Урок изучения нового материала; Форма урока





Скачать 126.32 Kb.
НазваниеУрок изучения нового материала; Форма урока
Дата публикации28.06.2015
Размер126.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка и литературы - Алексеенко Маргарита Аркадьевна
К о н с п е к т у р о к а. 9 к л а с с.
Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Повесть «Княжна Мери».
Тип урока: Урок изучения нового материала;

Форма урока : Смешанный урок

Образовательные цели:

  1. Понять замысел М.Ю. Лермонтова. Проверить знания содержания романа.

  2. Уяснить нравственные уроки автора, главные ценности, о которых говорит М.Ю. Лермонтов.

  3. Вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.

  4. Развитие аналитического мышления, обучение сопоставительному анализу.

  5. Помочь учащимся осмыслить поступки героев с точки зрения человеческой личности.

Развивающие цели:

  1. Формирование навыков работы в группе, публичного высказывания;

  2. Умение отстаивать точку зрения;

  3. Активизация творческих способностей учащихся;

  4. Уметь обобщать и делать выводы.

  5. Развивать критическое и логическое мышление при анализе и оценке образов романа.

  6. Развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся;

  2. Умение работать в коллективе

  3. Воспитывать у учащихся нравственное чутье;

  4. Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: взаимопонимание, христианское отношение к человеку, обличение человеческих пороков.


Оборудование:

  1. портрет М.Ю. Лермонтова;

  2. компьютер;

  3. слайд проектор;

  4. книги с текстом романа «Герой нашего времени»

Приемы:

  1. Использование приемов мышления (анализа, сравнения, обобщения)

  2. Использование ТСО и средств наглядности,

  3. Запись выводов в тетради.

Методы:


  1. Проблемная технология

  2. Исследовательский метод

  3. Сравнение и сопоставление характеров героев;

  4. Метод эвристической беседы

  5. Аналитический метод


Ход урока.

Работа с текстом повести «Княжна Мери».

1) Исторический комментарий.

Черновой автограф повести «Княжна Мери» имеется в тетради Лермонтова, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке в Ленинграде. Вся рукопись «Княжны Мери» написана рукой Лермонтова, за исключением части от слов: «Нынче поутру у колодца», кончая словами: «и хотел разгорячиться». Эта часть писана рукою А.П.Шан-Гирея, но и здесь обнаруживается правка, сделанная самим Лермонтовым.

Впервые «Княжна Мери» напечатана в первом отдельном издании «Героя нашего времени» в 1840 году, затем во всех последующих изданиях романа. В рукописном тексте по сравнению с печатным есть заслуживающие внимания варианты.<...> Некоторые из них учтены в нашем комментарии. Слайд № 1.

«Княжна Мери»основная часть записок Печорина. В отличие от «Тамани» и «Фаталиста» это «журнал», поденная запись в точном смысле этого слова. Отсюда — кажущаяся небрежность, случайность записей Печорина. На самом деле и в этой повести, в пер­вой ее части, написанной в форме дневника, и во второй части, охва­тывающей события дуэли и после дуэли, удивительная соразмерность частей и, точнее, чувство целого. За мнимым автором записок — Печориным — стоит настоящий их создатель — Лермонтов.

В композиции «Героя нашего времени» повесть «Княжна Мери» занимает центральное место. До сих пор Печорин показывался или извне, или в действии («Тамань»). Теперь откровенные дневниковые записи раскрывают перед читателем внутренний, полный противоречий мир этого сложного человека. И вместе с тем именно в «Княжне Мери» наиболее широко показаны время, эпоха, жизнь современного Печорину дворянского общества, быт и нравы посетителей Кавказских минеральных, вод. По удачному определению Е.Н. Михайловой, «не только герой, но и общество в его отношении к герою выступает здесь как важнейший элемент идейно-художественного целого. Оно фигурирует здесь и как конкретный фон действия («водяное общество»), и в лице отдельных своих представителей, сталкивающихся с Печориным, и, наконец, как социальное целое, как историческая среда, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих судеб». (Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., Гослитиздат, 1957. С. 290-291.) Слайд № 2, 3.
2) Беседа по вопросам домашнего задания.

а) Как изображено Лермонтовым «водяное общество»?

б) Прочитайте подобранный материал, характеризующий интересы и занятия «водяного общества».

в) Можно ли отнести к этому обществу и Печорина?

г) Приведите примеры из текста слов и замечаний Печорина, показывающих отношение героя к дворянскому обществу и его представителям.

д) Приведите примеры из текста, когда слова Печорина о себе противоречат его поступкам.

е) Как и почему возникает конфликт между Грушницким и Печориным?

ж) Каким видят Печорина Вера и княжна Мери?

з) Чем объясняется симпатия доктора Вернера к Печорину?
3) Слово учителя.

Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение. В соседстве со «столичными франтами», «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям «света». Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу «водяное общество».
4) Доклад «Представители "водяного общества" в изображении М.Ю. Лермонтова» и его обсуждение.

Отношение М.Ю. Лермонтова к дворянскому светскому обще­ству (факты биографии и творчество).

Показ этого общества в романе.

1. Сатирическое изображение «водяного общества» в повести
«Княжна Мери»:


а) пестрота состава «водяного общества»;

б) его занятия и интересы;

в) отсутствие в нем подлинной культуры, отражение необразованности и невежества представителей «света» в их речевой характеристике;

г) пустота и фальшь — характерные особенности « водяного общества»;

д) художественные приемы, используемые автором при изображении «водяного общества» и его представителей.

Обличение столичного света в автохарактеристиках Печорина и в авторских замечаниях.

2. Место Печорина в светском обществе.

3. Значение показа дворянского общества для раскрытия идейного смысла романа.
Слово учителя

М.Ю.Лермонтов наделил своего героя аналитическим умом. Печорин отлично разбирается в людях, постигает их слабые и сильные стороны и потому, видимо, выходит победителем во всех столкновениях с ними. Он строго и беспощадно судит и себя, тщательно анализируя свои поступки. Его тревожит порой не только личная судьба, но и судьба современного ему поколения.

Образ Грушницкого противопоставлен, с одной стороны, Печорину, искренне разочарованному, страдающему от своей ненужности, с другой стороны, простому, цельному Максиму Максимычу.
5) Доклад «Образ Грушницкого» и его обсуждение.

  1. Место Грушницкого в системе образов романа.

  2. Грушницкий как типичный представитель «водяного обще­ства»:

а) пустота и ничтожность интересов;

б) поверхностная культура;

в) мелкое тщеславие, неестественность, завистливость, отсутствие благородства, способность к клевете.

3. Индивидуальные свойства Грушницкого:

а) стремление производить эффект — определяющая черта характера;

б) непомерное самолюбие и самолюбование;

в) напускное разочарование.

4. Портретная и речевая характеристики Грушницкого как средство раскрытия его характера и проявление авторского отношения к нему.

При недостатке времени можно не останавливаться подробно на Грушницком, а коснуться этого образа при характеристике «водяного общества».

Материал для доклада

На протяжении всей повести «Княжна Мери» мы найдем немало слов и выражений, относящихся к Грушницкому и выражающих ироническое отношение к нему Печорина (и Лермонтова).

Речь Грушницкого автор характеризует устами Печорина: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания... Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как ско­ро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому, имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи ».

Грушницкий «остер», но «он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Это типичное остроумие людей, по существу вполне довольных окружающей действительностью.

Язык Грушницкого типичен для молодых людей его круга, для дворянской молодежи, стремившейся проникнуть в закрытые для них светские гостиные и перенимавшей у светских людей прежде всего их пороки и манеру говорить. Речь Грушницкого часто служит для того, чтобы напыщенной декламацией на русском или французском языке прикрыть собственное духовное убожество и пустоту.<...>

Грушницкого характеризует не только его собственная речь, но и мнение о нем Печорина, с которым вполне солидаризируется автор романа.

Для Лермонтова было очень важно найти слова и выражения, которые бы подчеркивали ничтожество, пошлость, душевную нищету Грушницкого. Если Лермонтов отрицает «героев его времени» — Печориных, несомненно, обладающих некоторыми положи­тельными качествами (смелостью, умом, искренностью), то тем более он осуждает людей, «донашивающих» разочарование. Это сказывается уже в приведенной выше цитате (о речи Грушницкого). Наиболее резко сатирическое отношение к Грушницкому сказывается в эпизоде прихода его к Печорину перед балом. Здесь мы видим блестящий образец сатирического стиля. (В.В. Литвинов)
6) Чтение и комментирование эпизода: «За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира... Он налил себе полсклянки за галстук, в носовой платок, на рукав».

Здесь перед Лермонтовым стояла цель найти особенно меткие слова. И он достиг ее. Смешон и жалок человек, который, стремясь как можно больше приукрасить себя, своими потугами (из-за отсутствия вкуса) достигает противоположной цели. Таков Грушницкий в изображении Печорина, таким он предстает перед читателем благодаря соответственному подбору слов и выражений.

Остро иронически воспринимается выражение «в полном сиянии пехотного армейского мундира» особенно потому, что пехотный (да еще армейский) мундир отличался скромностью.

Особенно смешны эполеты «неимоверной величины», напоминающие «крылышки амура». Хохол, завитой в мелкие кудри, ежеминутно взбиваемый, подчеркивает отсутствие вкуса; об этом говорит и огромный платок, играющий роль галстука. Как острая ирония воспринимается нами эпитет « гордая походка ».

Выбор каждого глагола-сказуемого точно определяется идейной задачей, стоящей перед писателем.

а) Раскройте роль глагола в прочитанном эпизоде.

б) Найдите в тексте глаголы-сказуемые, которые подчеркивают
комическую торжественность прихода Грушницкого.

(Грушницкий явился (а не пришел), «сапоги скрипели»; «взбивал... хохол »; «бросил фуражку с перчатками ».)
7) Чтение дневниковой записи Печорина от 3-го июня.

а) Найдите в этой записи слова, из которых Печорин вывел свою
теорию счастья («Счастье — это насыщенная гордость»).

б) Покажите на нескольких примерах, какую роль играют вопросительные и восклицательные предложения. Почему, по-вашему, текст насыщен ими?
8) Чтение дневниковых записей Печорина от 11, 13, 16 мая, от 5,14 июня и последнего абзаца повести. Слайды № 4 – 8.
Беседа по вопросам:

а) Можно ли согласиться с Печориным, что в нем таились силы необъятные?

б) Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

в) Из какого жизненного принципа Печорина вытекает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»?

г) Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис: «Счастье — насыщенная гордость»?

д) Согласны ли вы с тем, что индивидуализм, эгоизм, равнодушие — это не врожденные качества Печорина, а сознательно выработанные им как своеобразный «моральный кодекс», как система убеждений, от которой он ни разу не отступил в своем поведении? Обоснуйте свое мнение.
9) Выразительное чтение размышлений Печорина накануне дуэли. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..». Слайд № 10.
10) Выборочный пересказ на тему «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким? ». Слайды № 9, 11.

Примерный план пересказа

  1. За что Печорин презирает Грушницкого?

  2. Кто разрушил «приятельские» отношения, начавшие складываться между Печориным и Грушницким?

  3. Как была спровоцирована дуэль? Какова роль Грушницкого в этой истории?

4.Почему Печорин был вынужден сам вызвать Грушницкого на дуэль?

5. Какими были условия дуэли?

  1. Какую новую хитрость совершили противники Печорина перед дуэлью?

  1. Как вел себя Печорин, когда узнал об этом?

  2. Как раскрываются противники в самой сцене дуэли?



11) Сообщение.

На иллюстрации М.А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким» мы видим Печорина, Вернера и драгунского капитана. Печорин стоит полуобернувшись, правая рука его, только что выронившая пистолет, устало вытянута вдоль тела, левой рукой он судорожно придер­живает саблю. В позе его ощущаются усталость и расслабленность после только что пережитого напряжения, а в выражении лица — понимание непоправимости случившегося, какое-то недоумение и печальное сознание, что он опять оказался «орудием казни». Кажется, что он ничего не видит вокруг себя, а, погрузившись в свои думы, повторяет: « Окончена комедия!». И в то же время в нем чувствуются какие-то скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой; он не уйдет с дуэли сломленным, хотя ему и очень тяжело. Вернер и драгунский капитан, отвернувшись от Печорина, смотрят на место, где только что стоял Грушницкий. Их раздумья нелегки, им, кажется, еще тяжелее, чем Печорину: они отвернулись от него, головы их опущены. Вернер изображен Врубелем не точно в соответствии с текстом романа. Он очень высок, а Печорин пишет, что он «мал ростом», на нем черные сюртук и цилиндр, в то время как в день дуэли доктор был одет в «серые рейтузы, архалук », а на голове его была «черкесская шапка». Но Врубель не стремится к точности деталей, интересуясь больше психологическим состоянием уча­стников дуэли и особенно Печорина.

Задание

  1. Какое настроение Печорина и секундантов передано в рисунке?

  2. Какими средствами художник добивается выразительности в передаче этого

настроения?

  1. Чем объяснить небрежность в обрисовке фона — места дуэли?

  2. Перечитайте в повести «Княжна Мери» сцену дуэли Печорина и Грушницкого,

начиная со слов «Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы...» и кончая словами «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели ».

  1. Покажите на нескольких примерах из текста отрывка, как с помощью средств языка автор изображает душевное состояние героев в момент наивысшей опасности?

  2. Объясните, как в сцене дуэли проявляются характер и мотивы поведения героев?




  1. Чтение по ролям эпизода прощания с Мери: «На другой день утром, получив приказание...» до конца. Слайд № 12.




  1. Слово учителя.

Эпизод прощания с Мери важен для понимания Печорина. На первый взгляд, Печорин кажется действительно бессердечным, со­знательно разбивающим человеческие сердца и губящим жизни. Но нельзя не заметить человечность, душевную тонкость и благород­ство героя в этой сцене.

Николаевская действительность не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех столкновениях с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. Слайд № 13.

Домашнее задание

Вопросы для самопроверки

  1. Как изображено М.Ю. Лермонтовым «водяное общество»?

  1. Как и почему возникает конфликт между Грушницким и Печориным?

Опережающее задание

Прочитать повесть «Фаталист».

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему «Образ судьбы в творчестве М.Ю. Лермонтова».
Используемая литература:

  1. Преподавание литературы в 9 классе. Книга для учителя. Под редакцией проф. Г.А.Обернихиной. Москва, «АРКТИ», 2003.

  2. Русская литература. 9 класс. Практикум. Авт.-сост.Т.Ф.Курдюмова. В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Москва, «Просвещение», 1993.

  3. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для ОУ. В 2-х частях. Москва, «Просвещение», 2000.

  4. Русская классика. Избранные страницы. Учебник-практикум для ОУ. Под редакцией Г.И.Беленького. Москва, «Мнемозина», 2000.

  5. Интернет-ресурсы (иллюстративный материал для оформления слайдов).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения нового материала; Форма урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрок 11-12 Цель урока
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрок химии в 9 классе
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрока: Образовательная
Форма изучения нового материала: лекция учителя с активным привлечением обучающихся
Урок изучения нового материала; Форма урока iconКонспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются...
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрок по теме, базируется на пройденном материале
Форма обучения: фронтальная на этапе актуализации знаний и изучения нового материала
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрок 20 Тема урока
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрока: Обучающие
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрок биологи 8 класс
Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма занятия: Урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности
Урок изучения нового материала; Форма урока iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрок 8/18. Тема: Плотность вещества
...
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрока: урок изучения нового материала. Методы
Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А
Урок изучения нового материала; Форма урока iconУрока Урок ознакомления с новым материалом (урок изучения нового материала)
Основная цель: введение понятий, установления свойств изучаемых объектов, построение правил и др
Урок изучения нового материала; Форма урока iconТема урока: Плотность вещества
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск