Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида





Скачать 166.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Дата публикации26.08.2014
Размер166.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (авторы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.А., Васенков Г. В.) «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 год.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида №12, образовательной программой ГКС(К)ОУ школы – интерната № 12.

Программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Цели:

  • Разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;

  • Приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально – трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;

  • Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи:

  • углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных цветочных, декоративных культур; формирование знаний и умений по возделыванию этих растений; овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

  • коррекция и развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; умения по распознаванию и определению выращиваемых культур;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; ознакомление с ведущими профессиями в цветоводстве и декоративном садоводстве;


Организуя учебный процесс по цветоводству и декоративному садоводству, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета, дать детям оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы. Изучение цветоводства и декоративного садоводства формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных трудовых умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды;

  • выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде;

  • оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Данная программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «Инвентарь для работы в цветнике»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»), естествознание («Строение цветкового растения»), черчение («Разбивка цветника»).

Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике детей (например, все операции, связанные с цветочными семенами). Учащиеся учатся выращивать рассаду цветковых культур для озеленения школьной территории, выполнять некоторые работы по уходу за парком школы.

В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении цветоводству развивается мышление; способность к пространственному анализу; речь; внимание; память. Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.

В 8 классе учащиеся знакомятся с красивоцветущими кустарниками и уходом за ними; правилами срезки цветов; правилами составления букетов; выгоночными цветковыми культурами; особенностями разбивки цветника; видами газона и уходом за ним. Отведено достаточное количество часов для ознакомления с парниками, теплицами и работе в них. На данном этапе дети знакомятся с правилами посева семян и выращивания рассады для школьных цветников.

Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Учебный материал данного курса направлен на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Разные разделы направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные знания по сельскохозяйственному труду: выращиванию, уборке и хранению плодов и семян.

Важная часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков сохранения природных ресурсов; развитие чувства прекрасного, художественного вкуса (при оформлении клумб, рабаток, цветников); развивать умение видеть красивое во внешнем и окружающем нас мире; чувство прекрасного при организации быта в моменты аранжировки помещений комнатными растениями.

Формы организации образовательного процесса.
Урок – основная форма организации образовательного процесса.

Типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления знаний, умений и навыков;

  • комбинированный урок;

  • повторительно-обобщающий урок;

  • урок – игра;

  • урок - исследование;

  • экскурсия;

  • практическая работа (работа на клумбах и пришкольном участке).


Технологии обучения

Традиционные технологии:


  • объяснительно-иллюстративные.

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:


  • педагогика сотрудничества;

  • гуманно – личностная;

  • уровневая дифференциация;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • компьютерные технологии;

  • мультимедийные презентации;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).


Планируемый уровень подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов;

  2. Основные правила составления букетов;

  3. Группы роз, используемые в цветоводстве;

  4. Правила ухода за кустарником и поддержания определённой формы и размеров путём обрезки побегов;

  5. Условия для выращивания сортовых роз на срезку;

  6. Назначение парников и теплиц;

  7. Способы вегетативного размножения роз;

  8. Правила ухода за сквером в зимнее время;

  9. Особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов, предназначенных для выгонки;

  10. Краткую характеристику бегонии клубневой, способы семенного и вегетативного размножения, особенности и сроки посева семян, состав земляной смеси.

Учащиеся должны уметь:

  1. Производить осенний уход за цветником;

  2. Сажать и заделывать луковицы тюльпана;

  3. Составлять цветочный букет;

  4. Выращивать гладиолусы;

  5. Осенний уход за кустарниками. Работа секатором. Уход за «живой изгородью»;

  6. Распознавать кустарники;

  7. Производить разбивку сквера;

  8. Распознавать деревья в безлистном состоянии;

  9. Построение разбивочного чертежа;

  10. Разбивка газона;

  11. Работа граблями.


Виды и формы контроля.


  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • проверка знаний при помощи тестов;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • выборочная проверка упражнения;

  • взаимопроверка;

  • обобщающая беседа;

  • проверка знаний при выполнении практических работ;

  • контрольное списывание.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании

Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

70-94%%

хорошо

50-69%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 1/2 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5»,если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию ;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2»ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Информация о количестве учебных часов.
Количество часов на год – 408 ч;

Количество часов в неделю – 12 ч.

В результате изучения курса цветоводства и декоративного садоводства ученик научится:

Осенний уход за цветниками –20 часов

Пользоваться знаниями для ускорения созревания семян однолетних цветковых растений, их срезки. Выбирать маточные растения для пересадки. Приёмам осеннего ухода за растениями канны: окучивание, срезка.

Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана – 16 часов.

Пользуясь полученными знаниями к подготовке почвы для выращивания тюльпанов, уметь производить посадку луковиц, при этом производя глубокое рыхление почвы после вскапывания. Сажать и выкапывать луковицы тюльпанов.

Составление букета – 9 часов.

Осознавать красоту, ценность природы и необходимость беречь её. Применять в жизни знания об основных правилах составления букета. Знать, какие цветы несовместимы.

Выкопка клубнелуковиц гладиолуса – 11 часов.

Используя полученные знания, определять признаки созревания луковиц гладиолуса и сроки уборки. Послеуборочное и зимнее хранение клубнелуковиц.

Срезка побегов роз для черенкования – 16 часов.

Применять на практике знания о времени срезки побегов роз, производить срезку побегов роз садовым ножом или секатором по меловым отметкам учителя. Уметь производить обрезку листьев, прикапывать почву на глубину 20 см.

Декоративное садоводство.

Осенний уход за кустарниками – 18 часов.

Используя практические знания, полученные на занятиях, ухаживать за «живой изгородью». Уметь пользоваться инструментами для обрезки побегов (секатор, садовые ножницы, садовая пила), устройства, соблюдать правила безопасной работы. Готовить инструмент к работе. Производить подрезку однолетнего прироста кустарника садовыми ножницами, вырезать сухие стебли садовой пилой.

Практическое повторение – 12 часов.

Выполнять уборку семян однолетних цветковых растений, выращиваемых с помощью рассады. Пользоваться простыми навыками выполнения работы по обработке почвы в цветниках.

Цветоводство.

Красивоцветущие кустарники – 19 часов.

Различать виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве (роза, сирень, гортензия и др.), преодолевать трудности выращивания сортовых роз. Используя полученные навыки, создавать условия для выращивания сортовых роз на срезку.

Размножение розы – 22 часа.

Усвоить правила нарезки черенков розы, различать инструмент для нарезки черенков розы: вид, правила безопасной работы. Правильно выполнять подготовку почвы для посадки черенков, соблюдая при этом расстояние между черенками при посадке.

Защищённый грунт в цветоводстве – 12 часов.

Пользоваться знаниями о назначении теплицы, парника в цветоводстве, их краткую характеристику и использование.

Декоративное садоводство.

Кустарники для декоративного озеленения – 16часов.

Применять в жизни знания о кустарниках, в зависимости от их вида, высоты, формы, строения, цвета листьев, цветков и соцветий,

Зимние работы в сквере – 4 часа.

Применять на практике знания по разбивке цветника, сквера, их назначение; правила расположения. Выполнять элементарные работы в зимнем парке и сквере.

Практическое повторение – 4 часа.

Пользоваться простыми навыками при расчистке дорожек и скверов от снега. Объяснять необходимость укрытия снегом посадок роз и молодых посадок других кустарников. Различать несколько видов кустарников в безлистном состоянии.

Цветоводство.

Выгоночные цветковые культуры –14 часов.

Пользоваться простыми навыками при выгонке цветковых растений, как агротехническим приёмом. Знать основные правила выгонки.

Выгонка тюльпана – 22 часа.

Осознавать, что только от нашего труда и старания зависит красота вокруг школы и в школьных помещениях. Производить уход за «выгоняемыми» растениями.

Выращивание рассады бегонии клубневой – 23 часа.

Пользоваться простыми навыками при выращивании бегонии клубневой. Знать сроки посева и особенности семян бегонии.

Проращивание гладиолуса – 14 часов.

Осознавать, что только мы, своим кропотливым трудом сможем прорастить гладиолус, зная при этом строго сроки посадки клубнелуковиц на проращивание. Производить предварительные операции перед посадкой. Сажать клубнелуковицы на определённое расстояние и впоследствии создать им оптимальные условия для роста.

Декоративное садоводство.

Деревья для озеленения – 14 часов.

Научиться различать лиственные породы деревьев, используемые для озеленения территорий в местных условиях в средней полосе России (берёза, клён, липа, ясень, рябина и др.) Знать назначение древесных насаждений для улучшения экологической обстановки в городе и посёлке. Распознавать деревья в безлистном состоянии. Определять вид дерева по листьям, цвету коры, форме кроны и ветвей.

Озеленение двора – 18 часов.

Применяя полученные знания на практике, уметь подбирать древесные и кустарниковые породы для озеленения школьного двора, (двора жилого дома), в зависимости от его размера и других условий

Практические работы – 3 часа.

Применять в жизни навыки вырезки сухих и поломанных веток на деревьях. Производить санитарную обрезку стеблей кустарников. Следить за рассадой, производить её пикировку.

Самостоятельная работа – 9 часов.

Закрепить навыки по пикировке цветочной рассады, посеву семян однолетников.

Цветоводство.

Разбивка цветника – 16 часов.

Используя теоретические знания производить разбивочный чертёж: составные части, привязка к местности, основные разбивочные линии и опорные точки. Прокладывать основные разбивочные линии: установка в центр клумбы колышка, отмеривание радиуса для круглой клумбы или сторон для рабатки. Выкапывание канавки по границе клумбы, посыпка канавки по границе клумбы, посыпка канавки песком или кирпичной крошкой.

Выращивание роз в открытом грунте – 12 часов.

Зная условия выращивания садовых роз, подготавливать почву; знать нормы внесения удобрений, сроки посадки в открытый грунт. Знать, что при посадке роз растение устанавливают на холмик, засыпают смесью перегноя с почвой (заглублять нижнюю часть побега на 2 см.). Укрытие, подвязка, рыхление, подкормка.

Выращивание гладиолусов из деток – 12 часов.

Имея теоретические знания, уметь выращивать гладиолусы из деток. Высаживать детки гладиолусов в открытый грунт, соблюдая сроки и технологию посадки.

Выращивание гладиолусов из крупных клубнелуковиц или подращенных растений – 10 часов.

Используя полученные знания выращивать гладиолусы в цветнике и на срезку. Сроки посадки и размещение гладиолусов в цветнике. Подготавливать клубнелуковицы к посадке.

Высадка рассады цветковых растений в цветник – 12 часов.

Зная сроки высадки рассады разных цветковых растений, размещать их в цветнике. Соблюдать правила посадки рассады и способы разметки посадочных рядков на клумбе.

Декоративное садоводство.

Подготовка почвы под газон – 5 часов.

Подготовить почву под газон в связи с долголетним использованием. Уметь вносить компост с одновременным разрыхлением и выравниваем почвы.

Устройство газона –10 часов.

Используя простейшие практические знания, уметь готовить почву газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, приём пользования, техника безопасности. Знать виды используемых трав, и время их посева.

Посадка кустарника – 9 часов.

Правильно выполнять посадки кустарника, соблюдая при этом: расстояние между посадками, правила выкопки посадочных ям или борозд, соблюдать глубину ямы или борозды от вида кустарника.

Практическое повторение – 5 часов.

Правильно разбивать цветник. Подготавливать земляную смесь. Осуществлять уход за кустарником (стрижка). Определять вид кустарника. Различать групповые посадки, живую изгородь или бордюр.

Самостоятельная работа – 2 часа.

Уметь определять вид кустарника. Уметь сажать растения в зависимости от декоративных функций.

Источники информации и средства обучения

1.О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»;

Москва «Эксмо», 2004 г.

2.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»;

Минск «Харвест», 2003г.

3. А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону

«Феникс»,2003 г.

4.Киселев Г.Е. Цветоводство; Москва Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1952 г.

5.З.А. Клепинина, В.С. Капралова «Трудовое обучение: сельскохозяйственные работы 5-7 класс средней школы»; Москва «Просвещение», 1990 г.

6.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

Москва «Просвещение», 2007 г.

7.Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

Москва «Просвещение», 2007 г.

8.А.Н. Мальцева, Г.А. Алексеев - Малахов «Декоративные деревья и кустарники: ландшафтный дизайн и озеленение участка»; Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.

9.Г.П. Озолин, В.А. Каргов «Деревья и кустарники для защитного лесоразведения»; Москва «Лесная промышленность», 1994 г.

10.В.А. Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974 г.

11.В.И. Серпухова, Г.К. Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991 г.

12. Л.А. Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.



  1. Сайт учителя цветоводства коррекционной школы VIII вида Кызлаковой Людмилы Борисовны.

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

  3. Сайт «Продлёнка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой...
Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное...
«Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании:...
Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса...
Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Сы под ред. В. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М."Просвещение", 2008г., базисного...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconОбществознание пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка данная рабочая программа по предмету «физическая...
Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных)...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе типовой...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Ритмика»...
Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В. М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по сбо разработана на основе...
Рабочая программа по сбо разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПрограмма адресована ученикам специальных (коррекционных) образовательных...
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник М.: Гуманит. Изд центр владос, 2000
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по письму и развитию речи...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка к рабочей программе по развитию речи коммуникации...
Данная программа составлена на основе типовой учебной программы «Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида iconРабочая программа по профессионально трудовому обучению специального...
«Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск