Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ





Скачать 79.46 Kb.
НазваниеТема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ
Дата публикации05.08.2014
Размер79.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Урок обучения грамоте

(по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, У после Ч, Щ.
Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи «Обозначение гласных после шипящих Ч, Щ».
Задачи урока:

1.Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики).

Познакомить с новыми буквами, звуками; орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

2. Формировать умение составлять звуковые и буквенные модели слов. Формировать навык чтения.

Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивать память, произвольное внимание, логическое мышление, связную речь.

3. Воспитывать интерес к знаниям, взаимоуважение.

Воспитание любви к природе, к родному краю.

Ход урока:

1.Организационный этап.

Со звонком дети хором произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Учитель: Вы готовы?

Дети: Всё в порядке!

Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, что у всех хорошее боевое настроение. Сегодня мы продолжим знакомство с буквами и звуками русского языка. А моим главным помощником на уроке будет сегодня Незнайка. Не удивляйтесь, пожалуйста. Как гласит русская пословица: «Цыплят по осени считают». А как вы её понимаете? Вот в конце урока вы и ответите, чему нас научил Незнайка, и чему его научили мы с вами. Давайте расскажем ему всё о буквах.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2.1. Работаем по таблице «Лента букв».

- Покажите и назовите гласные верхнего ряда. (а о у э ы).

Какую «работу» они выполняют? (Показывают твёрдость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.)

- Покажите и назовите гласные буквы нижнего ряда. (я ё ю е и)

Для чего нужны эти гласные буквы? (Они обозначают мягкость предыдущего согласного и обозначают звуки.)

-Покажите и назовите все изученные нами звонкие согласные, потом — глухие.

-С какими буквами познакомились на предыдущем уроке? Дайте полную характеристику этих звуков. (Буквы Ж и Ш—парные по звонкости-глухости, обозначают только твёрдый согласный звук.)

-С какой орфограммой познакомились на прошлом уроке? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И.)

-А почему звук [ы] нужно обозначать буквой И? (Нет необходимости показывать твёрдость этих согласных звуков, и поэтому нам нужна гласная буква, выполняющая одну « работу».)

-Объясните, пользуясь схемой, как работают гласные буквы. (Все гласные буквы могут выполнять две работы, а одну могут выполнять только буквы А, О, У, Э, И).

2.2. А теперь помогите Незнайке решить задачу. Прочитайте текст.

Как зовут братика?

У Светы есть маленький братик Василий. А как зовут его Света и мама?

Катя написала его имя так: Васьа.

Игорь—так: Васья.

А Леня написал так: вася.

Так кто из ребят написал имя правильно?

Незнайка шепчет мне, что он точно знает: Игорь. Прав ли он?

Да, вы правы: это задание - «ловушка». Все ребята допустили ошибки. Как они рассуждали? Исправьте их. А как же правильно? (Катя вспомнила, что имена людей пишут с заглавной буквы, но забыла, что для обозначения мягкости предыдущего согласного и передачи звука [а ] достаточно одной буквы: это работа буквы Я. У Игоря в имени появился звук [й'], которого не должно быть; он не учёл, что после буквы Ь буква Я обозначает два звука. Лёня написал имя со строчной буквы, а имена пишем с заглавной.)

Поднимите руку, ребята, у кого есть младшие братишки и сестрёнки.

Расскажите, как вы заботитесь о них, в какие игры играете.
Этап усвоения новых знаний.
3.1.Работа в тетрадях для печатания.

-Что записано на доске? Верно, это числа. Кто нам сумеет объяснить значение слова ЧИСЛО?

Число—это основное понятие в математике—величина, при помощи которой производится счёт.

- Кто сумеет их назвать?

(Запись на доске: 51,70, 63, 122).

-Давайте вместе запишем звуковую модель слова ЧИСЛА. (Ученик на доске составляет модель, даёт характеристику каждому звуку: например: звук [ч']- согласный, глухой, мягкий; звук [и] - гласный, ударный и т. д.). А теперь запишем буквенную модель этого слова. (Ученик комментирует: звук [и ] обозначает буква И, звук [с] обозначает буква С, и т.д.).

