Скачать 114.45 Kb.
|
Тема урока: "Повторение сведений о глаголе". 7-й класс.Лингвистическая лаборатория(Лингвистическая лаборатория) Вдович С. А. – учитель русского языка и литературы МАОУ «Аромашевская СОШ» Цели урока:
Оборудование: мультимедийное оборудование, таблички с распределением ролей учащихся, таблички с номерами групп, Ход урока.Слайд.№1 I. Постановка проблемы.Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? (о глаголе) Обозначение цели урокаУчитель: Чтобы достичь наших целей, мы отправимся с вами в лингвистическую лабораторию Учитель: Каков смысл (лексическое значение) слова лаборатория? (Ответы учащихся) Учитель: для точной формулировки обратимся в справочное бюро. Справочное бюро Игнатьева Настя: Лаборатория - помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами. (Ожегов. Словарь) - А что значит прилагательное лингвистический? Лингвистический - относящийся к лингвистике, науке о языке. Учитель: Сегодняшний урок – урок повторения по теме “Глагол”. Очень знакомая часть речи. Но давайте сегодня посмотрим на глагол свежим взглядом, и он откроет нам свои секреты. Представим себе, что мы научные сотрудники, а класс наш - лаборатория. Но чтобы проводить исследования, нам надо вспомнить о могущественном глаголе. Итак , предмет нашего экспериментального исследования – глагол. Ажигова Айшат подготовила так называемый «портрет» глагола (рассказывает о глаголе). II. Экспериментальный этап.Учитель назначает ассистентов: Обухова Настя и Эбель Виктория проверяют работу. (Ассистенты собирают работы и проверяют.) Эксперимент первый. Учитель: Ребята, давайте попробуем провести эксперимент. В ходе этого эксперимента мы должны быть очень внимательными. Лингвистический парадокс! С какой целью мы определяем вид глагола? О чем говорит нам данная грамматическая категория? Ажигова Айшат читает текст. Вопросы к классу.
(Речь идет об уже свершившейся казни, поэтому глагол сов. вида)
(Могут быть разные названия, но учащихся надо подвести к понятию двувидовые)
(Глаголы, которые могут иметь значение несовершенного вида и совершенного вида. Грамматические омонимы) (Учащиеся делают записи в тетрадях) Учитель: следующий этап эксперимента я приглашаю провести Буркун Яну. Предложение на доске. Яна: Все свое имущество я завещаю тебе. Дядя. -Можно ли считать племянника наследником? -Да, если дядя употребил двувидовый глагол. Завещать несовершенного вида, потому что в этом случае завещаю означает настоящее время. Но, возможно, дядя имел в виду будущее время. В этом случае ещё не известно, успеет ли дядя составить завещание. Грамматические омонимы создают неудобства. Стремясь избавиться от этого, язык образует новые видовые пары: Арестуют – арестовывают; стенографировать – застенографировать (вывод по первому эксперименту: двувидовые глаголы употребляются для выразительности языка). (Учащиеся делают записи в тетрадях) Учитель: Для проведения второго эксперимента я приглашаю Левенкову Наташу. Ученица читает текст, который написан на доске - На какую часть речи похоже слово хлоп? (На наречие) - Но наречие не управляет существительным. А какая часть речи управляет существительным? (Глагол) Хлоп (чем?) дверью. Значит, хлоп - особая форма глагола хлопнуть. - Что сохраняет эта форма? (Значение времени – прошедшее, значение вида – совершенный вид) - Но чем отличается от глагола прошедшего времени? (Она, форма, не изменяется ни по родам, ни по числам. Это краткая форма.) - Как вы думаете, от всех ли глаголов можно образовать краткую форму? (Нет, краткая форма образуется только от глаголов совершенного вида, которые обозначают резкие мгновенные действия.) Например, Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихонько медведя толк ногой. “Левей, левей! И с возом бух в канаву”. “Тут рыцарь прыг в седло и бросил провода”. - В каких произведениях мы встречаем чаще всего краткие глаголы? - С какой целью писатели употребляют краткие формы глаголов? (Вывод: краткая форма глагола также используется для выразительности речи (эмоциональности, красочности действия, его экспрессивности)) . III. Закрепление. Проверка самостоятельной работы учащихся по группам. 1 группа РАБОТА С ТЕКСТОМ Выразительно прочитайте текст, который находится перед вами. Это отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков и Платон Михайлович Платонов оказались в гостях у Петра Петровича Петуха. – А вот мы скуку сейчас прогоним, – сказал хозяин. – Бежи, Алексаша, проворней на кухню и скажи повару, чтобы поскорей прислал нам расстегайчиков. Да где же ротозей Емельян и вор Антошка? Зачем не дают закуски? Но дверь растворилась. Ротозей Емельян и вор Антошка явились с салфетками, накрыли стол, поставили поднос с шестью графинами разноцветных настоек. Скоро вокруг подносов и графинов обстановилось ожерелье тарелок – икра, сыры, соленые грузди, опенки да новые приносы из кухни чего-то в закрытых тарелках, сквозь которые слышно было ворчавшее масло. Ротозей Емельян и вор Антошка были народ хороший и расторопный. Названья эти хозяин давал только потому, что без прозвищ все как-то выходило пресно. А он пресного не любил; сам был добр душой, но словцо любил пряное. Впрочем, и люди за это не сердились. Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете». Съедал гость два – подваливал ему третий, приговаривая: «Что же за число два? Бог любит троицу». Съедал гость три – он ему: «Где ж бывает телега о трех колесах? Кто ж строит избу о трех углах?». На четыре у него опять была поговорка, на пять – тоже. Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну, теперь ничего не приберет больше хозяин». Не тут-то было: хозяин, не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жаренного на вертеле, лучшую часть, какая ни была, с почками. Да и какого теленка! – Два года воспитывал на молоке, – сказал хозяин, – ухаживал, как за сыном! – Не могу! – сказал Чичиков. – Да вы попробуйте, да потом скажите: не могу! – Не взойдет. Нет места. – Да ведь и в церкви не было места. Взошел городничий – нашлось. А ведь была такая давка, что и яблоку негде было упасть. Вы только попробуйте: этот кусок тот же городничий. Попробовал Чичиков – действительно, кусок был вроде городничего. Нашлось ему место, а казалось, ничего нельзя было поместить. С винами была тоже история. Получивши деньги из ломбарда, Петр Петрович запасся провизией на десять лет вперед. Он то и дело подливал да подливал; чего же не допивали гости, давал допить Алексаше и Николаше, которые так и хлопали рюмку за рюмкой, а встали из-за стола – как бы ни в чем не бывали, точно выпили по стакану воды. С гостями было не то: в силу, в силу перетащились они на балкон и в силу поместились в креслах. Хозяин как сел в свое, так тут же и заснул. Вопросы
Повторяем глагол. Задания и вопросы (Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания) 1. Найдите в тексте по 2 глагола наст., прош. и буд. времени, определите их вид. В каком наклонении стоят все эти глаголы? 2. Глаголы растворилась, явились, замечал, сделался, положил, воспитывал поставьте в неопределенную форму. 3. Поставьте эти же глаголы в форму 2-го лица единственного числа. Выделите у них личные окончания и объясните их написание. 4. Найдите в тексте глаголы с суффиксами -ова- и -ыва- (-ива-). Объясните их написание. Все ли они употреблены правильно? 5. Найдите глагол в форме повелительного наклонения. Поставьте глаголы замечать, накрыть, съесть в форму повелительного наклонения. 6. Составьте словообразовательные цепочки для слов последовать, допивать, поместиться. (По-следовать – след-ова-ть – след; допи-ва-ть – до-пи-ть – пи-ть; поместить-ся – по-мест-и-ть – место). А23. Глагол хотеть является глаголом: 1) 1-го спряжения; 2) 2-го спряжения; 3) разноспрягаемым; 4) 1-го склонения. Произведите морфологический разбор глаголов попробуйте, явились. (Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания) 2 группа ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РУКИ (1) Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. (2) Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет. (3) Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. (4) Руки человека управляются с пером и молотом. (5) Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. (6) Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. (7) Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну. (8) Посмотри-ка, дружок, на свои руки, подумай. (9) К какому делу ты их приладишь, чтобы потрудиться, чтобы помочь народу построить совсем хорошую, счастливую жизнь? (По Л.Кассилю) В4. Из предложений 7–8 выпишите глаголы в повелительном наклонении (Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания) 3 группа Работа с текстом (1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. (3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света». (5) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу. – (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая. – (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим. – (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – (11) Дед меня и научил. (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете. (13) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату. (15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. (16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я проснулся около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. (20) Комнатная теплота не спасла березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах. (22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе. – (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных для дерева солей. (28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света». (29) Этим закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете. (По рассказу К.Паустовского) В8. Из предложения 14 выпишите глаголы несовершенного вида. В9. Из предложений 6 – 9 выпишите глаголы в повелительном наклонении. (Д/З) Учитель: Сейчас ассистенты объявят оценки за лексический диктант. ******* Начинаем заполнять таблицу.(проверяются несколько первых пунктов, остальное учащиеся заполняют самостоятельно дома)
Учитель: закончить урок мне бы хотелось стихотворением о русском языке. Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу! |
Урока Тема урока Пункты по учебн Повторение сведений, необходимых при изучении геометрии 9 класса, совершенствование навыков применения теоритических и практических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая цель: закрепление основных сведений о глаголе, повторение грамматических признаков глагола, формирование умения употреблять... | ||
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С.... Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков... | Конспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о... Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным... | ||
Тема: Повторение изученного по теме: «Глагол» иморфологический разбор глагола Цель: закрепить знания о морфологических признаках глагола, умение правильно их определять, создание целостного представления о глаголе... | Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки | ||
Урока: Повторить и обобщить знания по теме «Тепловые явления» Ход урока: За неделю до мероприятия ученикам сообщается тема урока и дается домашнее задание на повторение по учебнику «Физика 8»... | Урока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие» Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов | ||
Сидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы... Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола | Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: "Лингвистическая лаборатория:... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:... Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование... | Урок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное" Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи | ||
Конспект урока измерение информации (алфавитный подход). Единицы... ... | Урока Слово учителя Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторение и обобщение сведений о классификации и номенклатуре важнейших классов неорганических веществ | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «безличные глаголы» Здравствуйте, ребята! Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского... |