Тема урока: "Повторение сведений о глаголе". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория





Скачать 114.45 Kb.
НазваниеТема урока: "Повторение сведений о глаголе". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория
Дата публикации08.07.2013
Размер114.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Тема урока: "Повторение сведений о глаголе". 7-й класс.

Лингвистическая лаборатория


(Лингвистическая лаборатория)
Вдович С. А. – учитель русского языка и литературы

МАОУ «Аромашевская СОШ»
Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания по теме “ Глагол”, рассматривая некоторые вопросы углубленно;

  • Задействовать на уроке весь ученический коллектив, воспитывать бережное и уважительное отношение к русскому языку,

  • Дать учащимся прикоснуться к настоящей науке, учить их свободно мыслить, развивать их творческие способности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, таблички с распределением ролей учащихся, таблички с номерами групп,

Ход урока.



Слайд.№1

I. Постановка проблемы.



Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить с вами? (о глаголе)

Обозначение цели урока



Учитель: Чтобы достичь наших целей, мы отправимся с вами в лингвистическую лабораторию

Учитель: Каков смысл (лексическое значение) слова лаборатория? (Ответы учащихся)
Учитель: для точной формулировки обратимся в справочное бюро.
Справочное бюро

Игнатьева Настя:

Лаборатория - помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами. (Ожегов. Словарь)

- А что значит прилагательное лингвистический?

Лингвистический - относящийся к лингвистике, науке о языке.


Учитель: Сегодняшний урок – урок повторения по теме “Глагол”. Очень знакомая часть речи. Но давайте сегодня посмотрим на глагол свежим взглядом, и он откроет нам свои секреты. Представим себе, что мы научные сотрудники, а класс наш - лаборатория.

Но чтобы проводить исследования, нам надо вспомнить о могущественном глаголе. Итак , предмет нашего экспериментального исследования – глагол.

Ажигова Айшат подготовила так называемый «портрет» глагола (рассказывает о глаголе).



II. Экспериментальный этап.




Учитель назначает ассистентов: Обухова Настя и Эбель Виктория проверяют работу.

(Ассистенты собирают работы и проверяют.)
Эксперимент первый.

Учитель: Ребята, давайте попробуем провести эксперимент. В ходе этого эксперимента мы должны быть очень внимательными. Лингвистический парадокс!

С какой целью мы определяем вид глагола?

О чем говорит нам данная грамматическая категория?

Ажигова Айшат читает текст.


Вопросы к классу.

  • Определите, какого вида глагол не казним в первом примере? (Н. в.)

  • А во втором примере? (Сов. в.) Почему?

(Речь идет об уже свершившейся казни, поэтому глагол сов. вида)

  • Придумайте название таким глаголам.

(Могут быть разные названия, но учащихся надо подвести к понятию двувидовые)

  • Какие же глаголы принято называть двувидовыми?

  • Как еще такие глаголы могут называться?

  • Как мы их распознаем?

(Глаголы, которые могут иметь значение несовершенного вида и совершенного вида. Грамматические омонимы)


(Учащиеся делают записи в тетрадях)

Учитель: следующий этап эксперимента я приглашаю провести Буркун Яну.


Предложение на доске.

Яна: Все свое имущество я завещаю тебе. Дядя.

-Можно ли считать племянника наследником?

-Да, если дядя употребил двувидовый глагол. Завещать несовершенного вида, потому что в этом случае завещаю означает настоящее время. Но, возможно, дядя имел в виду будущее время. В этом случае ещё не известно, успеет ли дядя составить завещание. Грамматические омонимы создают неудобства. Стремясь избавиться от этого, язык образует новые видовые пары:

Арестуют – арестовывают; стенографировать – застенографировать (вывод по первому эксперименту: двувидовые глаголы употребляются для выразительности языка).



(Учащиеся делают записи в тетрадях)
Учитель: Для проведения второго эксперимента я приглашаю Левенкову Наташу.


Ученица читает текст, который написан на доске

-

На какую часть речи похоже слово хлоп? (На наречие)

- Но наречие не управляет существительным. А какая часть речи управляет существительным? (Глагол)

Хлоп (чем?) дверью.

Значит, хлоп - особая форма глагола хлопнуть.

- Что сохраняет эта форма? (Значение времени – прошедшее, значение вида – совершенный вид)

- Но чем отличается от глагола прошедшего времени? (Она, форма, не изменяется ни по родам, ни по числам. Это краткая форма.)

- Как вы думаете, от всех ли глаголов можно образовать краткую форму?

(Нет, краткая форма образуется только от глаголов совершенного вида, которые обозначают резкие мгновенные действия.) Например, Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихонько медведя толк ногой. “Левей, левей! И с возом бух в канаву”. “Тут рыцарь прыг в седло и бросил провода”.

- В каких произведениях мы встречаем чаще всего краткие глаголы?

- С какой целью писатели употребляют краткие формы глаголов?
(Вывод: краткая форма глагола также используется для выразительности речи (эмоциональности, красочности действия, его экспрессивности))

.
III. Закрепление.

Проверка самостоятельной работы учащихся по группам.
1 группа

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Выразительно прочитайте текст, который находится перед вами. Это отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков и Платон Михайлович Платонов оказались в гостях у Петра Петровича Петуха.
– А вот мы скуку сейчас прогоним, – сказал хозяин. – Бежи, Алексаша, проворней на кухню и скажи повару, чтобы поскорей прислал нам расстегайчиков. Да где же ротозей Емельян и вор Антошка? Зачем не дают закуски?
Но дверь растворилась. Ротозей Емельян и вор Антошка явились с салфетками, накрыли стол, поставили поднос с шестью графинами разноцветных настоек. Скоро вокруг подносов и графинов обстановилось ожерелье тарелок – икра, сыры, соленые грузди, опенки да новые приносы из кухни чего-то в закрытых тарелках, сквозь которые слышно было ворчавшее масло. Ротозей Емельян и вор Антошка были народ хороший и расторопный. Названья эти хозяин давал только потому, что без прозвищ все как-то выходило пресно. А он пресного не любил; сам был добр душой, но словцо любил пряное. Впрочем, и люди за это не сердились. 
Закуске последовал обед. Здесь добродушный хозяин сделался совершенным разбойником. Чуть замечал у кого один кусок, подкладывал ему тут же другой, приговаривая: «Без пары ни человек, ни птица не могут жить на свете». Съедал гость два – подваливал ему третий, приговаривая: «Что же за число два? Бог любит троицу». Съедал гость три – он ему: «Где ж бывает телега о трех колесах? Кто ж строит избу о трех углах?». На четыре у него опять была поговорка, на пять – тоже. Чичиков съел чего-то чуть ли не двенадцать ломтей и думал: «Ну, теперь ничего не приберет больше хозяин». Не тут-то было: хозяин, не говоря ни слова, положил ему на тарелку хребтовую часть теленка, жаренного на вертеле, лучшую часть, какая ни была, с почками. Да и какого теленка!
– Два года воспитывал на молоке, – сказал хозяин, – ухаживал, как за сыном!
– Не могу! – сказал Чичиков.
– Да вы попробуйте, да потом скажите: не могу!
– Не взойдет. Нет места. 
– Да ведь и в церкви не было места. Взошел городничий – нашлось. А ведь была такая давка, что и яблоку негде было упасть. Вы только попробуйте: этот кусок тот же городничий.
Попробовал Чичиков – действительно, кусок был вроде городничего. Нашлось ему место, а казалось, ничего нельзя было поместить.
С винами была тоже история. Получивши деньги из ломбарда, Петр Петрович запасся провизией на десять лет вперед. Он то и дело подливал да подливал; чего же не допивали гости, давал допить Алексаше и Николаше, которые так и хлопали рюмку за рюмкой, а встали из-за стола – как бы ни в чем не бывали, точно выпили по стакану воды. С гостями было не то: в силу, в силу перетащились они на балкон и в силу поместились в креслах. Хозяин как сел в свое, так тут же и заснул.

Вопросы

  • Понравился ли вам текст? (Понравился. Он интересный и смешной.)

  • К какому стилю он относится? (К художественному. Это текст – повествование. В нем рассказывается о событии, о том, как Чичиков и Платонов обедали у Петра Петровича Петуха. Гоголь как бы посмеивается над хозяином и гостями. Гостям он сочувствует. В тексте используются слова и в прямом, и в переносном значении, много устойчивых словосочетаний, пословиц.)




Повторяем глагол. 
Задания и вопросы


(Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания)

1. Найдите в тексте по 2 глагола наст., прош. и буд. времени, определите их вид. В каком наклонении стоят все эти глаголы?

2. Глаголы растворилась, явились, замечал, сделался, положил, воспитывал поставьте в неопределенную форму.

3. Поставьте эти же глаголы в форму 2-го лица единственного числа. Выделите у них личные окончания и объясните их написание.

4. Найдите в тексте глаголы с суффиксами -ова- и -ыва- (-ива-). Объясните их написание. Все ли они употреблены правильно?

5. Найдите глагол в форме повелительного наклонения. Поставьте глаголы замечать, накрыть, съесть в форму повелительного наклонения.

6. Составьте словообразовательные цепочки для слов последовать, допивать, поместиться.
(По-следовать – след-ова-ть – след; допи-ва-ть – до-пи-ть – пи-ть; поместить-ся – по-мест-и-ть – место).


А23. Глагол хотеть является глаголом:

1) 1-го спряжения; 2) 2-го спряжения; 3) разноспрягаемым; 4) 1-го склонения.
Произведите морфологический разбор глаголов попробуйте, явились.

(Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания)
2 группа

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РУКИ

(1) Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. (2) Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет. (3) Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. (4) Руки человека управляются с пером и молотом. (5) Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. (6) Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. (7) Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

(8) Посмотри-ка, дружок, на свои руки, подумай. (9) К какому делу ты их приладишь, чтобы потрудиться, чтобы помочь народу построить совсем хорошую, счастливую жизнь?

(По Л.Кассилю)

В4. Из предложений 7–8 выпишите глаголы в повелительном наклонении



(Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания)

3 группа

Работа с текстом

(1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

(3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

(5) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу.

– (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.

– (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.

– (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – (11) Дед меня и научил. (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.

(13) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.

(15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

(16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я проснулся около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

(20) Комнатная теплота не спасла березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.

(22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

– (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных для дерева солей.

(28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

(29) Этим закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.

(По рассказу К.Паустовского)

В8. Из предложения 14 выпишите глаголы несовершенного вида.

В9. Из предложений 6 – 9 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

(Д/З) Учитель:

Сейчас ассистенты объявят оценки за лексический диктант.
*******

Начинаем заполнять таблицу.(проверяются несколько первых пунктов, остальное учащиеся заполняют самостоятельно дома)


ГЛАГОЛ

Приметы глагола

Примеры

1.

На какие вопросы отвечает

 

 

2.

Что обозначает глагол как часть речи

 

 

3.

Каким членом предложения обычно бывает

 

 

4.

Глаголы с НЕ пишутся

 

 

 

5.

Ь после шипящих на конце глаголов

 

 

6.

Неопределенная форма

 

 

 

7.

Вид глагола

 

 

 

8.

Время глагола

 

 

 

 

9.

Спряжение глагола

 

 

 

10 

 

 

 




Учитель: закончить урок мне бы хотелось стихотворением о русском языке.


Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрока Тема урока Пункты по учебн
Повторение сведений, необходимых при изучении геометрии 9 класса, совершенствование навыков применения теоритических и практических...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая цель: закрепление основных сведений о глаголе, повторение грамматических признаков глагола, формирование умения употреблять...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconКонспект урока русского языка в 5 классе. Учитель: Федулова А. С....
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconКонспект урока «Понятие о глаголе» (6 класс) Цели: дать понятие о...
Исходная компетенция учителя (владение икт и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconТема: Повторение изученного по теме: «Глагол» иморфологический разбор глагола
Цель: закрепить знания о морфологических признаках глагола, умение правильно их определять, создание целостного представления о глаголе...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconТема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрока: Повторить и обобщить знания по теме «Тепловые явления»
Ход урока: За неделю до мероприятия ученикам сообщается тема урока и дается домашнее задание на повторение по учебнику «Физика 8»...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрока. Русский язык, 7 класс. Тема урока: Повторение по теме «Причастие»
Магергут Клавдия Валерьевна, г. Сургут, моу сош №1 с углублённым изучением отдельных предметов
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconКонспект открытого урока в 9-м классе на тему: "Лингвистическая лаборатория:...
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся Тема:...
Цели урока: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconКонспект урока измерение информации (алфавитный подход). Единицы...
...
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрока Слово учителя
Тема: «Повторение темы «Лексика» Цель: повторение, обобщение по изученной теме, развитие речи учащихся
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторение и обобщение сведений о классификации и номенклатуре важнейших классов неорганических веществ
Тема урока: \"Повторение сведений о глаголе\". 7-й класс. Лингвистическая лаборатория iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «безличные глаголы»
Здравствуйте, ребята! Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск