Скачать 1.1 Mb.
|
Костромская область Галичский район МОУ Красильниковская ООШ Согласовано на методическом объединении «Утверждаю» « » ______________ года Директор Председатель методического объединения ________________/Разумова Л.И../ _____________/Егорова Е.Б../ « »_________________ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ». УМК «Планета знаний». Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» Пояснительная записка Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Э.Э.Кац «Литературное чтение» (УМК «Планета знаний»). Программа ориентирована на достижение целей, определенных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. Художественная литература может оказывать комплексное воздействие на все стороны личности человека. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Во втором и третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно - эстетических проблем, волнующих разные народы мира. Список произведений, предлагаемых к чтению третьеклассниками, по сравнению с первым и вторым классом расширен произведениями нравственной тематики: о мужестве, дружбе, любви и ответственности по отношению к тем, кто рядом, совести, долге, что обогащает представления детей о взаимоотношениях между людьми, способствует формированию ценностных ориентиров, решению проблемы достижения заложенных в новом стандарте личностных результатов обучения. Кроме того в 3 классе расширяется представление учащихся о типах литературных текстов, вводятся научно-популярные тексты различной тематики( о животных, растениях, природных явлениях), а также периодические издания для детей. Внеклассное чтение способствует пробуждению желания прочитать полностью то произведение, фрагмент которого приведен в учебнике, либо глубже ознакомиться с творчеством того или иного автора. В учебнике третьего класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рублику «Читальный зал». Учащиеся получают также специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной деятельности. Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
В соответствии с Образовательной программой школы на освоение программы курса «Литературное чтение» в третьем классе выделено 136 часов в год (4 часа в неделю), Учебно-тематический план
Содержание программы ( 136 часов) Круг чтения «Уж небо осенью дышало…» К.Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М.Пришвин из книги «Дорога к другу»; И.Бунин «Листопад»; Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение. М.Пришвин из книги «Лесная капель»; А.Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…» Народные сказки. Русские народные сказки: «Семь Симеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». Поэтические страницы А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»; Ю.Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г.Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «У чудищ»; С.Островой «Сказки». О мужестве и любви В.Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И.Тургенев «Воробей»; Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»; Л.Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В.Астафьев «Белогрудка»; Е.Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» С.Есенин «Разгулялась вьюга»; А.Пушкин «В тот год осенняя погода …»,»Зимнее утро», «Зимняя дрога»; Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И.Бунин «Первый снег»; А.Твардовский «Утро»; М.Пришвин из книги «Глаза земли». Авторские сказки А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л.Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х.К.Андерсен «Штопальная игла»; С.Седов «Король красуется». Басни О.Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мышки»; Л.Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И.Крылов «Лебедь, Щука и РАК», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л.Толстой «Комар и лев»; И.Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие А.Чехов «Белолобый»;М.Пришвин «Лимон»; Л.Толстой «Лев и собачка»; К.Паустовский «Кот ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А.Куприн «Завирайка». О совести и долге Ю.Яковлев «Полосатая палка»; А.Платонов»Разноцветная бабочка»; А.Кешоков «Мне больно, мальчики»; К Паустовский «Теплый хлеб». Самостоятельное чтение. К.Ушинский «Слепая лошадь»; Р.Сеф «Добрый человек». Весна пришла Русские народные песни: «Жаворонушки», «Березонька»; А.Фет «Весенний дождь», «Рыбка»;К.Бальмонт «Золотая рыбка»; М.Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В.Астафьев «Весенний остров»;О.Дриз «Как сделать утро волшебным». И в шутку, и всерьез Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А.Линдгрен»Как Эмиль угодил головой в супницу»; С.Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!» М.Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А.Усачев «На чем держится Земля»; А.Дорофеев «Укушенные». Виды деятельности Навык и культура чтения Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений. Работа с текстом и книгой Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения. Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений. Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями. Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию. Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения. Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем. Развитие воображения, речевой творческой деятельности Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся. Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинения на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения. Литературоведческая пропедевтика Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром –басней -через сравнение со сказкой, стихотворением. Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе. Планируемые результаты изучения предмета Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение». У учащихся будут формироваться:
У учащихся могут быть сформированы:
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение». Регулятивные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение». Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы. Критерии оценивания Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой( отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5». Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выразительного чтения, пересказа (подробного, выборочного, краткого), чтения наизусть, а также в письменном виде, например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию текста, описанию героя и т.п. Контрольное чтение проводится раз в четверть для установления уровня развития читательских умений (скорости, выразительности, понимания прочитанного), навыков работы с текстом. Для контрольного чтения подбирается небольшой текст (120-140 слов), учитель фиксирует (желательно без ведома детей) скорость чтения, выразительность(правильность употребления пауз, логических ударений), грамотность чтения (правильного прочтения слов), задает вопросы по содержанию. Все данные вводятся в таблицу с помощью знакового, балльного, цветного или словесного обозначения. Мониторинг сформированности навыка чтения Учеников 3 класса за ________ четверть 20___-20____ учебного года
Для мониторинга индивидуального развития навыков чтения учащегося можно вести личную таблицу, которая помещается в портфолио ученика.
Тематический контроль осуществляется в конце изучения раздела учебника в виде проверочной работы( тестирования) в устной и письменной форме. Итоговое тестирование проводится в конце учебного года. Учитель может воспользоваться вопросами, представленными в учебнике, или подобрать свои. Данный вид контроля позволяет выявить владения изученным материалом, знание изученных произведений, литературных терминов и понятий, умение работать с текстом произведений.. Итоговая проверка навыка чтения должна выявить индивидуальную динамику уровня развития читательских умений:
Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению
В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимися данного вида деятельности. Примерные критерии формирующего оценивания устного ответа:
Примерные критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
Количество проверочных и контрольных работ
|
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа к курсу «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова (Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». 3-е изд.,... | ||
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:... | Рабочая программа педагога Воробьёвой Татьяны Викторовны по учебному курсу «Литературное чтение» «Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат... | ||
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011) | Рабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010) | ||
Рабочая программа по предмету «литературное чтение» ... | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа «Литературное чтение» Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе фк гос (2004), фбуп, авторской программы Л. Ф. Климановой,... | Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской... | ||
Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение» Рабочая программа учителя по курсу литературного чтения для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литературное чтение» образовательной области «Филология» составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений... | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | ||
Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» начального... О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»), а также на основе авторской программы Л. А.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 «В» класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... |