-А как будем обозначать звук [ч']? Кто знает, какой буквой? Найдите её на ленте букв.

-Итак, посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Чч. На что она похожа?

- Дайте полную характеристику буквы. ( Буква Ч - непарная глухая согласная, передаёт только мягкий звук [ч'] ).

- Прочитаем в слоговой таблице все возможные слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧЁ, ЧУ, ЧИ, ЧЕ).
3.2. А теперь внимание на экран. Перед вами «Богатыри». Мы уже знакомы с этой замечательной картиной художника В.М.Васнецова.

Покажите и назовите известные вам предметы вооружения богатырей.

Молодцы. Покажите ещё раз щит и объясните значение этого слова.

Давайте заглянем в « Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и найдём точное объяснение слова ЩИТ.

Щит—предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жёсткой кожи) для предохранения от ударов, стрел.

-Продолжаем работу в тетради. Самостоятельно запишите звуковую модель слова ЩИТ.

-Сверьте свою запись с записью на доске. У кого верно? Молодцы.

-А кто сумеет сделать буквенную модель? Какая буква обозначает звук [щ']?

-Итак, Посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Щщ. Что она вам напоминает?

-Дайте полную характеристику буквы Щ. (Буква Щ - непарная глухая согласная, обозначает один мягкий звук [щ']).

- Прочитаем слияния с новой буквой по слоговой таблице.

- Как вы думаете, ребята, почему буквы Ч и Щ мы изучаем на одном уроке вместе?

-Верно, эти буквы обозначают непарные мягкие согласные звуки.

-А нужно ли специально обозначать мягкость с помощью буквы последующего гласного? (Конечно, нет.)

Вывод: нужна гласная, которая выполняет одну работу.

-Молодцы, вы хорошо потрудились. Незнайка приглашает нас отдохнуть.

Физкультминутка. Звучит запись песни М. Минкова «Гимн Незнайки» из телефильма «Незнайка с нашего двора». Под весёлую ритмичную мелодию дети повторяют движения за ученицей, подготовившей комплекс упражнений к этому уроку.

- Согласны ли вы, ребята, что, как поёт Незнайка, «всё на свете невозможно знать»? Тогда, может, и учиться не нужно? ( Свободные высказывания-рассуждения детей на поставленный вопрос).
3.3. Продолжим работу с изученными буквами и звуками. Запишем модели ещё четырёх слов.

-А вы должны догадаться, почему именно эти слова нам предложили авторы учебника.

-Итак, слово ЧАШКА. Что такое чашка? Дайте краткое объяснение этого слова.

(Чашка—сосуд для питья. Чашка—предмет чайного сервиза.

Чашка — это посуда…)

-Составьте звуковую модель. (Один из учеников выполняет работу на доске: даёт полную характеристику звуку, обозначает его условным знаком.)

Звук [ч']– согласный (чертит квадрат, делит его по диагонали), глухой, мягкий (закрашивает «подушечку»).

Звук [ а] — гласный (чертит круг), ударный (ставит знак ударения)…

-А теперь запишем буквенную модель слова ЧАШКА.

Так как не нужно показывать мягкость согласного звука [ч'] нужна гласная, которая может выполнять одну работу. Звук [а] обозначаем

буквой А.

- По аналогии работаем со словом РОЩА. Приходим к выводу, что ЧА и ЩА пишется с буквой А.

Модели слов ЧУЛКИ и ЩУКА дети делают по выбору.

После проверки с доски дети делают вывод: ЧУ и ЩУ пишется с буквой У.

Так как написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ не устанавливается на слух (потребовалось обоснование выбора буквы), это орфограмма.

-Итак, ответьте на поставленный ранее вопрос: почему автор взял эти слова для моделей? Можно ли было взять какие-то другие слова или нельзя? Молодцы. Хорошо поработали, пора отдохнуть. А давайте отправимся в лето! Согласны?
Физкультминутка. Дети хором читают стихи и выполняют движения.

Раз, два три, четыре, пять.

Вышли дети погулять.

Остановка на лугу,

Я скорей туда бегу.

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал наш первый класс.

Вот такой букет у нас!

