Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы





Скачать 430.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
страница1/4
Дата публикации16.08.2014
Размер430.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №17 им. Александра Цфасмана»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Баян

Срок обучения 5 лет

г. Нижний Новгород

2013 г.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  2. Срок реализации учебного предмета;

  3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  5. Цели и задачи учебного предмета;

  6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

  7. Методы обучения;

  8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного процесса

  1. Сведения о затратах учебного времени;

  2. Требования по годам обучения;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма и содержание;

  2. Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        1. Рекомендуемая нотная литература

        2. Методическая литература

  1. Пояснительная записка




  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность: «баян, аккордеон», разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность: баян, аккордеон» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач, как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты: «баян, аккордеон» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.


  1. Срок реализации учебного предмета «Специальность: баян, аккордеон» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.




  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность: баян, аккордеон»:



Таблица 1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

924

Количество часов на аудиторные занятия

363

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

561




  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

    • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне, аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

    • определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

    • выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне, аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

    • овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, аккордеоне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

• формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

• достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

• формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовке их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

«Специальность: баян, аккордеон».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Площадь учебных аудиторий для занятий по учебному предмету «Специальность: баян, аккордеон» имеют площадь не менее 9 кв. м,, наличие фортепиано, пюпитра.

Образовательное учреждение обеспечивает наличие инструментов, необходимых для обучения детей разного возраста.

В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность: баян, аккордеон», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения – 5 лет

Таблица 2




Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные

занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

363

Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

561

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924


Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев),

  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.


2. Годовые требования по классам

Срок обучения – 5 лет

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю

Консультации 8 часов в год

Введение:

  • Знакомство с конструктивными особенностями инструмента.

  • Особенности посадки и постановки инструмента.

  • Принципы звукоизвлечения. Движение меха.

  • Постановка правой и левой руки.

  • Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов).

  • Чтение нот с листа.

  • Исполнение небольших пьесок каждой рукой отдельно.

  • Освоение основных приемов игры: non legato, legato, staccato.

  • Исполнение пьес обеими руками.

  • Подбор по слуху.

  • Игра в ансамбле с педагогом.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1-го года обучения ученик должен пройти:

  • 16-18 небольших пьес различного характера.

  • 4-6 этюдов.

  • Гаммы: До, Соль, Фа (Ре - для аккордеона) мажор в одну октаву двумя руками. вместе.

  • Короткие арпеджио, аккорды правой рукой.

  • Хроматическая гамма правой рукой.

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

В течение 1 учебного года ученик должен исполнить:

Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет:

3 разнохарактерные пьесы.

Март – технический зачет:

1 гамма, 1 этюд.

Май – экзамен (зачет):

3 разнохарактерные пьесы.


Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

1.А. Филиппенко «Праздничная» (12)

«Не летай, соловей» (12)

«Зеленая травушка» (12)

2. А. Филиппенко. «Сапожки» (39)

«По дороге жук» (39)

«Петушиная полька». Эстонский народный танец. (39)

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. «Полька-кадриль» (40)

Эстонский народный танец» (12)

Й. Брамс. «Колыбельная» (13)

А. Вольфарт. Этюд (40)

2. Й Гайдн. «Военный марш».(13)

В. Савельев. «Настоящий друг» (12)

Н. Чайкин. Полька (13)

Черни. Этюд (13)
Второй класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю

Консультации 8 часов в год

В течение 2-го года обучения ученик должен пройти:

  • 16 -18 пьес различных музыкальных произведений:

  • 4 этюда;

  • 12–14 пьес, из них 2-3 полифонии.

  • Гаммы: До, Соль Фа (Ре - для аккордеона) мажор в две октавы, до двух знаков - в одну октаву двумя руками.

  • Короткое и длинное арпеджио двумя руками.

  • Ля, ре, ми минор - 3 вида правой рукой, гармонический, мелодический вид – в одну октаву двумя руками.

  • Чтение с листа простых мелодий в медленном темпе двумя руками.

  • Подбор по слуху.

  • Транспонирование простых мелодий в близкие тональности.

За учебный год учащийся должен исполнить:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы;...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы;...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы;...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы;...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы;...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации и методическому сопровождению...
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по всем видам самостоятельной работы студентов,...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconТемы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой...
Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы; Списки рекомендуемой нотной и методической литературы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск