Скачать 69.14 Kb.
|
Для аттестации ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (урок русского языка в 5 классе) С.А.Шугаева, учитель русского языка и литературы МОУ Аргашская основная обще- образовательная школа, с. Аргаш, Инзенский район, Ульяновская область. ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о прямом и переносном значении слова. ЗАДАЧИ: - обучающие: научить разграничивать прямое и переносное значение слова; закрепить полученные знания на практике; - развивающие: совершенствовать умение пользоваться выразительными возможностями русского языка; отработать навык находить в художественном тексте олицетворения и метафоры; - воспитательные: организовать активную мыслительную деятельность учащихся; привить уважительное отношение к народным промыслам и традициям. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: найти в толковом словаре и выписать значение слова КРУЖЕВО. ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: коллективная, индивидуальная. НАГЛЯДНОСТЬ: репродукция картины Тропинина «Кружевница»; репродукции картин, иллюстрации, изображающие русскую природу в разные временны года (по теме упражнений); кружевные воротничок, манжета, жабо; фотографии резных чугунных оград, наличников и др. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, диск со слайдами и текстами, инновационные Инетернет-ресурсы, доска, мел, учебники. ХОД УРОКА.
КРУЖЕВО - ср. р.; мн.- кружева, кружев- узорная сетчатая ткань (изделие); с т.з. этимологии в рус. яз. восходит к слову КРУГ. (Определение даёт заранее подготовившийся ученик.) КРУЖЕВНОЙ КРУЖЕВНИЦА – мастерица, плетущая кружева. (Попросить определить лексическое значение учащихся.) (При подборе однокоренных слов можно воспользоваться репродукцией картины Тропинина «Кружевница»: «Ребята, перед вами репродукция картины. Кто на ней изображён? Что делает девушка? Как мы её назовём? Правильно, кружевница. Именно так художник и назвал свою картину.»)
Круж..ва на Руси – мастерство древнее. Весь мир знает уд..вительные изделия вологодских круж..вниц. Столько круж..ва здесь спл..ли, Что обтян..шь вокруг Земли, Оп..яшеш.. весь шар земной. Славен промысел круж..вной! (Л.Мартынов) - Назовите и объясните орфограммы.
КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИЧОК сущ. + прил. (какой?) КРУЖЕВНАЯ МАНЖЕТА сущ. + прил. (какая?) КРУЖЕВНОЕ ЖАБО сущ. + прил. (какое?)
ВОРОТНИЧОК ИЗ КРУЖЕВ МАНЖЕТА ИЗ КРУЖЕВ ЖАБО ИЗ КРУЖЕВ - В наших упражнениях мы уже несколько раз употребили это слово, но в языке оно значит гораздо больше, жизнь его в языке намного богаче. О каком кружеве идёт речь в тексте? Я иду, а ветер кружится, Пролетает тут и там, И, сорвав с берёзки кружевце, Бросил к розовым цветам. (А.Прокофьев) - Что видится за словом КРУЖЕВЦЕ здесь? ЛИСТВА БЕРЁЗКИ. (Ребята разъясняют: «Закружил ветер сплетённые в узор резные листочки берёзы.») - Слово КРУЖЕВО имеет не одно значение, а два. Оно многозначное, и во втором значении называет предмет, похожий на кружево. Второе значение у этого слово будет переносным. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Записываем: «ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА».
а) Чтение правила. ЭОР №1. б) Упражнение 326. Найдите в толковом словаре два- три слова, имеющие переносное значение. Укажите общее в прямом и переносном значениях каждого слова.
- Итак, чаще всего слово выступает названием другого предмета, когда они похожи в чём-то. 1) На основе текста составьте и запишите словосочетания. С каким стараньем, выдумкой, любовью От крыши до крылечного столба Украшены деревни в Подмосковье. Как кружево узорная резьба! КРУЖЕВО РЕЗЬБЫ КРУЖЕВО ДЕРЕВЯННОЕ (слайд 7) КРУЖЕВО НАЛИЧНИКА КРУЖЕВО МОСТА КРУЖЕВО СТАЛЬНОЕ КРУЖЕВО ОГРАДЫ КРУЖЕВО ЧУГУННОЕ (слайд 8) 2) Определите, в каком значении употреблено слово КРУЖЕВНИЦА. Напишите письмо по памяти (по отрывку из стихотворения В.Бокова «Зимняя картина»): «Зима – кружевница», - заметил народ. Дай ей приземлиться – работу найдёт. «Зима – мастерица», - я должен сказать, Она не боится ни шить, ни вязать. - Переносное значение слова появляется тогда, когда употребляем его как сказуемое или в качестве приложения. 3)В переносном значении употребляются не только существительные, но и прилагательные. ЭОР №2. 4) Устно работаем с миниатюрой М.М.Пришвина «Деревья в лесу». Докажите, что прилагательное КРУЖЕВНЫМИ имеет в данном случае переносное значение. Деревья в лесу. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные, тяжёлые лапы. Берёзы склонились, а некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. (М.М.Пришвин) - Кружевные арки – это не из кружев, а КАК кружево. - Назовите ещё слова с переносным значением.
- Какие лингвистические термины мы употребляли на уроке? - Какое значение называется прямым? - Как возникают переносные значения? - Почему мы употребляем слова в переносном значении? (Слова с переносным значением не столько называют, сколько оценивают, характеризуют, позволяют выразить отношение человека к миру, выразить свои чувства. Они образны, картинны.)
- Перескажите текст, сохраняя слова с переносным значением. (По миниатюре М.М.Пришвина «Деревья в лесу».)
Кружево из лозы. Для самых маленьких ребятишек плели великолепные погремушки в 10 прутиков, закладывая горошины в сплетённый шар на ручке. Собственно, это был не шар, а что-то напоминающее маковку церкви. Изделие не хитрое, но сколько фантазии, чувства формы, пропорций потребовалось мастерам, которые выдумали и воплотили в материале. - Подчеркните слова в переносном значении.
ПРИЛОЖЕНИЕ Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова | Конспект игровой деятельности «Поможем Мишке» (для детей 2-3 лет) Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект игрового занятия Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект интеллектуальной игры «Поле чудес» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Учебник на странице 31. Внимательно прочтите рубрику "Теоретические... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект урока- игры в 6 классе "Let’s play English" Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект игры-занятия «Знакомство с зубной щёткой» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект литературной игры по произведениям С. В. Михалкова подготовительная группа Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект занятия с заикающимися детьми в подготовительной к школе группе Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Конспект занятия с детьми раннего возраста. Тема: «Давайте поиграем» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект урока-игры по внеклассному чтению в коррекционном классе... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Начальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект проведения ролевой игры «Телефонный разговор» по теме «Опосредованное деловое общение» Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Доброта людям Из опыта работы воспитания у детей дошкольного возраста... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | ||
Конспект игры-путешествия в средней группе автор: Рогачёва Инесса... Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и... | Прямое и переносное значение слова. Тип урока М/п: вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в... |