Мозговой штурм
Психологическая пауза.
Чтение и анализ рассказа «Пропала совесть».
Этическая беседа
Рефлексия
Творческое задание
|
На доске записано слово «Совесть».
- Как вы понимаете смысл этого слова?
Дети выходят и записывают на доске свои предположения. - Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Поднимите руки, у кого, такое произошло.
- Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть». Чтобы разобраться в этом понятии мы обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
- Ребята, кто из вас как понял это понятие? (дети вносят дополнения к модели на доске) - У писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем его и обсудим.
Пропала совесть
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать... Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница — совесть. Оставалось только смотреть на Божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
- За что вы меня тираните! — жаловалась бедная совесть, — за что вы мной... помыкаете?
- Что же я с тобою буду делать, сударыня-совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка.
- А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.
По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
- Ребята, что же произошло, когда пропала совесть? - Почему же маленькое дитя, когда станет большим человеком, в нем будет большая совесть?
- Почему же у дитя сердце чистое, как и совесть?
- Как вы понимаете последние строчки? Я их вам еще раз прочитаю:
«И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
- Так как же вы теперь поняли, что такое совесть? (дети выходят к доске и дополняют написанные определения). - Поэт В.А. Жуковский так писал о совести:
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель.
Свидетель и судья!
- Видите, как говорит писатель: совесть судит каждого из нас, наши поступки, слова, действия.
- Совестливость как нравственное качество всегда ценилась людьми. А поэт Н.И. Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
Л совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит ни слова.
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей все равно — шумит ли в поле вьюга.
Поют ли в перелеске соловьи,
- Держи ответ и ни жены, ни друга в свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать — с ней не легко живется.
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливой издавна зовется.
В народе русская душа.
- Почему автор говорит, что с совестью нелегко живется?
- А теперь вместе с вами давайте попробуем составить образ совестливого человека. Сейчас я вам расскажу одну историю. Слушайте внимательно.
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! — попросила бабушка, — только не долго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал. Проходит час, другой, а Пети все нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Бабушка открывает дверь, на
пороге стоит Петя.
- Петя, где же ты так долго был? — переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседского двора! — весело ответил Петя.
- А молоко ты купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе. И бабушка, заплакав, сказала.
- Какой же ты бессовестный Петя! А я так на тебя надеялась.
- Ребята, как вы думаете, почему бабушка назвала Петю бессовестным?
- А у вас были такие моменты, когда вас называли бессовестными?
- Ребята, как бы вы поступили на месте Пети?
- Давайте поможем Пете исправиться и досочиняем рассказ так, чтобы Петя стал положительным героем.
- Дети, о каком же нравственном качестве мы говорили? Как вы поняли, что такое СОВЕСТЬ? (Анализ записанных на доске предположений, формулировка понятия).
- Запомните, дети, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране. Я думаю, что каждый из нашего урока сделал выводы для себя. - А сейчас я предлагаю вам нарисовать «совесть».
- Подумайте в роли кого или чего она могла бы быть? Само слово «совесть» женского рода. Значит, «совесть» можно изобразить в виде девушки, а может быть, в виде какой-то сказочной героини женского пола. Также совесть можно изобразить в виде какого-то поступка, действия. Пофантазируйте немножко, и мы посмотрим, у кого что получится.
Обсуждение рисунков. (Оформление выставки лучших рисунков.)
|