-А нужен ли нам этот огромный букет цветов? Да, мы с вами лучше полюбуемся красотой луга и полежим на траве. Закройте глазки, положите голову на парту и представьте себе, как ярко светит солнышко, как ласкает нас тёплый ветерок, как приятно лежать на цветущей поляне, слушать голоса обитателей луга…


Этап закрепления новых знаний.
4.1.Работа по учебнику «Букварь» (авторы В.В. Репкин, П.С.Жедек, В.А.Левин).

-Прочитайте про себя слова в столбиках стр.100.

Чтение вслух по столбикам с кратким объяснением значения всех слов. (Чиж - лесная птичка, вечер-часть суток, конец дня и т.д.)
4.2. Решите «Задачку про ручку» (стр.100). Без нашей помощи Незнайке трудно справиться с этим заданием. Поможем Незнайке?

1) Петина ручка закатилась в щель.

2) Ваня привинтил ручку к двери без папиной помощи.

Какое слово встретилось в обоих предложениях?

Одинаково ли их значение? Докажите. Как называются такие слова?

(В первом предложении слово обозначает предмет письменной принадлежности, во втором значение иное: часть предмета, за которую его держат или берутся рукой.)
Физкультминутка. Сидя за партами, дети за учителем выполняют упражнения: всевозможные потягивания, вращения. Массаж пальцев сопровождается эмоциональным выразительным чтением стихотворных строк.

Раз, два, три, четыре, пять…

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый главный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный—

Он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.
4.3. Работа в тетрадях: прописывание букв Ч, Щ. Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ.

После анализа письменных букв, демонстрации написания их на классной доске первоклассники работают в тетрадях.
4.4. Блиц-опрос по теме урока.

С какими буквами познакомились на уроке? В чём их сходство? Чем они отличаются от других букв русского алфавита?


Этап информации учащихся о домашнем задании.
Как вы думаете, ребята, что я задам вам на дом?

Правильно, вы должны рассказать родителям и другим членам семьи, чем мы занимались на уроке, и что нового вы узнали.

А кто хочет научиться сочинять коротенькие стихи? Есть такие?

Замечательно! На странице 101 нашего букваря есть весёлое задание.

Найдите рисунок и прочитайте, что под ним написано.

(Щука щуку укусила)

Что же было дальше? Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.

Какие есть вопросы по выполнению домашнего задания?
Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Что запомнилось больше всего? Что нового для себя узнали? Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

Кто очень старался? У кого за урок не испортилось настроение? Помог ли нам Незнайка? Чем помог? Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.

Вспомним наш девиз: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКонспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,...
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconМетодическая разработка урока английского языка "Once upon a time"
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Правописание ы-и после ц
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКонспект урока английского языка в 6-м классе по теме "Спорт"
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconПрограмма «ритм» Тема раздела: Звуки и буквы
...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconТема: «Буквы Т, т, обозначающие звуки [т] и [т’]»
Тема: Урок Проверочные слова. Сопоставление согласной буквы в проверочном и проверяемом слове
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconДомашнее задание на 19 января 2013 года
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconТема урока: Звуки [к ] [ к], буквы К, к. Цели урока
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, книга Б. Заходера «Кит и кот», буквы, рисунки чудо-животного, кита и...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКонспект урока русского языка в 1 классе (письмо) Тема: “Письмо заглавной буквы
Тема: “Письмо заглавной буквы Н. Большая буква в начале предложения и в именах ”
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКритерий Наличие собственной методической системы учителя, апробированной...
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКонспект урока класс: 2а Учитель: Смирнова Елена Алексеевна Предмет:...
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconБондаренко Зинаида Владимировна Тема урок
«Гласные и-ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы и или ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconУрока «Звук [Ч´], буквы Ч,ч»
Оборудование: слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Все буквы «н» обведите в кружок, буквы «т» – в треугольник, буквы «ж» зачеркните. Работа ведется в течении 2 минут. Затем дети обмениваются...
Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ iconУрок обучения грамоте. 1-й класс. Тема: "Буквы В, в. Чтение слов с буквами В, в"
Образовательные: повторение согласных звуков [в], [в'] и буквы, которая обозначает эти звуки; учить читать слова с этой буквой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск