Скачать 166.04 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.А., Васенков Г. В.) «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 год. Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида №12, образовательной программой ГКС(К)ОУ школы – интерната № 12. Программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве. Цели:
Задачи:
Организуя учебный процесс по цветоводству и декоративному садоводству, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета, дать детям оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. Изучение цветоводства и декоративного садоводства формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных трудовых умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
Данная программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Инвентарь для работы в цветнике»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»), естествознание («Строение цветкового растения»), черчение («Разбивка цветника»). Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Учащиеся учатся выращивать рассаду цветковых культур для озеленения школьной территории, выполнять некоторые работы по уходу за парком школы. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении цветоводству развивается мышление; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. В 8 классе учащиеся знакомятся с красивоцветущими кустарниками и уходом за ними; правилами срезки цветов; правилами составления букетов; выгоночными цветковыми культурами; особенностями разбивки цветника; видами газона и уходом за ним. Отведено достаточное количество часов для ознакомления с парниками, теплицами и работе в них. На данном этапе дети знакомятся с правилами посева семян и выращивания рассады для школьных цветников. Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. Учебный материал данного курса направлен на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разные разделы направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные знания по сельскохозяйственному труду: выращиванию, уборке и хранению плодов и семян. Важная часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развивать умение видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире; чувство прекрасного при организации быта в моменты аранжировки помещений комнатными растениями. Формы организации образовательного процесса. Урок – основная форма организации образовательного процесса. Типы уроков:
Технологии обучения Традиционные технологии:
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
Планируемый уровень подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Виды и формы контроля.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями. При тестировании Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
При выполнении практической работы Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала): «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
Отметка «2»ставится в следующих случаях:
Информация о количестве учебных часов. Количество часов на год – 408 ч; Количество часов в неделю – 12 ч. В результате изучения курса цветоводства и декоративного садоводства ученик научится: Осенний уход за цветниками –20 часов Пользоваться знаниями для ускорения созревания семян однолетних цветковых растений, их срезки. Выбирать маточные растения для пересадки. Приёмам осеннего ухода за растениями канны: окучивание, срезка. Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана – 16 часов. Пользуясь полученными знаниями к подготовке почвы для выращивания тюльпанов, уметь производить посадку луковиц, при этом производя глубокое рыхление почвы после вскапывания. Сажать и выкапывать луковицы тюльпанов. Составление букета – 9 часов. Осознавать красоту, ценность природы и необходимость беречь её. Применять в жизни знания об основных правилах составления букета. Знать, какие цветы несовместимы. Выкопка клубнелуковиц гладиолуса – 11 часов. Используя полученные знания, определять признаки созревания луковиц гладиолуса и сроки уборки. Послеуборочное и зимнее хранение клубнелуковиц. Срезка побегов роз для черенкования – 16 часов. Применять на практике знания о времени срезки побегов роз, производить срезку побегов роз садовым ножом или секатором по меловым отметкам учителя. Уметь производить обрезку листьев, прикапывать почву на глубину 20 см. Декоративное садоводство. Осенний уход за кустарниками – 18 часов. Используя практические знания, полученные на занятиях, ухаживать за «живой изгородью». Уметь пользоваться инструментами для обрезки побегов (секатор, садовые ножницы, садовая пила), устройства, соблюдать правила безопасной работы. Готовить инструмент к работе. Производить подрезку однолетнего прироста кустарника садовыми ножницами, вырезать сухие стебли садовой пилой. Практическое повторение – 12 часов. Выполнять уборку семян однолетних цветковых растений, выращиваемых с помощью рассады. Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы в цветниках. Цветоводство. Красивоцветущие кустарники – 19 часов. Различать виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.), преодолевать трудности выращивания сортовых роз. Используя полученные навыки, создавать условия для выращивания сортовых роз на срезку. Размножение розы – 22 часа. Усвоить правила нарезки черенков розы, различать инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы. Правильно выполнять подготовку почвы для посадки черенков, соблюдая при этом расстояние между черенками при посадке. Защищённый грунт в цветоводстве – 12 часов. Пользоваться знаниями о назначении теплицы, парника в цветоводстве, их краткую характеристику и использование. Декоративное садоводство. Кустарники для декоративного озеленения – 16часов. Применять в жизни знания о кустарниках, в зависимости от их вида, высоты, формы, строения, цвета листьев, цветков и соцветий, Зимние работы в сквере – 4 часа. Применять на практике знания по разбивке цветника, сквера, их назначение; правила расположения. Выполнять элементарные работы в зимнем парке и сквере. Практическое повторение – 4 часа. Пользоваться простыми навыками при расчистке дорожек и скверов от снега. Объяснять необходимость укрытия снегом посадок роз и молодых посадок других кустарников. Различать несколько видов кустарников в безлистном состоянии. Цветоводство. Выгоночные цветковые культуры –14 часов. Пользоваться простыми навыками при выгонке цветковых растений, как агротехническим приёмом. Знать основные правила выгонки. Выгонка тюльпана – 22 часа. Осознавать, что только от нашего труда и старания зависит красота вокруг школы и в школьных помещениях. Производить уход за «выгоняемыми» растениями. Выращивание рассады бегонии клубневой – 23 часа. Пользоваться простыми навыками при выращивании бегонии клубневой. Знать сроки посева и особенности семян бегонии. Проращивание гладиолуса – 14 часов. Осознавать, что только мы, своим кропотливым трудом сможем прорастить гладиолус, зная при этом строго сроки посадки клубнелуковиц на проращивание. Производить предварительные операции перед посадкой. Сажать клубнелуковицы на определённое расстояние и впоследствии создать им оптимальные условия для роста. Декоративное садоводство. Деревья для озеленения – 14 часов. Научиться различать лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (берёза, клён, липа, ясень, рябина и др.) Знать назначение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и посёлке. Распознавать деревья в безлистном состоянии. Определять вид дерева по листьям, цвету коры, форме кроны и ветвей. Озеленение двора – 18 часов. Применяя полученные знания на практике, уметь подбирать древесные и кустарниковые породы для озеленения школьного двора, (двора жилого дома), в зависимости от его размера и других условий Практические работы – 3 часа. Применять в жизни навыки вырезки сухих и поломанных веток на деревьях. Производить санитарную обрезку стеблей кустарников. Следить за рассадой, производить её пикировку. Самостоятельная работа – 9 часов. Закрепить навыки по пикировке цветочной рассады, посеву семян однолетников. Цветоводство. Разбивка цветника – 16 часов. Используя теоретические знания производить разбивочный чертёж: составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и опорные точки. Прокладывать основные разбивочные линии: установка в центр клумбы колышка, отмеривание радиуса для круглой клумбы или сторон для рабатки. Выкапывание канавки по границе клумбы, посыпка канавки по границе клумбы, посыпка канавки песком или кирпичной крошкой. Выращивание роз в открытом грунте – 12 часов. Зная условия выращивания садовых роз, подготавливать почву; знать нормы внесения удобрений, сроки посадки в открытый грунт. Знать, что при посадке роз растение устанавливают на холмик, засыпают смесью перегноя с почвой (заглублять нижнюю часть побега на 2 см.). Укрытие, подвязка, рыхление, подкормка. Выращивание гладиолусов из деток – 12 часов. Имея теоретические знания, уметь выращивать гладиолусы из деток. Высаживать детки гладиолусов в открытый грунт, соблюдая сроки и технологию посадки. Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений – 10 часов. Используя полученные знания выращивать гладиолусы в цветнике и на срезку. Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике. Подготавливать клубнелуковицы к посадке. Высадка рассады цветковых растений в цветник – 12 часов. Зная сроки высадки рассады разных цветковых растений, размещать их в цветнике. Соблюдать правила посадки рассады и способы разметки посадочных рядков на клумбе. Декоративное садоводство. Подготовка почвы под газон – 5 часов. Подготовить почву под газон в связи с долголетним использованием. Уметь вносить компост с одновременным разрыхлением и выравниваем почвы. Устройство газона –10 часов. Используя простейшие практические знания, уметь готовить почву газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, приём пользования, техника безопасности. Знать виды используемых трав, и время их посева. Посадка кустарника – 9 часов. Правильно выполнять посадки кустарника, соблюдая при этом: расстояние между посадками, правила выкопки посадочных ям или борозд, соблюдать глубину ямы или борозды от вида кустарника. Практическое повторение – 5 часов. Правильно разбивать цветник. Подготавливать земляную смесь. Осуществлять уход за кустарником (стрижка). Определять вид кустарника. Различать групповые посадки, живую изгородь или бордюр. Самостоятельная работа – 2 часа. Уметь определять вид кустарника. Уметь сажать растения в зависимости от декоративных функций. Источники информации и средства обучения 1.О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004 г. 2.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск «Харвест», 2003г. 3. А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону «Феникс»,2003 г. 4.Киселев Г.Е. Цветоводство; Москва Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1952 г. 5.З.А. Клепинина, В.С. Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные работы 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990 г. 6.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Москва «Просвещение», 2007 г. 7.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Москва «Просвещение», 2007 г. 8.А.Н. Мальцева, Г.А. Алексеев - Малахов «Декоративные деревья и кустарники: ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г. 9.Г.П. Озолин, В.А. Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»; Москва «Лесная промышленность», 1994 г. 10.В.А. Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974 г. 11.В.И. Серпухова, Г.К. Тавлинова «Комнатные и балконные растения»; Москва «Прейскурантиздат», 1991 г. 12. Л.А. Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.
|
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой... Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании:... Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса... Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Сы под ред. В. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М."Просвещение", 2008г., базисного... | Обществознание пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)... | ||
Пояснительная записка данная рабочая программа по предмету «физическая... Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных)... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе типовой... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Ритмика»... Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В. М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе... Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программа адресована ученикам специальных (коррекционных) образовательных... Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник М.: Гуманит. Изд центр владос, 2000 | ||
Пояснительная записка рабочая программа по письму и развитию речи... Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Пояснительная записка к рабочей программе по развитию речи коммуникации... Данная программа составлена на основе типовой учебной программы «Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Рабочая программа по профессионально трудовому обучению специального... «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... |