Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл





Скачать 449.97 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл
страница1/3
Дата публикации02.08.2014
Размер449.97 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа по СБО разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой.

Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

-формирование у учащихся навыков самостоятельной жизни;

-освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

-развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

В результате обучения у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала обеспечивается использованием соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использованием наглядных средств обучения, демонстрацией учебных кинофильмов, ИКТ.

На занятиях по СБО уделяется внимание обогащению словарного запаса, использованию пословиц, поговорок, загадок для развития устной, письменной речи.

На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема движения пассажирского транспорта).

Для занятий по СБО имеется разнообразный дидактический раздаточный материал.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Согласно действующему учебному плану на изучение курса по СБО в 7 классе отводится -68 часов ( 2 часа в неделю)

Тематическое планирование



Раздел программы

Количество часов

5класс


6класс

7класс

8класс

9 класс

1

Вводное занятие

1

1

1

1

1

2

Личная гигиена

3

6

5

3

3

3

Одежда и обувь

5

7

7

6

5

4

Питание

7

14

13

10

10

5

Семья



2

4

6

6

6

Культура поведения

5

4

6

4

4

7

Жилище

5

8

8

4

6

8

Транспорт

3

4

2

2

2

9

Торговля

5

4

4

4

2

10

Средства связи




6

5

4

4

11

Медицинская помощь




5

8

6

8

12

Учреждения, организации и предприятия




7

5

2

4

13

Экономика домашнего хозяйства










16




14

Трудоустройство













13




Итого:

34

68

68

68

68



Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

СОДЕРЖАНИЕ

7 класс (68 ч.)

Вводное занятие (1ч.)

Беседа о содержании и значении предмета «социально - бытовая ориентировка», знакомство с кабинетом и правила поведения в нём, соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Уточнить и обобщить правила по ТБ работы в кабинете СБО.

Личная гигиена (5 ч.)

Тематика

  1. Особенности личной гигиены в жизни подростка.

  2. Особенности ухода за кожей лица, волосами.

  3. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные

Практические  работы.   Упражнения   в протирании кожи лица лосьонами, нанесение очищающей маски, крема. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные,

Учащиеся должны знать:

  • правила личной гигиены девушки и юноши.

  • Правила смены одежды и нательного, постельного белья;

  • Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щёткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом

Учащиеся должны уметь:

  • подбирать мыло и шампунь с учетом состояния волос.

  • определять тип кожи и волос

  • подбирать средства от перхоти и выпадения волос и ими пользоваться

  • выполнять правила личной гигиены девушки и юноши..



Одежда и обувь (10ч.)

Тематика

  1. Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде. Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности).

  2. Правила и этапы стирки белья и одежды. Стиральная машина.

  3. Значение продления срока службы одежды Виды штопки. Ремонт одежды: штопка.

  4. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной

Практические работы Упражнение в определении размера обуви и одежды, стирка белья в стиральной машине, ремонт, утюжка белья и одежды.

Учащиеся должны знать:

  • гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде;

  • правила и этапы стирки белья и одежды

  • правила пользования стиральной машиной и уход за ней;

  • правила утюжки белья и одежды;

  • правила хранения белья и одежды

Учащиеся должны уметь:

  • стирать бельё вручную и с помощью стиральной машины;

  • ремонтировать разорванные места белья и одежды;

  • пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам

  • гладить одежду и бельё.

Питание (10 ч.)

Тематика

  1. Роль и место обеда в дневном рационе питания. Приготовление салатов, первых и вторых блюд.

  2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи

  3. Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.

Практические работы. Приготовление салатов, первых и вторых блюд.

Учащиеся должны знать:

  • способы обработки мясных, рыбных, овощных продуктов;

  • последовательность приготовления блюд;

  • правила сохранения пищевой ценности блюд при их приготовлении и хранении;

  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности приготовления пищи;

  • правила пользования столовыми приборами;

  • правила пользования кухонным инвентарём и посудой

  • возможность использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи, правила пользования ими

Учащиеся должны уметь:

  • готовить блюда к обеду (салаты, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, полу фабрикатов);

  • оформлять готовые блюда;

  • составлять меню;

  • сервировать стол к обеду.

Семья (4 ч)

Тематика

  1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми

Практические работы.  Разучивание тихих и подвижных игр.

Учащиеся должны знать:

  • Некоторые тихие и подвижные игры

Учащиеся должны уметь

  • одевать малышей на прогулку.

  • объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними.

Транспорт (2 ч)

Тематика

  1. Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.

  2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проездов до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камер хранения багажа. Порядок сдачи и получения.

Учащиеся должны знать:

  • Иметь представление о назначении вокзалов и основных служб (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожидания, комната матери и ребенка, буфет, ресторан).

  • функции железнодорожного транспорта.

  • Примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния

  • Виды справочных служб

  • Виды камер хранения. Сроки и стоимость хранения багажа

Учащиеся должны уметь

  • Ориентироваться в расписании

  • Приобретать билеты в железнодорожной кассе

  • Обращаться за справкой в справочное бюро вокзала

Культура поведения(6 ч.)

Тематика

1.Основы современного этикета.

2.Правила гостеприимства.

3. Подарки.

Практические работы. Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, составление каталога.

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения при встрече и расставании;

  • правила поведения в гостях и при приёме гостей;

  • правила вручения и приёма подарков;

Учащиеся должны уметь:

  • культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и др.);

  • выбирать, вручать и принимать подарки;

  • изготавливать простые сувениры

Жилище ( 8 часов)

Тематика

  1. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.

  2. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

  3. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер).

  4. Виды мебели и уход за ней.

Экскурсии Экскурсия в мебельный магазин

Учащиеся должны знать:

  • правила и последовательность про ведения генеральной уборки;

  • способы и периодичность ухода за окнами;

  • виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

  • способы утепления окон;

  • виды мебели по назначению (для гостиной, спальни, детской, прихожей комнат, кухонную мебель);

  • правила ухода за полами в зависимости от их покрытия;

Учащиеся должны уметь:

  • убирать жилые помещения;

  • чистить мебель;

  • мыть зеркала и стёкла;

  • утеплять окна;

Торговля (4 часа)

Тематика

  1. Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение.

  2. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.

  3. Порядок приобретения: выбор товара

Экскурсия в промтоварный магазин

Учащиеся должны знать:

  • Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов

  • Стоимость отдельных товаров

Учащиеся должны уметь:

  • приобретать товар с учетом необходимости.

  • Подсчитывать стоимость покупок

  • Правильно вести себя в магазине

Средства связи (5 ч.)

Тематика

1 Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

Экскурсии. Экскурсия на телеграф.

Практические работы. заполнение почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.

Учащиеся должны знать:

  • основные средства связи;

  • виды почтовых и телеграфных услуг.

  • перечень предметов, посылаемых бандеролью

  • виды и способы упаковки бандеролей

Учащиеся должны уметь:

  • заполнять бланки на отправку бандеролей

  • составлять опись посылаемых бандеролей

  • упаковывать бандероли



Учреждения , организации и предприятия (8 ч.)

Тематика

  1. промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности

Экскурсии.    Экскурсия на МТМ. Экскурсия в котельную. Экскурсия в гараж

Учащиеся должны знать:

  • местонахождение ближайших промышленных предприятий и сельскохозяйственных объектов

  • названия цехов и отделов, имеющихся на предприятии

  • названия рабочих мест

  • виды выпускаемой продукции

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий

.



Медицинская помощь (5 ч.)

Тематика

1 Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран, при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых).

  1. Лекарственные растения в домашней аптечке.

  2. Первая медицинская помощь при травмах: вывихи, перелом.

  3. Первая медицинская помощь при травмах: наложение повязки на раны.

Практические работы Упражнение в измерении температуры, в  одевании, умывании, наложении повязок на рану, повреждённую конечность, кормлении (взрослого, ребёнка), перестилание постели лежачего больного, приготовление настоев и отваров из лекарственных растений.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о вреде самолечения;

Учащиеся должны знать:

  • состав домашней аптечки;

  • правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;

  • местные лекарственные растения;

  • правила приготовления настоев и отваров из них;

  • правила обработки раны и наложения повязки

  • правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях и вывихах

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться термометром;

  • готовить настои и отвары лекарственных растений;

  • накладывать временные повязки


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа по письму и развитию речи...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании:...
Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса...
Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой...
Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой...
Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Сы под ред. В. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М."Просвещение", 2008г., базисного...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Ритмика»...
Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В. М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное...
«Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных...
Рабочая программа по русской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов специальных...
Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно от­сталых детей)...
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconРабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных...
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл iconОбществознание пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск