№ п/п.
| Тема раздела. Количество часов.
| № урока.
| Тема урока.
| Минимальный объем содержания.
| Формы контроля.
|
I.
| Изучаем живую природу.
( 3ч.)
| 1.
| Многообразие живой природы.
| Дикорастущие, культурные растения. Культурные растения: пищевые, кормовые, декоративные, технические.
| Составление таблицы: деревья, кустарники, травы.
|
|
| 2.
| Значение растений и их охрана.
| Правила поведения в природе.
| Составление таблицы: « Значение растений».
|
|
| 3.
| Лабораторная работа: «Внешнее строение цветкового растения».
| Рассматривание цветковых растений.
| Работа в тетрадях: нарисовать цветковое растение, подписать названия органов.
|
II.
| Цветение и плодоношение растений. (7ч.)
| 4.
| Строение цветка.
| Строение цветка: пестик, тычинки, венчик, лепестки.
| Работа в тетрадях: №5,с.4.
|
|
| 5.
| Лабораторная работа: «Строение цветка».
| Рассматривание через лупу строения цветка.
| Оформление итогов лабораторной работы в тетради.
|
|
| 6.
| Лабораторная работа: «Виды соцветий».
| Понятие «соцветие». Виды соцветий: кисть, корзинка, колос, початок, метелка, зонтик.
| Работа в тетрадях:№№9,10, с.6.
|
|
| 7.
| Опыление и оплодотворение цветов.
| Понятия: опыление, оплодотворение. Виды опылений.
| Работа в тетради: №12, с.6.
|
|
| 8.
| Разнообразие плодов и семян.
| Плоды сухие и сочные.
| Составление таблицы: плоды сухие и сочные. Название плода.
|
|
| 9.
| Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.
| Плоды, имеющие прицепки, парашютики, пушинки, прицепки.
| Заполнение таблицы №17, с.8.
|
|
| 10.
| Экскурсия в природу: «Разнообразие растений, их плоды и семена».
| Рассматривание растений, их плодов и семян.
| Определение плодов и семян растений.
|
III.
| Семя растения.(4ч.)
| 11.
| Лабораторная работа: «Строение семени фасоли».
| Семядоли, зародыш, кожура и ее значение, рубчик и его значение.
| Оформление лабораторной работы в тетради.
|
|
| 12.
| Лабораторная работа: «Строение семени пшеницы».
| Однодольные растения, рассматривание зародыша пшеницы, строение зерновки.
| Оформление лабораторной работы в тетради.
|
|
| 13.
| Условия, необходимые для прорастания семян.
| Необходимые условия для прорастания семян: тепло, влага, воздух.
| Демонстрация опытов, запись выводов в тетрадях.
|
|
| 14.
| Практическая работа: «Всхожесть семян». Правила заделки семян в почву.
| Понятие: всхожесть семян. Правила заделки семян в почву.
| Демонстрация опыта, выводы по опытам.
|
IV.
| Корни и корневые системы.(3ч.)
| 15.
| Разнообразие и значение корней.
| Мочковатая, стержневая корневые системы.
| Заполнение таблицы №№27,28, с.11.
|
|
| 16.
| Строение корня.
| Понятия: корневые волоски, корневой чехлик.
| Составление ответов на вопросы.
|
|
| 17.
| Видоизменение корней.
| Понятия корнеплод, корнеклубень.
| Сделать рисунок корнеплода и корнеклубня.
|
V.
| Лист.(5ч.)
| 18.
| Внешнее строение листа.
| Листья простые и сложные, черешковые и сидячие, жилкование.
| Работа в тетрадях, №№33,36, с.12-13.
|
|
| 19.
| Значение листьев в жизни растений.
| Понятие «листовая мозаика», образование органических веществ.
| Работа в тетрадях, №№38,39, с.14.
|
|
| 20.
| Испарение воды листьями.
| Испарение воды листьями в холодные и теплые дни.
| Опыт: испарение воды растением.
|
|
| 21.
| Дыхание растений.
| Газообмен в листьях.
| Опыт: дыхание растений.
|
|
| 22.
| Листопад. Повторение по теме: «Лист».
| Листопадные и вечнозеленые растения. Значение листопада.
| Составление письменных ответов на вопросы.
|
VI.
| Стебель.(6ч.)
| 23.
| Значение и строение стебля.
| Значение стебля: опорное, транспортное, запасающее. Строение: кора, древесина, сердцевина.
| Заполнение таблицы №48, с.18.
|
|
| 24.
| Передвижение в стебле воды с растворенными в ней веществами.
| Транспортная функция стебля.
| Опыт: передвижение воды и минеральных веществ в стебле.
|
|
| 25.
| Разнообразие стеблей (видоизменение побегов).
| Прямостоячие, лазающие, цепляющиеся, вьющиеся побеги.
| Работа в тетрадях, №51,с.19.
|
|
| 26.
| Растение - целостный организм. Взаимосвязь частей растений.
| Взаимосвязь органов растения. Взаимосвязь растений с окружающей средой.
| Работа в тетради, №53, с.20.
|
|
| 27.
| Вегетативное размножение растений
| Корневые отпрыски, черенки, отводки, усы, луковицы.
| Заполнение таблицы №56, с.21.
|
|
| 28.
| Повторение по теме: «Стебель».
|
|
|
VII.
| Многообразие бактерий и грибов.(8ч.)
| 29.
| Бактерии, их размножение и разнообразие.
| Бактерии – одноклеточные организмы. Болезнетворные бактерии.
| Составление письменных ответов на вопросы.
|
|
| 30.
| Значение бактерий в природе и в жизни человека.
| Почвенные бактерии, молочнокислые, кишечные.
| Заполнение таблицы №57,с.21.
|
|
| 31.
| Грибы, их строение.
| Понятия: грибница, плодовое тело.
| Зарисовать строение шляпочного гриба.
|
|
| 32.
| Разнообразие грибов.
| Грибы пластинчатые, трубчатые. Ядовитые грибы.
| Заполнение таблицы №59, с.22. Составление памятки начинающего грибника.
|
|
| 33.
| Мхи.
| Мхи – не цветковые растения. Размножение спорами. Понятие ризоиды.
| Составление ответов на вопросы.
|
|
| 34.
| Торфяной мох сфагнум.
| Свойство сфагнума – впитывать влаг. Добыча торфа.
| Опыт: впитывание влаги.
|
|
| 35.
| Папоротники.
| Гигантские предки современных папоротников. Каменный уголь.
| Составление рассказа: «Где растут гигантские папоротники».
|
|
| 36.
| Повторение по теме: «Многообразие бактерий и грибов».
|
|
|
VIII.
| Голосеменные растения.(2ч.)
| 37.
| Голосеменные растения. Использование хвойных деревьев в народном хозяйстве.
| Понятие – голосеменные. Значение голосеменных в народном хозяйстве.
| Заполнение схемы: «Значение лесов», с.25.
|
|
| 38.
| Сосна и ель – хвойные деревья.
| Отличие от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
| Заполнение схемы: «Что получают из сосны и ели».
|
IX.
| Покрытосеменные.(3ч.)
| 39.
| Покрытосеменные – это цветковые растения.
| Технические, лекарственные, хлебные, овощные, кормовые, декоративные растения.
| Заполнение схемы: «Значение покрытосеменных в народном хозяйстве».
|
|
| 40.
| Экскурсия в лес.
| Рассматривание голосеменных и покрытосеменных растений.
| Заполнение таблицы.
|
|
| 41.
| Повторение по темам: «Покрытосеменные и голосеменные растения».
|
|
|
X.
| Цветковые растения.(1ч.)
| 42.
| Различение однодольных и двудольных растений.
| Понятия: однодольные, двудольные. Понятие: семейство.
| Заполнение таблицы №76, с.27.
|
XI.
| Однодольные растения.(8ч.)
| 43.
| Злаки. Пшеница.
| Особенности внешнего строения. Выращивание, использование в народном хозяйстве. Выращивание в Удмуртии.
| Составление характеристики внешнего строения по опорам.
|
|
| 44.
| Рожь, ячмень, овес.
| Внешнее строение, выращивание, уход, уборка. Выращивание в Удмуртии.
| Составление характеристики внешнего строения по опорам, по вариантам.
|
|
| 45.
| Кукуруза.
| Особенности внешнего строения, выращивание, уход, уборка
| Составление характеристики внешнего строения по опорам.
|
|
| 46.
| Повторение по теме: «Злаки». Использование в народном хозяйстве.
| Хлебные культуры, кормовые травы, сорняки, относящиеся к семейству злаковых.
| Работа в тетрадях: №№77,80, с.28 – 29.
|
|
| 47.
| Лилейные. Лук.
| Выращивание, посев, уход, уборка, использование человеком.
| Составление характеристики внешнего строения по опорам.
|
|
| 48.
| Чеснок.
| Выращивание, посев, уход, уборка, использование.
| Составление характеристики внешнего строения по опорам.
|
|
| 49.
| Ландыш. Лилия. Хлорофитум.
| Выращивание Уход.
| Задание 87, с.32.
|
|
| 50.
| Лабораторная работа: общие признаки лилейных. Повторение по теме: «Лилейные».
| Выявить характерные признаки лилейных.
| Работа в тетрадях: №88, с.32.
|
XII.
| Двудольные растения.(18ч.)
| 51.
| Крестоцветные. Капуста.
| Особенности внешнего строения. Выращивание, уход, использование.
| Работа в тетрадях: №№90,91,с.33.
|
|
| 52.
| Семейство пасленовых. Картофель.
| Особенности внешнего строения. Выращивание, уход, использование.
| Составление характеристики биологических особенностей картофеля по опорам.
|
|
| 53.
| Лабораторная работа. Строение клубня.
| Строение клубня картофеля.
| Запись выводов в тетрадь.
|
|
| 54.
| Томат.
| Особенности внешнего строения. Выращивание, уход, использование.
| Составление характеристики внешнего строения по опорам.
|
|
| 55.
| Баклажан и перец.
| Особенности выращивания этих культур в нашей местности.
| Работа в тетрадях: №№106 – 110, с.38.
|
|
| 56.
| Петуния. Душистый табак. Общие признаки пасленовых.
| Биологические особенности цветочно–декоративных растений.
| Работа в тетрадях: №114, с.39.
|
|
| 57.
| Семейство бобовых. Горох. Бобы.
| Выращивание и использование.
| Работа в тетрадях: №116, с.39.
|
|
| 58.
| Фасоль. Соя.
| Особенности выращивания фасоли и сои. Использование.
| Работа в тетрадях: №№116 – 118, с.40.
|
|
| 59.
| Клевер. Люпин. Общие признаки бобовых.
| Выращивание и использование клевера и люпина.
| Работа в тетрадях: №№122,123, с.41.
|
|
| 60.
| Сложноцветные. Подсолнечник.
| Особенности выращивания, использование подсолнечника.
| Составление характеристики внешнего строения по опорам.
|
|
| 61.
| Однолетние, двулетние и многолетние сложноцветные: календула, бархатцы, маргаритки, георгины.
| Общие признаки сложноцветных. Особенности выращивания.
| Работа в тетрадях: №136, с.45.
|
|
| 62.
| Розоцветные.
| Характеристика семейства розоцветных.
| Работа в тетрадях: №146, с.48.
|
|
| 63.
| Биологические особенности растений сада.
| Размножение, выращивание розоцветных.
| Ответить на вопросы письменно.
|
|
| 64.
| Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод.
| Правила ухода.
| Запись правил.
|
|
| 65.
| Практическая работа. Уход за садовыми растениями.
| Повторение правил ухода.
|
|
|
| 66.
| Выращивание комнатных растений. Практическая работа по пересадке и перевалке комнатных астений.
| Знакомство с понятиями перевалка и пересадка.
|
|
|
| 67.
| Практическая работа. Посадка лука.
| Повторение правил заделки лука.
|
|
|
| 68.
| Практическая работа: посев моркови.
|
|
|