МБОУ «Янгличская СОШ имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Канашского района ЧР
Утверждено
протоколом педагогического совета
от _________ 2012 г. № __________ Директор школы _______________
Васильева С.С.
Введено приказом № ____________
от _________________ 2012
Образовательная программа
по предмету русская литература
для 11 класса. Составитель: _____________ Васильева Л.Г.
Согласовано
Зам директора по УВР: ________________________________________________
Рассмотрено
На заседании МО, протокол от «___» ________________ 2012 г. № ____________
Руководитель МО _____________________________________________________________ Янгличи – 2012 СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка:
1) цели и задачи;
2) умения и навыки, формируемые курсом;
3) нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку;
4) ЦОР,
5) содержание курса;
6) список литературы;
7) перечень ключевых слов.
II. Календарно - тематический план.
Пояснительная записка.
Программа по русской литературе написана в соответствии с действующей программой для учеников 11 класса с учетом рекомендаций по разработке и утверждению учебных планов и рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений всех видов Министерства образования и молодежной политики ЧР от 16.04.2009 года и федерального компонента государственного стандарта общего образования от 2004 года.
Объем требований по русской литературе (учебник М.В.Черкезовой «Русская литература» для 11 кл. для национальных общеобразовательных школ, Москва – 2007, Дрофа), предъявляемый к ученикам 11 класса, обуславливает актуальность соответствующей теоретической и практической подготовки, помощи в восстановлении, изучении, обобщении и систематизации знаний по русской литературе 19 -20 веков. Данный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 102 часа. Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой административной контрольной работы.
Цель: изучение творчества писателей 19-20 веков и литературоведческой терминологии для подготовки к ЕГЭ по русской литературе (по выбору) и русскому языку.
Для этого программа имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
1.Изучение и закрепление знаний о писателях и поэтах 19-20 в. и знаний литературоведческой терминологии.
2.Продолжение формирования навыка составления текстов сочинений – описаний, повествований и рассуждений (в основном).
3.Развитие чувства заинтересованности в исследовании творчества русских и зарубежных писателей и поэтов.
4.Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
5.Выразительное чтение.
6.Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
7.Заучивание наизусть стихотворных текстов.
8.Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
9.Анализ и интерпретация произведений.
10.Составление планов и написание отзывов о произведениях.
11.Написание изложений с элементами сочинения.
12.Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
13.Целенаправленный поиск информации на основе знаний ее источников и умения работать с ними.
Ожидаемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов 19-20 в.
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Список литературы.
М.В.Черкезова. Русская литература. Учебник – хрестоматия для 11 кл. национальных общеобразовательных школ. Москва – 2007. Дрофа.
А.И.Горшков «Русская словесность». Учебное пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» - 1997.
Уроки русской литературы. Методическое пособие для учителей под общей редакцией В.Н.Никифоровой в 2 ч. Чебоксары – 2000.
Н.Русова «Как писать сочинение, изложение и диктант». «Деком» Нижний Новгород – 1994.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе в 11 классе за 1 и 2 полугодие. «Вако» Москва – 2005.
А.К.Анурова «Уроки советской литературы в школе». Чебоксары. Чувашское книжное издательство – 1992.
В.П.Журавлев. Литература. 11 класс. Москва «Просвещение» - 1997.
В.Н.Никифорова «Теория и практика организации научно – исследовательской работы в школе». Чебоксары – 2008.
М.Н.Кузнецова «Литературные вечера». «Вако» Москва – 2006.
З.С.Старков «Литература и живопись». Москва. «Просвещение» - 1985.
А.Г.Соколов «Поэтические течения в русской литературе конца 19 – 20 века». Хрестоматия. Москва «Высшая школа» - 1988.
Перечень ключевых слов
(ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Акмеизм, футуризм, символизм.
Серебряный век.
Литературные роды и жанры.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: фигуры и тропы и их виды
Проза и поэзия.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
Содержание курса.
Русская литература конца 19 – начала 20 веков.
Символизм, акмеизм, футуризм, крестьянские поэты.
А.П.Чехов «Ионыч».
