Скачать 449.97 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по СБО разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся. Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями. Задачи: -формирование у учащихся навыков самостоятельной жизни; -освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков; -развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности. В результате обучения у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная. Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Эффективное усвоение учащимися учебного материала обеспечивается использованием соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использованием наглядных средств обучения, демонстрацией учебных кинофильмов, ИКТ. На занятиях по СБО уделяется внимание обогащению словарного запаса, использованию пословиц, поговорок, загадок для развития устной, письменной речи. На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема движения пассажирского транспорта). Для занятий по СБО имеется разнообразный дидактический раздаточный материал. Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по СБО в 7 классе отводится -68 часов ( 2 часа в неделю) Тематическое планирование
Уровни социально-бытовой подготовленности: 1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи; 2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны. 3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах. СОДЕРЖАНИЕ 7 класс (68 ч.) Вводное занятие (1ч.) Беседа о содержании и значении предмета «социально - бытовая ориентировка», знакомство с кабинетом и правила поведения в нём, соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Уточнить и обобщить правила по ТБ работы в кабинете СБО. Личная гигиена (5 ч.) Тематика
Практические работы. Упражнения в протирании кожи лица лосьонами, нанесение очищающей маски, крема. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Одежда и обувь (10ч.) Тематика
Практические работы Упражнение в определении размера обуви и одежды, стирка белья в стиральной машине, ремонт, утюжка белья и одежды. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Питание (10 ч.) Тематика
Практические работы. Приготовление салатов, первых и вторых блюд. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Семья (4 ч) Тематика
Практические работы. Разучивание тихих и подвижных игр. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь
Транспорт (2 ч) Тематика
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь
Культура поведения(6 ч.) Тематика 1.Основы современного этикета. 2.Правила гостеприимства. 3. Подарки. Практические работы. Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, составление каталога. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Жилище ( 8 часов) Тематика
Экскурсии Экскурсия в мебельный магазин Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Торговля (4 часа) Тематика
Экскурсия в промтоварный магазин Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Средства связи (5 ч.) Тематика 1 Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Экскурсии. Экскурсия на телеграф. Практические работы. заполнение почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Учреждения , организации и предприятия (8 ч.) Тематика
Экскурсии. Экскурсия на МТМ. Экскурсия в котельную. Экскурсия в гараж Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
. Медицинская помощь (5 ч.) Тематика 1 Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран, при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).
Практические работы Упражнение в измерении температуры, в одевании, умывании, наложении повязок на рану, повреждённую конечность, кормлении (взрослого, ребёнка), перестилание постели лежачего больного, приготовление настоев и отваров из лекарственных растений. Учащиеся должны иметь представление:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Пояснительная записка рабочая программа по письму и развитию речи... Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании:... Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса... Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой... Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой... Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под... | Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Сы под ред. В. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М."Просвещение", 2008г., базисного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Ритмика»... Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В. М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных... Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Пояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных... Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей)... | ||
Рабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных... Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного | Обществознание пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... |