Приложение №2
Программа
внеурочной деятельности начального общего образования
в рамках внедрения ФГОС НОО
1.Актуальность проблемы
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через основные направления развития личности, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования является передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Таким образом, актуальность данной программы обусловливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие
2.Цель программы
Цель Программы внеурочной деятельности – теоретически обосновать модель организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;
3. Задачи программы
Задачи, решаемые в ходе реализации Программы: - изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
4. Объект и предмет исследования Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе. Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов.
5. Гипотеза исследования
Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой является ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства:
- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)
- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей. 6. Методы, используемые при реализации программы
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности;
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.
3. Математические: ранжирование, статистическая обработка данных и др. 7. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования (вариант 3).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
11. Приказ Управление образования Кукморского муниципального района от 25.03.2011г.. № 98/1 «Об организации работы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кукморского муниципального района»
12.Положение о координационном совете по введению ФГОС НОО в Кукморском муниципальном районе. 8. Рабочая группа по разработке основной образовательной программы начального общего образования и введению ФГОС НОО
Каюмов С.М.-директор школы
Габбасова Г.М.-ЗДУР
Набиева Р.М.-ЗДВР
Рахимзянова Р.Г.- учитель начальных классов
Мухаметзянова Л.Х.-родительский комитет
Мубаракова Г.Р.- руководитель МО начальных классов
Галиева З.В.- учитель начальных классов
Нуриева М.М.- учитель начальных классов 9.Ресурсы Программы
Рабочая группа
| Функции
| Состав
| Административно-координационная
| Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.
| Директор школы Каюмов С.М.
Заместители директоров школ по УР Габбасова Г.М.,
Заместители директоров школ по ВР Набиева Р.М.
| Консультативно-методическая
| Обеспечивает: предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям по введению ФГОС второго поколения.
| ЗДВР
Руководитель МО учителей начальных классов Мубаракова Г.Р.
| Профессиональные сообщества
| Выносят решения по результатам ФГОС нового поколения
| Педагогический совет, Совет школы, школьное методическое объединение учителей начальных классов, Рабочая группа по введению ФГОС нового поколения
| Педагоги школы
| Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями
| Учителя начальных классов Мубаракова Г.Р.,
Галиева З.В.,Нуриева М.М., Рахимзянова Р.Г.
| Задействованные педагоги
| Организация внеурочной деятельности по направлениям:
|
Галиева З.В.
Рахимзянова Р.Г.
Мубаракова Г.Р.
Нуриева М.М.
Хазиева З.Ф.- учитель ИЗО
| Учебно-познавательная деятельность
Патриотическая деятельность
Художественно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное
Общественно-полезная деятельность
Проектная деятельность
| Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, занятий от дополнительных образовании, группы продлённого дня.
10.Научно-методическое обеспечение проекта
Научно-методическую поддержку при реализации проекта оказывает институт развития образования, Управление образования Кукморского муниципального района, МБОУ «Информационно-методический центр» Кукморского муниципального района.
11.Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеются библиотека, компьютерный кабинет, актовый зал, музей школы, спортивный зал, спортивная площадка, игровая площадка.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 7 компьютеров, проектор, экран.
12.Информационное обеспечение
У каждого учителя имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную, учебно-методическую и художественную литературу.
13. Ожидаемые результаты реализации Программы внеурочной деятельности
Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации.
14.Предполагаемые формы работы в рамках внеурочной деятельности, формы работы, решаемые задачи
Учебный план
образовательного учреждения
| Учебные
предметы
классы
| Количество часов в неделю
| Все
го
| Формы работы
| Решаемые задачи
| I
| II
| III
| IV
|
|
|
| Спортивно- оздоровитель-ный кружок «Күңелле спортчылар»
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера.
| Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки.
Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие музыкальных и художественно-творческих способностей детей, формирование целостного восприятия мира традиционной и художественной культуры; организация активного сотворчества детей, их физического
| Кружок патриотического воспитания «Мир вокруг нас»
| 2
| 2
| 2
| 2
| 8
| Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, знакомство с историей и бытом родного села, района, республики,страны, природой и экологией родного края, походы.
| Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Расширение знаний об истории села, района, области, формирование ценностного отношения к природе родного края.
| Кружок учебно-познавательной деятельности:
1. «Ее величество Грамматика» (русский язык)
2. Занимательная математика»
|
1
1
|
1
1
|
1
1
|
1
1
|
4
4
| Лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа по работе с разнообразными словарями;
| развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;развитие мотивации к изучению русского языка;развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся;углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
|
Решение нестандартных задач, построение рисунка, составление картинки с заданным разбиением на части; построение конструкции, решение и составление ребусов
| знакомство детей с основными математическими понятиями; развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук и глазомера воспитание интереса к предмету «Геометрия».
| Кружки художественно-го творчества:
1. « Балачак» (драма)
2. «Хәрәкәттә-бәрәкәт» (милли уеннар)
|
1
1
|
1
1
|
1
1
|
1
1
|
4
4
| Занятия в фольклорном кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов;разучивание народных песен, сказок, пословиц, поговорок, инсценировка сказок
| Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Кукморского района, формирование знаний о фольклоре, разучивание народных песен, распевок, потешек, частушек.
Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п.
| Кружок общественно-полезной деятельности «Умелые руки»
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Создание творческих проектов; занятия лепкой из солёного теста, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами.
|
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Кукморского района, Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки из солёного теста.
| Кружок проектной деятельности «Творим сами»
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Работа с бумагой (аппликация), рисование, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты,
| Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей.
| Всего
| 10
| 10
| 10
| 10
| 40
|
|
|
Проектная деятельность будет реализована через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.
|