Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства»





Скачать 143.64 Kb.
НазваниеУрок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства»
Дата публикации23.09.2014
Размер143.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликургская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области
157063 Костромская область Буйский район с. Ликурга ул. Овражная д.1

Тема: «Рассказ Ю.Яковлева «Цветок хлеба».

(Из серии «Нравственные уроки детства»)

Подготовила Лебедева Людмила Геннадьевна,

учительница русского языка и литературы

Ликургской основной школы.


Методическое обоснование.
Рассказы Ю.Яковлева как нельзя лучше подходят для внеклассного чтения в средних классах. Рассказы небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу.

Писатель очень любит детей и даёт им «уроки жизни». Ю.Яковлев показывает, каким должен быть человек, как должен поступать, если он хочет, чтобы его считали порядочным человеком, нравственным человеком, просто «быть человеком» в полном смысле этого слова.
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства».

В 6 классе проведён урок по теме «Нравственные уроки Ю.Яковлева» по рассказам «Рыцарь Вася», «Багульник» и др. и создана презентация.

В 7 классе продолжаем изучение творчества Ю.Яковлева на основе рассказа «Цветок хлеба».
Способ изучения данного рассказа – лингвосмысловой анализ.

Целью лингвосмыслового анализа на уроках литературы является выделение языковых средств и композици­онных приёмов, определение их функции в раскрытии идейно-тематического содержания текста, в реализации за­мысла автора.

Появляется возможность самостоятельной работы школьников со словарями.

Межпредметные связи получают реальное воплощение, так как подобная работа тесно связывает рус­ский язык с изучением литературных произ­ведений. Учитель не «раздваивается» на словес­ника и литератора, а у школьника развивает­ся наблюдательность, формируется умение читать художественную литературу.
(Перед чтением рассказа надо показать презентацию, чтобы напомнить изученное (без 2-х последних слайдов). Биографию писателя обязательно).

Цель: урок доброты. Развивать умение выделения языковых средств, помогающих понять замысел автора.
Задачи:

конкретно-познавательная (образовательная): понять смысл рассказа Ю.Яковлева «Цветок хлеба», используя лингвосмысловой анализ.
Коммуникативно-развивающие (развивающие):

  1. развивать речь, логическое мышление;

  2. прививать навыки учебной деятельности, коммуникативные навыки.


Социально-ориентационные (воспитательные):

  1. воспитывать у ребят качества, необходимые для социализации: быть внимательнее и уважительнее к старшим, учить видеть в людях душевную красоту и доброту,

  2. прививать уважительное отношение к хлебу.



Оборудование: 1) репродукция картины В.Пластова «Юность» и др. с изображением хлебного поля;

2) таблица по биологии «Строение цветка пшеницы».


Ход урока:
1. Посмотрите на тему урока. О чём мы будем сегодня говорить?

- О рассказе Ю.Яковлева «Цветок хлеба».

С какими рассказами Ю.Яковлева мы уже знакомы?

- «Рыцарь Вася», «Багульник» и др.

В чём их основной смысл?

- За неброской внешностью скрываются благородные сердца. Чтобы разглядеть их, надо быть внимательнее к людям, надо знать, как и чем они живут.

Дома вы прочитали рассказ Ю.Яковлева «Цветок хлеба» и написали отзыв.

Не читая ваш отзыв, я хочу задать вам ряд вопросов.
2. Беседа.

Что вас удивило в этом рассказе? (обратите внимание на название)

- Рассказ называется «Цветок хлеба», а говорится не о цветке, даже описания его нет.
А что есть? - Есть ожидание мальчиком этого цветка.
Каким он его представляет? Найдите в тексте.

- Ожидание прекрасных красивых цветов.
Почему? - Потому что мальчик был постоянно голодным, а солдаты его угостили настоящим хлебом, и лучшего вкуса он не знал.

Ему казалось, что всё прекрасное связано с едой, с хлебом.
Почему он был голодным? На кого он похож?

- Шла война. Похож на волчонка, потому что постоянно

выискивает «добычу» (так говорит автор, как о животном),

т.е. еду (щавель, ягоды, корни).
Что они ели дома? - Хлеб (но к муке добавляли веники проса, и хлеб похож на глину) и то не досыта.
Почему? - Продукты все отправляют на фронт, главное – победить врага, себе – только самое необходимое.
3. Слово учителя:

Итак, описания цветка нет, рассказ называется «Цветок хлеба». А мы знаем, что тема произведения отражается в названии.

Что же имел в виду Ю.Яковлев? Что подразумевается под этими словами? Это и будет целью нашего урока.
Надо, наверное, подробно рассмотреть весь рассказ: о чём и о ком здесь говорится, зачем автор нам рассказал об этом.

Солдаты накормили мальчика настоящим, вкусным хлебом. Ему кажется теперь, что всё вокруг хлебное. И когда мать в конце войны посеяла полоску пшеницы, Коля с нетерпением ждёт её появления.
Подтвердите текстом, что он с нетерпением ждёт?

- Когда появились всходы, он берёт хлебную травинку и

жуёт, но хлебного вкуса нет, трава как трава. Когда сказали,

что скоро зацветёт, он смотрит на него, но цветка так и не

увидел.
Почему? Вы видели, как цветёт хлеб? - ???

-

К сожалению, сейчас, действительно, трудно увидеть зерновое поле, так как поля теперь засеивают, в лучшем случае, овсом.

4. Давайте рассмотрим репродукции картин.

Сравните 2 картины. Каких красок больше, когда хлеб цветёт?

А когда процвёл?

- Действительно, цветы невзрачные, не такие, какими хотел увидеть Коля.
5. Наконец хлеб испечён. Мальчик ест настоящий, вкусный, только что испечённый хлеб.

Посмотрите, как называет автор этот хлеб, которого ждёт мальчик – «завидное угощение».

Давайте сделаем словообразовательный разбор этого слова: угощение – угощать – угостить – гость.
Заполним таблицу:



Слова из текста


Комментарии



Угощение


что-то необычное, очень вкусное, для гостей приберегали самое лучшее


Гостинец



товар, привезённый купцом – подарок гостя – подарок.


Родить


Родить – общеславянское, образовано от слова

«род» при помощи суффикса «ити». Род от слова «рост». Однокоренные – род, родина, родной, родственники.


Земля «родит»



даёт хороший урожай, всё хорошо растёт


Жито



Жито – жити, при помощи суффикса «то» (такие же «путо», «тесто»)

Оба слова связаны с продолжением жизни.

Посмотрите, действительно ли это угощение для него? Давайте найдём, как об этом говорится в тексте.

- «…скрытая пружина сработала…и его скоро не стало».
С чем вы сейчас можете сравнить такой вкус? Что бы вы могли съесть с такой быстротой?

- Торт и то не всегда. Вы всего наелись, вы сыты.

Каковы его чувства после того, как он съел свой корж?

- Ему хочется ещё: «Второй…улыбался всей своей рожицей».
Коля несёт хлеб деду. Как теперь называет автор хлеб?

- дорогая ноша, гостинец (боится, что отнимут ребята, они тоже голодные).
Гостинец – в этимологическом словаре, стр.112

Гостинец – товар, привезённый купцом – подарок гостя – подарок.


Принёс. На что надеется? - Что дед разломит корж пополам.
Дед что делает с хлебом? - Нюхает.
Ему хочется есть? - да.
Что делает дед с хлебом дальше? - Относит в шалаш.
Что думает об этом внук? - Деду не хочется делиться, он потом съест один.
Что интересует деда? - Как чувствует себя Бабка, т.е. заботится о её здоровье.
Давайте посмотрим, какое слово употребляет дед, говоря о земле, которая даёт такой вкусный хлеб.

- Земля «родит».

Какое значение имеет это слово?
6. Групповая работа.
Делимся на 2 группы: 1 группа – смотрит в толковом словаре.

2 группа – смотрит в этимологическом словаре.

В толковом словаре. В этимологическом словаре.

Родиться – появиться на свет. Родить – общеславянское, образовано от слова

Родить – произвести на свет. «род» при помощи суффикса «ити».

Род от слова «рост». Однокоренные – род, родина, родной, родственники.
Следовательно, земля «родит» - даёт хороший урожай, хорошо растёт.

Записываем слова.
7. В каком значении употреблено слово «родит» в сочетании со словом «земля»: в прямом или в переносном? - В переносном.

Как называется в литературе перенос качеств одушевлённого предмета на неодушевлённые?

- Олицетворение.
Значит, земля живая для деда, почему?

Почему о земле такое слово? - Уважение к земле, к хлебу свойственно деревенским людям: ведь

они знают, сколько нужно вложить труда, чтобы вырастить, а затем

и испечь хлеб, т.е. перед нами речь хлебопашца. Он раньше работал

на земле, теперь сил не стало, и он с такой же любовью занимается

пчёлами. Они его не жалят, принимают за своего, потому что он

постоянно с ними.


    1. Дома у вас было задание: провести анкетирование.

Один из вопросов – Как называли хлеб, поля с хлебными посевами раньше? - Жито.

Как вы думаете, какое слово у него однокоренное? - Жить.
Коллективная работа: смотрим этимологический словарь, стр. 148

Жито – жити, при помощи суффикса «то» (такие же «путо», «тесто»)

Оба слова связаны с продолжением жизни.

(Можно прочитать отрывок из рассказа В.Астафьева «Сильный колос»).

Там употреблены слова «жито», «нива».
Скажите, а как автор называет хлеб в начале рассказа, солдатский хлеб? - Житник.

Хлеб – житник;

хлебное поле, поле с посевами - жито.
Скажите мне результаты анкетирования по первому вопросу:
- Употребляете ли вы в пищу хлеб? - Все ответили «да».

9. Послушайте, ребята, сказку о хлебе.

Чтение «Сказки о хлебе».

О чём предупреждает, от чего предостерегает сказка?
- Эта сказка – предостережение, что нельзя относиться к хлебу небрежно.
Люди, которые выращивают хлеб, хорошо это знают; знают, сколько труда надо вложить, сколько людей участвует в процессе выращивания зерна и превращения его в те драгоценные продукты, которые мы употребляем: а это и хлеб, и булочки, и печенье, и баранки, и торты.
10. Беседа.

Вернёмся к рассказу.

Коля идёт обратно от деда. О чём он думает?

- что дед сейчас ест хлеб, что дед не захотел поделиться с ним, ему обидно, и поэтому он даже представляет, как перемалывает дед своим беззубым

ртом запечённую корочку.
Слово учителя:

В УНТ ( сказках, былинах, песнях) на дорогах происходят важные встречи, происходят важные события.

У русских писателей «дорога» символизирует «жизненный путь» (у Пушкина, у Гоголя – познакомимся позднее). Мотив дороги содержит глубокий философский смысл. Философия – наука, которая изучает законы развития природы, общества.
Давайте посмотрим, изменила ли дорога что-то в жизни Коли?
Бабушка выкладывает грязное бельё, а на дне котомки лежит завёрнутый в чистую тряпицу хлеб. Она положила гостинец перед внуком.
Чем показался хлеб внуку?

- Солнышком. Оно ослепило мальчика.
Почему? - Он не ожидал, он плохо думал про деда, у него было плохое настроение.

Солнышком, потому что дед оказался таким добрым и щедрым: не то что

поделился, он отдал всё. А ведь он даже не попробовал его.
Как ведёт себя Коля? - Если первый корж он съел, ни о ком не думая, то тут он протянул руку, и его удержало чувство сильнее голода, важнее хлеба.
Какое? - Чувство доброты, ответственности за других, он впервые подумал о других.

Дед и бабушка не ели хлеба, они берегли ему. Он увидел то, чего раньше не

замечал: люди совершают поступки, не требуя за это платы, награды. Бабушка

испекла хлеб, но себе не оставила ничего, только ему и деду. Дед воевал с нем-

цами, а медали ему не надо; работал на земле, теперь нет сил - занимается

пчёлами, чтобы как-то помочь семье, но награды – еды, хлеба – за это не надо.

Что делает Коля?

- Коля берёт хлеб, заворачивает его в чистую тряпицу и кладёт в дедушкин сундук,

т.е. это будет гостинцем для деда.

О чём говорит такой поступок?

- О взрослении героя, доброта порождает доброту.
Какую роль сыграла дорога «К деду и обратно»?

- научила внимательнее относиться к людям.
11. Слово учителя:

Если в начале рассказа перед нами голодный мальчик, похожий на волчонка, теперь мы видим его повзрослевшим, способным на подвиг: ведь отказаться голодному от хлеба – подвиг.
Токи доброты проникли в неокрепшую душу мальчика и сделали его сильнее. Совесть, уважение к деду, чувство долга перед дедом – первые гражданские чувства просыпаются в душе мальчика.
Дорога сыграла большое значение, она дала мальчику жизненный опыт, может быть, первый, что если ты живёшь среди людей, то надо думать не только о себе, но и о других.
12. Давайте вернёмся к названию рассказа.

У писателей ничего не бывает случайным. Почему же именно так назвал Ю.Яковлев свой рассказ?
Какой он, цветок хлеба?

- незаметный, но он дорог людям, важен для них.
Что у нас в рассказе важно для человека, но незаметно сразу, не бросается в глаза?

- доброта, душевная щедрость.

Дед уважительно относится к земле, заботится, как там без него его жена.

Не болеет ли, хотя и спрашивает «ползает?»
Почему именно таким словом?

- Медленно ходит, старая, уставшая, но тоже, как и он, без дела не сидит.
Получил Колька урок доброты, свой цветок хлеба?

- Да, он тоже хочет угостить деда.
13. Вывод:

Что имеет в виду автор под названием «Цветок хлеба»?

Это жизненно необходимое человеку качество. Цветок хлеба – это доброта, душевная теплота, щедрость, которые не видны сразу, но дороги людям, как хлеб.
Слово учителя: Это и Колька, который увидел эту доброту, оценил её и процветши стал хорошим человеком, хорошим писателем; теперь он учит нас видеть то, что не бросается в глаза: неяркое, неброское, но очень важное для людей. В литературе такое сравнение называется метафорой (как и «Багульник»). (Метафора – перенос качеств одного предмета на другой).
Как по-другому мы можем назвать наш урок, т.е. сформулируйте тему урока.

- «Урок доброты» или «Доброта рождает доброту».
14. А теперь проведём рефлексию.
Результаты анкетирования:
1) Какой хлеб вы предпочитаете?
2) Как с ним поступают, если пришёл в негодность? - пожилые, взрослые – отдают животным.

- молодые – бросают.
Какой урок вы вынесли для себя?

- Хлеб – очень трудоёмкий процесс превращения зерна в продукт питания.

Многие люди трудятся, надо уважать их труд. Если пришёл в негодность –

скормить животным. А ещё, ребята, сейчас холодно, скоро выпадет снег –

покормите птиц. Они – наши помощники в борьбе с вредителями. Е.Носов,

писатель, рассказ которого мы будем изучать нынче, попросил, чтобы у него

на надгробном памятнике были написаны слова: «Покормите птиц».

Он никогда не выходил из дома без хлеба или семечек для птиц. И после смер-

ти он хотел, чтобы каждый пришедший к нему вспомнил о пернатых.
Скажите, у вас появилось желание что-то добавить в свой отзыв? Обо всём ли вы написали?
15. Д/З: Написать отзыв о рассказе Ю.Яковлева «Цветок хлеба».
Обязательно надо рассказать о смысле названия, роли композиции (построения) в раскрытии идеи произведения.

И в «Рыцаре Васе» и в «Цветке хлеба» автор призывает быть внимательнее к людям. Люди хорошие не выпячивают свои достоинства вперёд. Они скромны, умны. Хороших людей вокруг нас много, но только надо уметь разглядеть их среди других людей.


Болтанка – похлёбка из муки или толокна, разведённая на воде или молоке.

А н к е т а.
1) Употребляете ли вы в пищу хлеб?

2) Какой хлеб вы предпочитаете?

3) Как с ним поступают, если пришёл в негодность?

4) Как называли хлеб, поля с хлебными посевами раньше?


Сказка о хлебе.
Человек должен бережно относиться к тому, что даёт природа, и понимать, что возможности земли не бесконечны. Они нуждаются в бережном отношении человека к ней, иначе рано или поздно человек должен будет заплатить слишком дорогую цену за величайшее благо, которое родит земля — хлеб.

Давным-давно это было. Был хлеб господином и властелином. Были у него его постоянные спутники и по­мощники: Солнце. Ветер и Вода Зорким дозором обходили они землю, следили за порядком на полях и пашнях. Однажды идут они по дороге и слышат, как рожь жалуется на свою долю,

- Бедная я, бедная. Несчастная я, несчастная. С таким трудом собирали одни люди мои колоски, в плохую погоду собрали все до зернышка. Да не сумели другие люди все вовремя на зерноток доставить, часть зерен рассыпали, часть в поле забыли.

Хлеб из муки испекли, вкусный, полезный, да и тот доесть не смогли, в пыль придорожную плохие люди выбросили. Это ли дело?

Рассердился Ветер и говорит Солнцу: «Что же это люди с хлебом делают? Кто им такое право дал? Кто позволил драгоценности на землю бросать?»

А Солнце ему и отвечает: «А ты, брат, не расстраивайся! Нашли-ка ты на людей суховей, а я жару поддам».

На том и порешили. И началась в той местности страшная жара: озёра и реки обмелели, рожь побелела. Забеспокоились люди, запричитали: «Урожай гибнет! Что делать? Как рожь спасти?!».

А дождя все не было. Все запасы зерна давно перевели на муку, хлеб испекли и съели. Все запасы муки за­кончились. А дождя нет.

Стали люди искать в запасах своих сухари, любой корочке были рады. Люди каялись, просили у солнца по­щады. Только теперь они поняли, как бездумно и зло жили.

И вот однажды людские слезы так заблестели на солнце, что оно не выдержало и сказало дождю: «Пошли на землю столько влаги, чтобы каждое зернышко могло напиться вдоволь, чтобы колос наполнился зерна­ми». А Ветру Солнце наказало: «Неси тучи бережно, не разбрасывай град, не заливай дождями ржаное поле. Я же сяду в своё тронное кресло и посмотрю, как люди работать будут».

Пошел дождь: теплый, урожайный, такой, какого давно не было в этом крае. Люди смеялись и пели песни, умывались дождевой водой и радовались тому, что земля сможет вволю напиться.

Долго ждали люди урожая: голодали, питались грибами да ягодами и с надеждой смотрели на житное поле. А оно было колосистым, красивым, на ветру казалось, что это не хлебная нива, а золотое море.

Однажды пришли люди на поле и поклялись, что больше никогда поле не будет на них в обиде, и ре­шили, что ни один колос не упадет в придорожную пыль, ни одно зернышко не потеряется по дороге на ток.

С тех пор они решили, что слова «жито» и «жизнь» — одного корня и быть им рядом вечно.

А солнце решило, что отныне оно сделает так, что любые лакомства на земле могут человеку надоесть, но только не хлеб. Наклонилось солнце к хлебной ниве и сказало: «Отныне и навеки быть тебе властели­ном над людьми. А кто дозволит себе забыть, кто такой есть хлеб, пусть в его жизни будут такие мину­ты, когда он пожалеть должен, что глумился над Хлебом. Отныне, Хлеб — ты — имя существительное в языке людей».

Это красивая сказка о хлебе. Но это и предупреждение людям о том, что хлеб требует уважения к себе, и никто не вправе разбрасывать то, что земля наша растит с таким трудом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок-путешествие, урок-игру. На тему: «Состав чисел 6 и Вычитание из 6, из »
Особенно это касается учителя начальных классов, т к в начальных классах уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-исследования и другие...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconТема: Нравственные уроки рассказа Е. Носова «Кукла»
Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок по теме и 58 в системе уроков
Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок изучения нового материала; Форма урока
Уяснить нравственные уроки автора, главные ценности, о которых говорит М. Ю. Лермонтов
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты»
...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок права 10 класс. Тема: «Конституция Российской Федерации»
Данный урок входит в систему уроков посвящённых изучению Конституции Р. Ф. по праву. Всего на эту тему отводится 16 часов
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории»
Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории», «добро», «зло», «положительные нравственные категории», «отрицательные...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта
Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУроки и переменки
Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок входит в группу уроков, изучающих правописание суффиксов причастий. Это урок изучения нового материала. Он является последним...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconQuiz: Are you good at English? Цели мероприятия
Сегодня у нас необычный урок это урок викторина. И называется он «Хорошо ли ты знаешь английский?» Наш урок будет состоять из пяти...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок входит в серию уроков «Нравственные уроки детства» iconУрок Тема: Нравственные правила
Способствовать формированию таких понятий как «нравственность», «нравственные правила» через закрепление знаний заповедей мировых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск