Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год





Скачать 344.51 Kb.
НазваниеПриказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год
страница1/2
Дата публикации01.10.2014
Размер344.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2

Принято на педагогическом совете.

Протокол №1 от 18 августа 2013г.


Утверждено директором школы.

Приказ №141 от 3 сентября 2013г.





Рабочая программа

по литературе 7 класс

на 2013-2014 учебный год
Разработала Кузнецова Галина Ниловна, учитель русского языка и литературы


2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Рабочая программа по литературе для 7 класса» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программе по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений 2004 года (авторы- составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) и основана на базисном плане, который отводит на изучение литературы в 7 классе 68 часов.

В связи с тем, что литература- базисная учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно- творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историк - литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно- сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико–литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно- значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно- исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко- литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития ( от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного ( фольклорного) текста к тому или

иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки- путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т. д.

Практическая направленность обучения в 7 классе по программе Г.С.Меркина – изучение литературы как искусства слова. Конкретная учебная цель, охватывающая деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития,- обучение эстетическому анализу.

Учебная цель изучения литературы в 7 классе – обучение эстетическому анализу в различных аспектах. В программе не введено понятие «развитие связной речи учащихся». Речевое развитие – психологический процесс. На уроках идёт последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Руководство самостоятельным чтением осуществляется через систему «Уроков внеклассного чтения», списки для домашнего чтения находятся в разделе «Приложение».

Для работы на уроках используются тексты изучаемых произведений, привлекается учебник: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев «Литература 7 класс», М. «Русское слово» 2008 год.

Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок.

1.Методы работы:

- словесные;

- наглядные.

- практические;
2. По уровню познавательной деятельности:

-Объяснительно- иллюстративный (беседа, сообщение);

-репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т. д.);

- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

- эвристический ( продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

- исследовательский.

3. По функциям:

- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

- методы закрепления изучаемого материала ( беседа, работа с учебником );

- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала ( выполнение аналитико-синтетических упражнений);

- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).

Программа рассчитана на 1 год и предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование раздела и тем

Количество

часов

1.

2.

3.

4.


5.

6.

7.

8.

Введение

Из устного народного творчества

Былины

Русские народные песни

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов

Г.Р. Державин

Д.И. Фонвизин

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

И.С. Тургенев

Н.А. Некрасов

М.Е. Салтыков Щедрин

Л.Н. Толстой

А.А. Фет

А.П. Чехов

Произведения русских поэтов XIX века о России

Из литературы XX века

М.Горький

И.А. Бунин

А.И. Куприн

В.В. Маяковский

С.А. Есенин

И.С. Шмелев

М.М. Пришвин

К.Г. Паустовский

Н.А. Заболоцкий

А.Т. Твардовский

Б.Л. Васильев

В.М. Шукшин

Русские поэты XX века о России

Из зарубежной литературы

У.Шекспир

Р.Бёрнс.

Мацуо Басё

Р.Л.Стивенсон.

А. Сент-Экзюпери.

Я. Купала

Итоговый урок

1

5

3

2

3

5

2

1

2

23

3

3

3

4

2

2

2

1

2

1

21

2

3

3

1

3

1

1

1

1

2

1

1

1

10

1

1

1

2

2

2

1



Основное содержание курса

Введение (1 час)

Литературные роды – жанры – жанровые образования.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из устного народного творчества.

Былины(4часа)

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей- разбойник» А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой, преданием).

Развитие речи: самостоятельное создание былины.

Внеклассное чтение: чтение и анализ былин « Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Русские народные песни (1час)

Обрядовая поэзия( «Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая…», «Говорили- сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая…»); лиро-эпические песни( «Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра в обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Древнерусская литература (3часа)

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементом сочинения.

Из литературы 18 века (9часов).

М.В.ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трёх штилях» (отрывки) Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В.Ломоносова).

Г.Р.ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть

Д.И.ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Развитие речи: сочинение- рассуждение по комедии «Недоросль».

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актёр и режиссёр, режиссёр и художник).

Из литературы 19 века.

А.С.ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» (Любви, надежды, тихой славы…»), « Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос в поэме. Своеобразие поэтического языка.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», « Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» ( родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость, личность и власть); центральные персонажи повести и приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconПриказ №154-о от 23 сентября 2013г. Расписание уроков первого уровня...

Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа Карху Владимира Вячеславовича по технологии 8 б...
«Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconПриказ №164 от 02. 09. 2013г. Годовой календарный учебный график...
Занятия с 17 марта по 07 апреля (каникулы вместе со всеми с 08 апреля по 13 апреля)
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе 10а класс на 2013-2014 учебный год
Тюменская область, Аромашевский район, село Аромашево, улица Октябрьская,35 тел/факс 2-13-83
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к учебному плану начальной школы №453 2013-2014 учебный год
Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 (фгос ноо) для I-III классов и распоряжения Комитета по образованию №907-р от 12. 04. 2013г...
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для учащихся 7 классов на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника-...
В. И. Сахарова, С. А. Зинина и составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования...
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под...
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconПриказ №383 от 10 сентября 2014 г «5» сентября 2014 г. Мкоу панинская...
Г. С. Меркин, разработанной с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательной...
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в...
Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconПриказ от 06. 12. 2013г. №1259 о проведении экологических операций в зимний период
Согласно плана работы Республиканского эколого-биологического методического центра мо рт на 2013-2014 учебный год, а также с целью...
Приказ №141 от 3 сентября 2013г рабочая программа по литературе 7 класс на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе
Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск