Скачать 35.44 Kb.
|
ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» Н.Н. Жевлакова, учитель технологии МОУ СОШ № 31 г. Томска, аспирантка ТГПУ Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в современной школе. Развитие творческого мышления, формирование технологической культуры школьника осуществляется на уроках технологии. Как известно, основными типами уроков технологии является урок приобретения новых знаний, урок повторения, комбинированный урок и другие. Также есть интегрированные уроки, благодаря которым обучающиеся развиваются не только в рамках данной дисциплины, но и расширяют область своих знаний. Благодаря таким урокам мышление детей развивается в разных направлениях, что способствует развитию творческого мышления. Автором предложена разработка интегрированного урока (ИЗО+технология) при изучении вышивки по счету в 6 классе. Цель урока для учащихся: ознакомить обучающих с видами русского орнамента; научить подбирать цвета при составлении орнамента. Наглядные пособия: образцы вышивок с русским орнаментом; иллюстрации орнаментов; виды орнаментов для вышивки различных масштабов, учебник. Оборудование и материалы: бумага для черчения форматом А4; кисточки, краски акварельные, карандаш, ластик. Основные понятия, термины: орнамент, оберег, композиция. Ход урока 1. Приветствие. Ознакомить обучающихся с целью урока – слово учителя технологии. 2. Основная часть урока: слово учителя технологии. Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки (показ образцов вышивки). Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как "роспись", "набор", "счётная гладь". Материалы и ткани, используемые для вышивки: хлопчатобумажная ткань – канва, нити мулине. Доклад обучающейся «Обережная вышивка». Места расположения вышивки: 1) традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол). 2) нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции: защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы; голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности (показ иллюстраций). Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Доклад обучающейся «Роль оберега в русской вышивке». Учитель ИЗО: Мы знаем следующие виды линий: толстая, тонкая, прямая, кривая, ломанная и другие. В русском вышивке каждая линии имела свое значение: волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в нее. Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Также большое значение в русской вышивке имеет цвет: 1) Белый, связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный – Растительность, Жизнь. 4) Чёрный – Земля. 5) Золотой – Солнце. 6) Синий – Небо, Воды. 7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке. 3. Практическая часть урока: слово учителя ИЗО: Выполните эскиз обережной вышивки для близкого человека на листке А4, выбрав все вместе - цвет, тип линий, узор, решив прежде всего, от какой беды вы его защищаете. Обучающиеся выполняют эскиз, в течение практической работы учитель следит за ходом выполнения задания и поправляет в случае ошибки. 4. Заключительная часть урока: Подведение урока, сбор работ, выдача домашнего задания. Данный урок любой учитель может дополнить другими заданиями. Проведение таких уроков, как показывает практика, увеличивает развитие творческого мышления обучающихся. |
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | «Развитие творческих способностей на уроках технологии с выходом... Учитель технологии 1-ой квалификационной категории Лицей №200, Цыва Ольга Александровна | ||
Мероприятия, класс Подобряева Н. Л., методист гпсп учителей технологии, учитель технологии мбоу лицея №120 | Конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения)... Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | ||
Жарова Вера Викторовна, учитель технологии моу сош №39 г. Твери Учитель должен сформировать новые знания и умения, включив мыслительную деятельность. Таким образом, учитель должен сформировать... | Анализ работы мо естественно-научного цикла моу «сош №4 с. Правокумского»... Мосева Жанна Рантиковна, учитель физики Харченко Елена Валентиновна, учителя математики Ханмагомедов Гюл Абдуризакович и Иванец Ольга... | ||
Рабочая программа по технологии в 10-11 классах Учитель технологии: Писцова Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования Российской Федерации 2004 года по... | Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся... Мбоу «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М. Р. Абросимова», учитель технологии | ||
Рабочая программа по технологии (художественная обработка древесины) Ильин Иван Юрьевич, учитель технологии муниципального общеобразовательного учреждения Итомлинской средней общеобразовательной школы... | Рабочая программа по технологии в 8 классе Учитель Составлена в соответствии с примерной программой основной средней школы и Федерального компонента государственных стандартов (основного... | ||
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | Конспект урока технологии №1 (с требованиями фгос) Учитель технологии... Тема урока: Решение конструкторских задач при изучении раздела «Металлообработка» | ||
Доклад о методике и технологии организации дистанционного обучения... «учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик» | План проведения «Жилищных уроков» в 8 классах мбоу радищевская сош... В 8 классах мбоу радищевская сош №1. Ответственный – учитель технологии Кушнир А. Т | ||
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов Составитель: учитель технологии Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Конспект урока по предмету «Английский язык» 8 «А» класс гбоу сош... Используемые технологии: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, здоровьесберегающая технология (ппс), икт (информационно-коммуникативные... |