематического планирования по учебным предметам и курсам на 2013-2014 уч год» | Устройство психофизиологического тестирования упфт-1/30-«психофизиолог» Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководитель школьного методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций | ||
Тест промежуточный 1 «Экономика недвижимости» фио: дата Рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса базового уровня образования, при 2 часах в неделю (1 час добавлен за счет... | Или задание текущей аттестационной работы Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента) |