Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Федотовская основная общеобразовательная школа»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год В соответствии с приоритетами образовательной политики МБОУ «Федотовская ООШ» в 2012-2013 учебном году работала над темой «Формирование успешной конкурентоспособной личности, усвоившей образовательные стандарты по ступеням обучения, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности».
Методическая работа была направлена на реализацию цели: - создание условий для непрерывного педагогического образования, организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников;
- содействие развитию школы через внедрение образовательных инноваций. Задачи:
- совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества знаний учащихся, добиваться 100% успеваемости, 54% качества обучения, воспитание интереса к учебе, развитие самостоятельности в обучении,
- внедрение инновационных технологий в обучении учащихся, творческий подход к подготовке каждого урока, добивание усвоения материала на уроке,
- повышение охвата детей дополнительным образованием, летним отдыхом, физической культурой и спортом,
- повышение требований к воспитательной деятельности, обеспечение комплексного экологического, нравственного, патриотического, трудового и семейного воспитания учащихся. Внедрение нового содержания образования и современных педагогических технологий требует усиления методической работы с учителями, ее координации. В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетенции педагогических работников. Педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий проводить диагностику, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы.
Помочь педагогу в подготовке педагогических материалов и организации инновационной работы, призвана методическая служба школы, работа которой должна соответствовать реальным задачам конкретной школы и иметь практическую направленность. Качество методической работы напрямую влияет на эффективность работы, уровень профессионально-педагогической компетенции учителя.
Сегодня как никогда возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий.
В соответствии с поставленными задачами, методическая работа осуществляется по следующим направлениям деятельности:
- подбор и расстановка кадров;
- работа педагогического совета и методического совета;
- работа методических объединений;
- предметные недели;
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- повышение квалификации, аттестация педагогов;
- посещение уроков учителей администрацией школы.
Деятельность перечисленных структур регламентируется нормативно-правовыми (локальными) актами:
- Положением о педагогическом совете.
- Положением о методическом совете.
- Положением о методическом объединении.
Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для каждого учителя для проявления творческих способностей, для самореализации, что особенно отличает наших педагогических работников.
Применяли следующие формы методической работы:
- педагогический совет;
- самостоятельная работа школы по самообразованию;
- открытый урок;
- тематические семинары методических объединений;
- обзор научной, педагогической литературы. Кадровое обеспечение: В школе работают 13 педагогических работника. Образование
Всего педагогических работников
| Имеют высшее образование
| Имеют среднеспециальное образование
|
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| 13
| 11
| 84,62
| 2
| 15,38
| Специальность учителей по диплому соответствует преподаваемым предметам. 2012 году прошли переподготовку: Габдуллин М.Ш. – физика, информатика, Михайлова С.И. – физическая культура, ОБЖ, Кириллова В.С. – химия, биология, Григорьев А.С. – история, обществоведение, Степанова М.Н. – татарский язык, татарская литература. В 2013 году прошла переподготовку Карпова Н.В. – химия, биология, физика, география.
Категорийность
Всего педагогических работников
| Имеют первую категорию
| Имеют вторую категорию
| СЗД
| Имеют категорию
|
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| 13
| 6
| 46,15
| 3
| 23,07
| 4
| 30,76
| 9
| 70
| Категорийность в школе по сравнению с 2011-2012 учебным годом осталась на прежднем уровне – 70%. В 2012-13 учебном году 3 учителя – Кириллова В.С., Павлова В.И., Осипова М.С. прошли аттестацию и подтвердили 1 категорию, педагог-организатор Афанасьева Г.И. аттестовалась на 1 категорию. На следующий учебный год учитель географии Григорьев А.С., имеющий СЗД, планирует пройти аттестацию на 1 категорию.
Стаж Всего педагогических работников
| До 5 лет
| 6-10 лет
| 11-15 лет
| 16-20 лет
| 21-25 лет
| Свыше 25 лет
|
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| 13
| 1
| 7,7
| 1
| 7,7
| 1
| 7,7
| 1
| 7,7
| 1
| 7,7
| 8
| 61,54
| В школе работают опытные педагоги, 61,54% имеют стаж более 25 лет. Молодых специалистов нет.
Возраст
Всего педаго-гических работ-ников
| 18-25 лет
| 26-30 лет
| 31-40 лет
| 41-50 лет
| 51-60 лет
| Свыше 60 лет
|
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| Кол-во
| %
| 13
| 1
| 7,7
| 1
| 7,7
| 2
| 15,38
| 2
| 15,38
| 5
| 38,46
| 2
| 15,38
| К сожалению 52,84% учителей имеют возраст более 50 лет. Средний возраст педагогических работников – 49 лет.
Тематический педсовет.
Тематический педсовет находится на вершине системы методической работы школы, что представляется вполне закономерным, если учесть его роль в жизни школы. Тематические педсоветы определяют стратегию и тактику работы педагогического коллектива, направленную на повышение уровня учебно-воспитательного процесса.
В 2012-2013 учебном году было запланировано 2 педагогических совета:
1. «Адаптация учащихся 1 и 5 классов к новым условиям»;
2. «Использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе»; Методический совет.
Цель деятельности методического совета – педагогическое сопровождение учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогическая поддержка в соответствии с его профессиональными потребностями с целью поставленных перед школой задач;
организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.
Состав методического совета:
Кириллова Валентина Семеновна – председатель совета.
Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов,
первая категория, стаж работы – 17 лет.
Павлова Валентина Ивановна – секретарь совета.
Учитель начальных классов, первая категория, стаж
работы – 20 лет.
Ильина Елизавета Ивановна – член совета.
Учитель русского языка и литературы, первая
категория, стаж работы – 36 лет.
Карпова Наталия Владимировна – член совета.
Учитель химии и биологии, вторая категория, стаж
работы 26 лет.
Степанова Галина Ильинична – член совета.
Учитель математики, СЗД, стаж работы – 33 года. Заседания Методического совета в 2012-2013 учебном году проводились по следующему плану: №п/п
| Мероприятия
| Сроки
| 1
| Заседание первое (установочное).
- Анализ методической работы школы за 2011-2012 учебный год.
- Рассмотрение Положения о методическом совете, его структура.
- Распределение обязанностей между членами МС.
- Обсуждение плана методической работы школы и планов работы МС, ШМО на 2012-2013 учебный год.
- Определение содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов школы в новом учебном году.
- Создание группы контроля адаптации обучающихся 5-го класса к обучению на второй ступени обучения.
- Об организации внеурочной деятельности в начальных классах по ФГОС.
- О состоянии физкультурно-массовой работы
- О подготовке ко «Дню пожилых».
- Об адаптация учащихся 1 и 5 классов.
- О работе с электронными журналами.
| Сентябрь
| 2
| Заседание второе.
- Итоги школьного тура предметных олимпиад.
- Предварительный анализ успеваемости учащихся класса по результатам первой четверти.
- Обсуждения по подготовке «Портфолио как визитная карточка ученика».
- Ознакомление со справками и приказами по итогам контрольных срезов знаний, умений и навыков и посещения уроков членами администрации школы.
- О работе учителей с дневниками обучающихся, качество их проверки.
- Обсуждение плана проведения осенних каникул.
- О профилактике заболеваний гриппом, органов зрения у обучающихся
- О подготовке к открытым урокам .
- О подготовке «Новогодних праздников».
- О проведении «Недели русского языка и литературы»
| Ноябрь
| 3
| Заседание третье.
- Результативность методической работы школы за первое полугодие, состояние работы по повышению квалификации учителей.
- Итоги мониторинга учебного процесса за первое полугодие.
-Итоги участия школы в муниципальных турах олимпиады школьников.
- О степени готовности 9-го класса к продолжению образования. О готовности сдачи ГИА
- О подготовке к Месячнику военно-патриотического воспитания.
| Январь
| 4
| Заседание четвертое.
- Итоги мониторинга учебного процесса за третью четверть.
- Подготовка к ГИА, экзаменам. Определение формы итогового контроля.
- О состоянии электронных журналов.
- О выполнении практической части учебной программы.
- О предварительном графике ГИА, экзаменов.
- Изучение нормативных документов, посвященных организации итоговой аттестации обучающихся.
| март
| 5
| Заседание пятое.
- Оценка методической работы школы за второе полугодие, за год.
-Подведение итогов аттестации, курсовой системы повышения квалификации педкадров школы за 2012-2013 учебный год.
- Подведение итогов обмена опытом и обобщения опыта.
- Итоги мониторинга учебного процесса за четвертую четверть, за год.
- Результаты работы методического совета.
- Отчёт о работе методического совета и ШМО за 2012-2013 учебный год.
- О планировании работы методического совета и ШМО на 2013-2014 учебный год.
- Об организации летнего отдыха обучающихся.
- О проведении консультаций в период подготовки обучающихся к экзаменам.
- О проведении праздника «Последний звонок».
| Май
|
Методические проблемные вопросы учителей
№
| Ф И О учителя
| Тема
| 1
| Габдуллин М.Ш.
| Применение демонстрационных методов на уроках физики как средство развития предметных компетенций учащихся.
| 2
| Кириллова В.С.
| Информационные технологии как средство развития познавательной активности учащихся.
| 3
| Осипова М.С.
| Развитие личности ученика через дидактические игры.
| 4
| Степанова М.Н.
| Развитие духовно-нравственной культуры учащихся на основе изучения истории и культуры, фольклора кряшен.
| 5
| Григорьева Х.Х.
| Формирование у молодого поколения приоритетных для общества ценностных ориентаций: патриотизма, толерантности.
| 6
| Григорьев А.С.
| Развитие познавательной активности учащихся на уроках истории и географии.
| 7
| Михайлова С.И.
| Воспитательная роль музыки в формировании творческой личности.
| 8
| Ильина Е.И.
| Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе инновационных технологий.
| 9
| Степанова Г.И.
| Развитие познавательной активности учащихся.
| 10
| Павлова В.И.
| Применение инфокоммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
| 11
| Карпова Н.В.
| Развитие творческих способностей учащихся на основе инновационных технологий.
| 12
| Никифорова Г.Г.
| Личностно-ориентированный подход в развитии учащихся на уроках английского языка.
|
В 2012-2013 учебном году в педагогический коллектив школы входило 13 человек, было организовано 3 школьных методических объединения:
- шмо учителей гуманитарного цикла,
- шмо учителей начальных классов,
- шмо учителей естественноматематического цикла. |