А.П.Чехов «Вишневый сад».
И.А.Бунин «Господин из Сан – Франциско».
А.И.Куприн «Олеся».
Лирика А.А.Блока.
А.А.Блок «Двенадцать».
М.Горький «На дне».
Творчество В.В.Маяковского.
Творчество Сергея Есенина.
Влияние октябрьских событий на русскую литературу.
Поэзия 20-30 годов.
Проза 20-30.
Литература русского зарубежья.
Проза и поэзия Вов.
Творчество А.Ахматовой.
Творчество М.Цветаевой.
М.А.Булгаков «Белая гвардия».
Творчество Б.Пастернака.
А.А.Платонов «Песчаная учительница».
М.А.Шолохов «Родинка».
Русская литература второй половины 20 века.
Вов в поэзии и прозе послевоенных лет.
Деревенская проза 60-70 гг.
Тема памяти морально-этические проблемы в литературе 70-80- гг.
Поэзия 50-80 гг.
Особенности драматургии 70-80 гг.
Творчество А.Т.Твардовского.
Творчество В.М.Шукшина.
А.И.Солженицын «Матренин двор».
Творчество Расула Гамзатова.
Творчество Мустая Карима.
Творчество Юрия Рытхэу.
Д.Б.Шоу «Пигмалион».
Календарно – тематическое планирование по русской литературе.Класс – 11. Количество часов на учебный год – 102 часа. Количество часов в неделю – 3. Количество плановых сочинений – 7 + 1 итоговая тестовая работа. Типы уроков: 1) УОНМ – урок ознакомления с новым материалом, 2)УЗИ – урок закрепления изученного, 3)УПЗУ – урок применения знаний и умений, 4)УЗЗУ – урок закрепления знаний и умений, 5) УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний, 6)УПКЗУ – урок проверки и коррекции знаний и умений, 7)КУ – комбинированный урок. №
| Дата проведения
| Темы. Типы уроков.
| Оборудование
(средства
обучения, ЦОР)
| Поурочные планы.
| По плану
| По факту
| 1
|
|
| Русская литература конца 19 – начала 20 веков. Символизм. – УОНМ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
| Цели:
А) изучение историко- культурной ситуации России рубежа 19-20 в,
Б) формирование навыков конспектирования,
В) развитие чувства интереса к творчеству символистов.
Ход урока.
1.Изучение новой темы.
1)Чтение текста со стр.7-23.
2)Конспектирование прочитанного текста.
3)Чтение понравившегося стихотворения.
4)Вопросы друг другу по прочитанному тексту.
3) Д/з: выучить 1 стихотворение символистов.
| 2
3
|
|
| Акмеизм.- КУ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
| Цели:
А) изучение понятия акмеизм,
Б) формирование навыков выразительного чтения,
В) развитие чувства интереса к творчеству акмеистов.
Ход урока.
1. Проверка д/з: наизусть 1 стихотворение символистов.
2.Изучение новой темы.
1)Чтение текста со стр. 23-24.
2)Вопросы по прочитанному тексту.
3)Выразительное чтение понравившегося стихотворения.
4)Анализ 1 стихотворения по методу 3-ного дневника (вопрос учителя, ответ, нарисовать символ с объяснением лексического значения слова).
3. Д/з: выучить 1 стихотворение акмеистов.
| 4
5
|
|
| Футуризм. – КУ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
| Цели:
А) изучение понятия футуризм,
Б) формирование навыков выразительного чтения,
В) развитие чувства интереса к творчеству футуристов.
Ход урока.
1. Проверка д/з: наизусть 1 стихотворение акмеистов.
2.Изучение новой темы.
1)Чтение текста со стр. 34-36.
2)Вопросы по прочитанному тексту.
3)Выразительное чтение понравившегося стихотворения.
4)Анализ 1 стихотворения по методу 3-ного дневника (вопрос учителя, ответ, нарисовать символ с объяснением лексического значения слова).
3. Д/з: выучить 1 стихотворение футуристов.
| 6
7
|
|
| Крестьянские поэты. – КУ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
| Цели:
А) изучение понятия крестьянские поэты,
Б) формирование навыков выразительного чтения,
В) развитие чувства интереса к творчеству крестьянских поэтов.
Ход урока.
1. Проверка д/з: наизусть 1 стихотворение футуристов.
2.Изучение новой темы.
1)Чтение текста со стр. 36-41.
2)Вопросы по прочитанному тексту.
3)Выразительное чтение понравившегося стихотворения.
4)Анализ 1 стихотворения по методу 3-ного дневника (вопрос учителя, ответ, нарисовать символ с объяснением лексического значения слова).
3. Д/з: выучить 1 стихотворение крестьянских поэтов.
| 8
9
|
|
| Классное сочинение на тему: «Мой любимый поэт «серебряного века». - УОСЗ
| ru.wikipedia.org› Серебряный век русской поэзии
| Цель: определить, насколько ученики усвоили изученные темы.
Ход урока.
1.Запись на беловиках даты и темы сочинения.
2. Составление плана сочинения и подбор эпиграфа.
3.Запись сочинения на черновиках.
4.Проверка чернового варианта.
5.Запись сочинения на беловике.
6.Проверка белового варианта.
| 10
|
|
| Анализ сочинений. - УПКЗУ
| Орфографические
словари.
| Цели: 1) выявить ошибки,
2) повторить правила на сделанные ошибки.
Ход урока.
1. Проверка д/з: чтение наизусть 1 стихотворение крестьянских поэтов.
2. Анализ сочинений.
1)Чтение и запись предложений с речевыми фактическими, логическими ошибками с исправлениями.
2)Чтение и запись предложений с орфографическими и грамматическими ошибками с исправлениями.
3)Чтение и запись предложений с пунктуационными ошибками с исправлениями.
| 11
|
|
| А.П.Чехов «Ионыч». –КУ.
| Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
| Цели:
А) изучение рассказа А.П.Чехова «Ионыч»,
Б) формирование навыков выявления темы, проблемы, авторской позиции к данной в рассказе проблеме,
В) развитие чувства гуманного отношения к ближним.
Ход урока.
1. Проверка д/з: наизусть 1 стихотворение крестьянских поэтов.
2.Изучение новой темы.
1)Чтение рассказа.
2)Анализ рассказа с выявлением темы, проблемы, авторской позиции к данной проблеме, выявления отношения учениками к позиции автора по данной проблеме с последующей записью выявленного в таблицу.
3. Д/з: привести 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
| 12
13
|
|
| А.П.Чехов «Вишневый сад». – КУ.
| Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
| Цели:
А) изучение пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».
Б) формирование навыков выявления темы, проблемы, авторской позиции к данной в пьесе проблеме,
В) развитие чувства толерантности.
Ход урока.
1. Проверка д/з:. 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
2.Изучение новой темы.
1)Чтение пьесы «Вишневый сад».
2)Анализ пьесы с выявлением темы, проблемы, авторской позиции к данной проблеме, выявления отношения учениками к позиции автора по данной проблеме с последующей записью выявленного в таблицу.
3. Д/з: привести 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
| 14
15
|
|
| И.А.Бунин «Господин из Сан – Франциско».- КУ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
Прищепа В.П. Литература русского зарубежья. Учебное пособие...
СОДЕРЖАHИЕ. Возникновение литературы "Первой волны" русской эмиграции. I. Русская диаспора на западе. Причины, вызвавшие эмиграцию. II.
www.russofile.ru/articles/article_90.php
| Цели:
А) изучение рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско».
Б) формирование навыков выявления темы, проблемы, авторской позиции к данной в рассказе проблеме,
В) развитие чувства понимания того, что жизнь коротка и часто трагична.
Ход урока.
1. Проверка д/з:. 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
2.Изучение новой темы.
1)Чтение рассказа.
2)Анализ рассказа с выявлением темы, проблемы, авторской позиции к данной проблеме, выявления отношения учениками к позиции автора по данной проблеме с последующей записью выявленного в таблицу.
3. Д/з: привести 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско».
| 16
17
18
|
|
| А.И.Куприн «Олеся» –КУ.
| Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
| Цели:
А) изучение повести А.И.Куприна «Олеся».
Б) формирование навыков выявления темы, проблемы, авторской позиции к данной в повести проблеме,
В) развитие чувства понимания того, что часто взаимная любовь может быть трагичной.
Ход урока.
1. Проверка д/з:. 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско».
2.Изучение новой темы.
1)Чтение повести.
2)Анализ повести с выявлением темы, проблемы, авторской позиции к данной проблеме, выявления отношения учениками к позиции автора по данной проблеме с последующей записью выявленного в таблицу.
3. Д/з: привести 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в повести А.И.Куприна «Олеся».
| 19
|
|
| Анализ изученных произведений для подготовки к домашнему сочинению «Всегда ли счастливы мужчина и женщина, любящие друг друга?» - УОСЗ.
| 3-томник Т.Литвиновой «Великие мысли великих людей».
| Цели: 1)определить, насколько ученики усвоили изученные темы,
2)формирование навыков подбора эпиграфа к сочинению и составления плана сочинения.
Ход урока.
1.Подготовка к сочинению.
1)Подбор эпиграфа из 3-томника Т.Литвиновой «Великие мысли великих людей» к сочинению на тему «Всегда ли счастливы мужчина и женщина, любящие друг друга?»
2)Составление плана сочинения.
3)Запись сочинения на черновиках.
2.Д/з: сочинение на тему «Всегда ли счастливы мужчина и женщина, любящие друг друга?»
| 20
|
|
| Анализ сочинений. - УПКЗУ.
| Орфографические словари.
| Цели: 1) выявить ошибки,
2) повторить правила на сделанные ошибки.
Ход урока.
1. Проверка д/з: чтение наизусть 1 стихотворение крестьянских поэтов.
2. Анализ сочинений.
1)Чтение и запись предложений с речевыми, фактическими, логическими ошибками с исправлениями.
2)Чтение и запись предложений с орфографическими и грамматическими ошибками с исправлениями.
3)Чтение и запись предложений с пунктуационными ошибками с исправлениями.
3.Д\з: биография А.А.Блока.
| 21
22
|
|
| Лирика А.А.Блока. – КУ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
| Цели:
А) изучение лирики А.А.Блока,
Б) формирование навыков выразительного чтения,
В) развитие чувства интереса к творчеству А.А.Блока.
Ход урока.
1. Проверка д/з: биография А.А.Блока.
2.Изучение новой темы.
1)Выразительное чтение понравившегося стихотворения.
2)Анализ 1 стихотворения по методу 3-ного дневника (вопрос учителя, ответ, нарисовать символ с объяснением лексического значения слова).
3. Д/з: выучить 1 стихотворение А.А.Блока.
| 23
24
|
|
| А.А.Блок «Двенадцать». –КУ.
| www.litra.ru›
| Цели:
А) изучение поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
Б) формирование навыков выявления темы, проблемы, авторской позиции к данной в пьесе проблеме, В) развитие чувства понимания трагичности революционного времени.
Ход урока.
1. Проверка д/з:. наизусть стихотворение А.А.Блока.
2.Изучение новой темы.
1)Чтение поэмы А.А.Блока «Двенадцать».
2)Анализ пьесы с выявлением темы, проблемы, авторской позиции к данной проблеме, выявления отношения учениками к позиции автора по данной проблеме с последующей записью выявленного в таблицу.
3. Д/з: привести 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в поэме А.А.Блока «Двенадцать»
| 25
26
|
|
| Жизнь и творчество М.Горького. –КУ.
| Библиотека школьника. CD-сборник http://www.e-kniga.ru/lib.htm
| Цели:
А) изучение жизни и творчества М.Горького, Б) формирование навыков работы по методу 4-ного дневника,
В) развитие чувства интереса к творчеству М.Горького.
Ход урока.
1. Проверка д/з:. 2 аргумента в доказательство своей позиции к проблеме, данной в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
2.Изучение новой темы.
Работа по методу 4-ного дневника: название произведения, тема, проблема, авторская позиция к проблеме.
3. Д/з: биография М.Горького.
| |