Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1)





Скачать 146.25 Kb.
НазваниеТема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1)
Дата публикации22.06.2014
Размер146.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Вашкеева Н.А., учитель русского языка

и литературы I категория
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд № 1)

Цель урока:

  • Расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении; способах связи предикативных частей ССП;

  • совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;

  • совершенствовать навыки устной, письменной связной речи, развивать мышление, память, способность анализировать и делать выводы;

  • воспитывать уважение и любовь к родному языку и литературе.

Развивать компетенции:

  • предметную и ключевую компетенцию, стимулируя творческую активность детей;

  • строить развернутое высказывание;

  • уметь определять средства связи в ССП: интонация, сочинительные союзы, общий член для предикативных частей предложения, слова, требующие пояснения;

  • знать к какому разряду относится тот или иной сочинительный союз: соединительный, противительный или разделительный, определять к какому виду относится конкретное ССП (по разряду союза);

  • совершенствовать пунктуационную «зоркость», умение аргументировать постановку знаков препинания в ССП ( запятая, а также тире)

  • формировать навыки самоанализа и самоконтроля.

Формы работы учащихся: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная и групповая.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа.

I Мотивационный этап. Сообщение темы.

II. Повторение ранее изученного.



I. Фонетическая разминка (Слайд № 2)
1. Определить количество звуков в словах: её, ёлка, день, подъезд, уехал.
2. Указать слова, в которых количество звуков и букв не совпадает:

Книга, юла, объехал, будущее.

3. Укажите, какие звуки соответствуют выделенным в словах буквам:

вЕсна, траВка, Сдача, конеЧно.
II. Орфографическая работа ( в оценочных листах)(Слайд № 3)
Задание : Вставить пропущенные орфограммы, распределить слова с чередующейся гласной в корне слова по группа, внести в таблицу:

выр..внялись, м..кать (хлеб в сметану), заг..р, з..ря, р..стение, сл..гаемое, прил..жение, кл..няться, пром..кает, ур..внение, покл..ниться, кас..тельная, зап..рать.


Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от лексического значения

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от ударения

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от суффикса А






































Проверка со слайдом (Слайд № 4)

Назовите слова, в которых выбор орфограммы зависит от:

- лексического значения;

- зависит от ударения;

- зависит от суффикса А.

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от лексического значения

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от ударения

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от суффикса А

выровнялись

загар

слагаемое

макать

заря

приложение

промокает

кланяться

касательная

уравнение

поклониться


запирать




III. Стадия вызова (решение проблемной задачи). Анализ предложений

Задание: Списать предложения и расставить пунктограммы, объяснить условия выбора пунктограмм графически (Слайд № 5)

1.Ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

2. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды ( ) и звуки понемногу затихли в станице.

3. За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.

4. Кое- где при дороге попадается угрюмая ракита ( )или молодая берёзка.

5. Изредка хлопнет обессиленный парус( ) или под кормой плеснет волна.

Проверка со слайдом (Слайд № 6)

1.Ветер срывал листья с деревьев _ и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

2. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды /, и звуки понемногу затихли в станице.

3. За рекой играла гармонь и пели девчата.

4. Кое- где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка.

5. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

ПЗ. Что общего и чем отличаются эти предложения?

IV. Постановка учебной задачи

Давайте сформулируем нашу основную задачу. Чему мы будем учиться на уроке?

УЗ- отличать ССП с соединительными и разделительными союзами от простых предложений с однородными членами, расставлять знаки препинания в ССП перед соединительными и разделительными союзами)

Вопрос учителя: По каким признакам мы будем отличать простое предложение с однородными членами от ССП?

V. Актуализация знаний о постановке знаков препинания в ССП.

Вопрос учителя: Давайте вспомним, как могут разделяться части ССП? (Слайд № 7)

Разделительные знаки препинания между частями

сложноподчиненного предложения

Запятая

Тире

Точка с запятой

Части ССП чаще всего разделяются запятой.

Например:

Если имеется резкая смена событий

Например:

Если предложения сильно распространены, и каждое предложение как самостоятельное.

Например:

Вопрос учителя: Как вы объясните, почему на слайде выделено словосочетание Чаще всего?

Вопрос учителя: Вспомним, когда между частями ССП запятая не ставится.

Дополнить таблицу «Условия отсутствия запятой в ССП» ( устно)

(Слайд № 8)

Условия отсутствия запятой в ССП

Пример

Условия отсутствия запятой в ССП

Ветер к утру ослабел и снег перестал.




Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь _ и было холодно.




По сообщениям синоптиков, дожди прекратятся _ и наступит жаркое лето




Как холодно, росисто_ и как хорошо жить на свете!




Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.





В лесу совсем потемнело _ и резко стало тихо.





Поверка со слайдом по щелчку (Слайд № 8)

Пример

Условие отсутствия запятой в ССП

Ветер к утру ослабел и снег перестал.

Если части ССП объединены общим второстепенным членом

Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь _ и было холодно.

Если части ССП объединены общим придаточным предложением

По сообщениям синоптиков, дожди прекратятся _ и наступит жаркое лето

Если части ССП объединены вводным словом или вводным предложением

Как холодно, росисто_ и как хорошо жить на свете!

Если части ССП являются вопросительными, побудительными и восклицательными предложениями.

Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.


Если части ССП являются назывными предложениями.

В лесу совсем потемнело _ и резко стало тихо.


Если части ССП являются безличными предложениями



VI. Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание). Отработка практических умений постановки знаков препинания в ССП и в простых предложениях с однородными членами.

Задание 1: Объяснить постановку и отсутствие знаков препинания перед союзами в предложениях. (устно)

(Слайд 9)

1.Вскоре после восхода солнца набежала туча_ и брызнул короткий дождь.

2. Все было тихо, и только вдали от дороги шумели листья.

3. Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.

4. Который сейчас час и сколько времени нам осталось ждать?

5. Когда началась гроза, игра прекратилась _и дети бросились домой.

6. Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.

7. Ещё напор – и враг бежит.

Проверка(Слайд 10)

1.Вскоре после восхода солнца набежала туча_ и брызнул короткий дождь.

2. Все было тихо/, и только вдали от дороги шумели листья./

3. Кажется, лист не шелохнется_ и веточка не скрипнет.

4. Который сейчас час_ и сколько времени нам осталось ждать?

5. Когда началась гроза, игра прекратилась _и дети бросились домой.

6. Прогулка в зимнем лесу/ и катание на санях./(1предлож- назывное, 2-предлож.- назывное)

7. Ещё напор – и враг бежит.(Быстрая смена событий)

Задание 2: Проанализирует предложения в задании № 2 ваших карточек и заполните таблицу, в каждую колонку внесите только номер предложения. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях. ( Слайд №11)

Сложносочиненные предложения

Простое предложение с однородными членами

перед союзом И нужна запятая.


перед союзом И

не нужна запятая.



перед союзом И нужна запятая.


перед союзом И

не нужна запятая















1.В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.

2.Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.

3.На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

4. Мосты разрушены ( ) и мы переходим реку вброд.

5. Дорога вилась среди ореховых ( )и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.

6. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?

7. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.

8. И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик- ученый, и живописец, и поэт.
Проверка (Слайд № 12)
Назовите номера предложений, которые являются ССП, и в них нужна запятая перед И.

Назовите номера предложений, которые являются ССП, и в них не нужна запятая перед И.

Назовите номера предложений, которые являются простыми, и в них нужна запятая перед И.

Назовите номера предложений, которые являются простыми, и в них не нужна запятая перед И.


Сложносочиненные предложения

Простое предложение с однородными членами

перед союзом И нужна запятая.


перед союзом И

не нужна запятая.



перед союзом И нужна запятая.


перед союзом И

не нужна запятая


2,4

1, 6,7

8

5



Учитель: Какое предложение вы не записали?- 3

Почему? Запишите это предложение, объясните пунктограмму.

Работа у доски : На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
Вывод: Итак, давайте ещё раз повторим, когда в ССП перед соединительными и разделительными не ставится запятая?
Задание 3 по карточкам: (I вариант записывает предложения, в которых перед союзом И нужно поставить запятую, II вариант - перед союзом И не нужно ставить запятую, объясняют условие выбора пунктограмм.)

1. К сожалению, суда еще не начали нагружаться ( )_и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре.

2. В любви к отечеству мы не уступили ни одному ( ) народу и доказали это не раз перед целым светом. (К.Ушинский)

3. Налетит ветер, ( ) и через минуту другую все скрывается в темноте.

4. Как все прошедшее ясно_ и как резко оно отлилось в моей памяти!

5. В октябре потускнели цветы, и травы, и листья на деревьях.

Учащиеся проверяют работы друг у друга.(Взаимопроверка)

Сверка со слайдом (Слайд№ 15)

I. вариант

1. Налетит ветер, и через минуту другую все скрывается в темноте.
2. В октябре потускнели цветы, и травы, и листья на деревьях.

II вариант

1. К сожалению, суда еще не начали нагружаться _и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре.

2. В любви к отечеству мы не уступили ни одному ( ) народу и доказали это не раз перед целым светом. (К. Ушинский)

3. Как все прошедшее ясно_ и как резко оно отлилось в моей памяти!

Задание 4: К слову «Отечество» подберите и запишите в тетради синонимы: Родина, отчизна, страна.

Согласны ли вы с утверждение К. Ушинского, что «В любви к отечеству мы не уступили ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом?»

Задание 5: Напишите мини-сочинение.

Проверка.

Задание 6: Проверочная тестовая работа (задание у каждого ученика).

1. В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения?
а) Мела пурга-метелица и леденила кровь

б) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

2. В каком случае перед союзом И нужна запятая?

а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
а) Солнце зашло и начало смеркаться.
б) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
б) Снега сошли и смыли след.

V. Рефлексия

Чему вы на уроке сегодня научились?

VI. Д/З.

Упражнение № 74 & 16

Индивидуальная карта учащегося

Фамилия, имя________________________________________________________________

Дата проведения урока: _____ 11.2012.

Тема:________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Вставить пропущенные орфограммы и объяснить условия выбора, распределить слова по группам:

Выр..внялись, мак..ть (хлеб в сметану), заг..рать, з..ря, сл..гаемое, прил..жение, кл..няться, пром..кает, ур..внение, покл..ниться, к..сательная, зап..рать.


Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от лексического значения

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от ударения

Чередующиеся гласные, в которых выбор зависит от суффикса А





































2. Проанализируйте предложения в вашей карточке. Укажите графически условие выбора постановки запятой или ее отсутствия в предложениях. Заполните таблицу, в каждую колонку внесите только номер соответствующего предложения.

  1. В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали желтые бабочки.

  2. Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.

  3. На земле как-то тихо и голо без пшеницы и ржи, и овса.

  4. Мосты разрушены ( ) и мы переходим реку вброд.

  5. Дорога вилась среди ореховых ( )и дубовых кустов опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.

  6. Откуда приехали ваши друзья ( ) и куда они держат свой путь?

  7. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.

  8. И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак и труженик- ученый и живописец и поэт.



Сложносочиненные предложения

Простое предложение с однородными членами

перед союзом И нужна запятая.


перед союзом И

не нужна запятая.



перед союзом И нужна запятая.


перед союзом И

не нужна запятая














3. Выборочное задание (I вариант записывает предложения, в которых перед союзом И нужно поставить запятую, II вариант - перед союзом И не нужно ставить запятую)

1. К сожалению, суда еще не начали нагружаться ( )_и почтовое судно ожидалось дня через три-четыре.
2. В любви к отечеству мы не уступили ни одному ( ) народу и доказали это не раз перед целым светом. (К. Ушинский)
3. Налетит ветер ( ) и через минуту другую все скрывается в темноте.
4. Как все прошедшее ясно_ и как резко оно отлилось в моей памяти!

5. В октябре потускнели цветы и травы и листья на деревьях.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Тестовая работа (задание у каждого ученика). Правильный ответ обведите кружочком.

1. В каком случае союз И соединяет части сложносочиненного предложения?
а) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
б) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
2. В каком случае перед союзом И нужна запятая?
а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
а) Солнце зашло и начало смеркаться.
б) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
б) Снега сошли и смыли след.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПлан-конспект урока (разработан Пуговкиной Т. М.) Тема: разделительные знаки препинания
Между частями сложносочиненного предложения с общим второстепенным членом. (9 класс)
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПрограмма по русскому языку
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами. Разделительные знаки препинания между частями...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconСложные предложения с различными видами связи
Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Сложноподчинённые предложения» (виды сложноподчинённых предложения,...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерактивный текст с заданием "Объясните знаки препинания между частями бессоюзного предложения"
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconУрок русского языка в 5 классе Тема «Сложные предложения. Наличие...
Цель урока: познакомить учащихся с признаками сложного предложения, привить навык постановки знаков препинания между частями сложного...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconКонспект урока «Бессоюзные сложные предложения» Ф. И. О. Мадьярова...
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconКласс: 9 Цели урока
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) icon«Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях»
Цель занятия: повторить материал о союзном сложном предложении, уметь находить союзные сложные предложения в устной и письменной...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПрактикум по русскому языку в 7 классе: "Вводные слова и предложения....
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторение, обобщение и углубление сведений об основных группах сложносочиненных предложений по характеру союзов и значению;...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconТесты на компьютере. (Два ученика выполняют тест на компьютере) определить...
Спп с несколькими придаточными, знаки препинания в сложных предложениях, грамматическую основу в сложных предложениях
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconВставные конструкции (слайд 1) Цели: ( слайд 2)
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные...
Тема: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения (Слайд №1) iconТема: «Сложносочиненные предложения, знаки препинания в них»
Урок подготовлен по учебнику Н. Г. Гольцовой, М. А. Мещериной «Русский язык. 10-11 класс»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск