Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы.





Скачать 287.68 Kb.
НазваниеПрограмма по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы.
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер287.68 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка к учебной программе по литературному чтению.
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению составлено с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. п. 1089», Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, реализующий программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 10.04.2002г. №29/ 2065-п и программы «Коррекционно-развивающее обучение для общеобразовательных учреждений» под редакцией С.Г. Шевченко.

Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятого школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

Учитывая особенности детей специальных (коррекционных) классов VII вида, в курс «Литературного чтения» во 2 и 3 классах введен раздел «Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения», задачами которого является продолжение формирования умений.

Литература:

-Учебники по которым идет обучение Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» в 2 частях. Москва «Просвещение» 2012 год

-Рабочие тетради на печатной основе «Литературное чтение» в 2 частях.
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается с интегрированного курса «Обучение грамоте и развитие речи». В учебной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора; как, почему, казалось бы, за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования м падших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ассоциативное мышление;

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и *специфические коррекционные задачи:

- преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения;

-формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

-формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

-развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

- преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

- развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности - привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка, чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской литературы учитель выбирает иронические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера, простейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятого школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

Учитывая особенности детей специальных (коррекционных) классов VII вида, в курс «Литературного чтения» во 2 и 3 классах введен раздел «Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения», задачами которого является продолжение формирования умений:

-анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать по слогам слова, написание которых соответствует произношению:

а) включающие слоги открытые и закрытые всех видов;

б) включающие твердые и мягкие согласные;

в) содержащие стечения согласных всех видов, и, твердый и мягкий знаки;

- закреплять навыки чтения слогов и слов со стечением всех видов, с разделительным твердым и мягким знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ъ, е, ё, ю, я.

составлять устно и с помощью разрезной азбуки небольшие предложения (2-4 слова), сознательно читать их по слогам вслух, уметь читать слова и предложения из 2-4 слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тексты, уметь отвечать на вопросы по ним;

- соблюдать паузы в устной речи и при чтении предложений и текстов;

-соблюдать интонацию, соответствующую знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении;

- выделять предложения из текста и слова из предложения;

- дополнять простое предложение словами, обозначающими признаки предмета;

создать условия для накопления практического опыта в нахождении синонимов;

- объединять и различать предметы по существенным признакам в связи с чтением и наблюдениями;

- рассказать по своим наблюдениям о приметах осени, об отдельных явлениях школьной жизни;

- воспринять на слух небольшую сказку или рассказ и ответить на вопросы;

- пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них;

-составлять предложения по картине или серии картинок;

- выразительно, с соблюдением правильных интонаций прочитать выученное наизусть стихотворение.

Содержание разделов «Самое великое чудо на свете» (1 ч) и «Устное народное творчество» (12ч) позволяет сохранить содержание авторской программы и решить данные задачи.

В 3 классе внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

В 3 классе продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение. Так как количество часов, предусмотренное учебным планом для специальных (коррекционных) классов, предусматривает на литературное чтение 3 часа в неделю, вместо четырех по авторской программе курса, необходимо проводить полноценные уроки внеклассного чтения за счет часов внеаудиторной занятости. В классном журнале в графе «Тема урока» необходимо прописывать тему внеклассного чтения.

Цель занятий внеклассным чтением - формировать умения самостоятельной работы учащихся с книгой.

Задачами этих уроков являются:

- знакомить учащихся с лучшими книгами и их авторами;

- воспитывать читательскую активность и любознательность, расширять и углублять знания, получаемые в классе по другим предметам;

-развивать индивидуальные интересы и склонности;

- обучать приемам работы с книгой, умению отбирать книги

для чтения.

Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.

В систему уроков внеклассного чтения входят уроки-утренники, уроки-доклады, уроки -устные журналы, конференции и т п.

Предмет

Число контрольных работ по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Литературное чтение

1

4

8

8


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconОбразовательная программа для специальных (коррекционных) классов VII вида
...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПрограмма по физической культуре для специальных (коррекционных) классов VII вида (5 9 кл.)
Система физического воспитания в специальной (коррекционной) школе VII вида объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconОтчет о проделанной работе за 2006/2007 у г
...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconРабочая программа по чтению для 7 класса уровень: специальное (коррекционное)...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида под ред. В. В. Воронковой 5-9 классы Сборник М., «Владос»,...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПрограмма адресована ученикам специальных (коррекционных) образовательных...
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник М.: Гуманит. Изд центр владос, 2000
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconМетодическая разработка урока. Предмет: обж класс: 11 Учебник: Основы...
...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса...
Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconРабочая программа по профессионально трудовому обучению специального...
«Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании:...
Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
В. В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В. В. Воронковой: сборник...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное...
«Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса составлена на основе примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)...
Программа по литературному чтению предназначена для детей начальных специальных (коррекционных) классов VII вида, рассчитана на четыре года обучения: 1, 2, 3, 4 классы. iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2013 2014...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 3 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск