Урок русского языка в 1 классе. (2)
Тип урока: урок рефлексии.
Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных.
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме; умения составлять предложения и схемы к ним.
Задачи урока: 1. Развитие умения соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ слова.
2. Развитие орфографической зоркости и орфоэпических навыков.
3. Развитие интереса к языку, формирование чувства языка, стремления правильно и точно говорить и писать на родном языке.
4. Развитие навыков самоконтроля.
.Оборудование:
рабочие тетради по русскому языку для 1-го класса (авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева);
учебники «Русский язык» (первые уроки) для 1-го класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.П. Пронина, «Баласс», 2012);
презентация «Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами гласных», мультимедийный аппарат.
В ходе урока проводятся 2 физкультминутки – по мере уставания детей.
ТОУУ - технология оценивания учебных успехов.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование УУД
| 1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
| Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво. Слайд 2.
|
| Самоопределение, саморегуляция.
| 2.Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изученного знания.
| – Откройте рабочую тетрадь на с. 14.
– Найдите точку на верхней строке. Слайд 3.
– Что мы запишем здесь?
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
Ι. Чистописание.
- Отгадайте загадку: Слайд 4.
Когда ненастье я гуляю,
А в ясный день в углу скучаю
- Зонт спасает нас от дождя и неприятностей.
- Нарисуйте ещё два зонтика. Заштрихуйте их. Слайд 5.
- На элементы каких букв похожа ручка у зонтика?
Анализ и письмо букв и буквосочетаний. Слайд 6.
– Послушайте строчки из стихотворения А. Шибаева и определите тему чистописания:
Буква «э» на «с» дивится,
Словно в зеркало глядится:
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
– Чем похожи и чем различаются строчные буквы с и э? Напишите эти буквы.
– Как почтительно обращаются к мужчине в Англии, Америке?
– Кто такой мэр?
– Напишите сочетания букв и слова. Слайд 7.
Анализ и письмо слов.
Чтение слов, их запись.
Самостоятельное выполнение заданий с записанными словами.
– Подчеркните слово, состоящее из одного слога.
– Обведите в овал то слово, которое нельзя перенести.
Коллективная проверка.
Упражнения для самоконтроля.
– Вернитесь на строчку, где мы писали буквы и буквосочетания. Рассмотрите написанные вами буквы с и э.
– Нарисуйте над каждой из этих букв стрелку по направлению ворот: если буква красивая, написана правильно, то стрелка указывает влево, если буква не получилась, то над ней стрелка направлена вправо.
– Каких букв больше? Каков счёт в игре? (Например, 2:3.)
Словарная работа. Слайд 8.
– Выпишите те слова, в которых правильно стоит ударение:
Алфавит, ягода, воробей, собака, сапоги, сапожник.
- Выделите безударные гласные.
– Обозначьте точками под буквами соответствующие им звуки.
– Найдите однокоренные слова. Выделите в них корень. Слайд 9. - Какие буквы можно вставить, чтобы получилось слово? М?Л
- Что объединяет эти буквы? - Какую гласную не назвали?
Слайд 10. – Сформулируйте тему урока.
– Составим план урока.
План урока:
Повторение букв, обозначающих мягкость согласных на письме.
Повторение правила переноса слов.
Деление слов на слоги.
– Что мы сейчас делали?
|
Дату. Классная работа.
Зонт. Заглавные Г, П, Т, Р.
Анализ начертания букв. Сэр. Глава города.
Ставят ударение
Выделяют звуки в слове. Дают характеристику звукам (гласные – ударные, безударные)
Находят однокоренные слова в группе слов, выделяют корень слова.
Е, ё, и, я.
Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных.
Ю.
Дети формулируют тему урока.
Планировали свою деятельность.
| Анализируют поэлементный состав букв.
Пишут прописные и строчные буквы, сравнивают написанное с образцом.
Учатся извлекать информацию из иллюстрации, текста, выявлять особенность объектов, осуществляют познавательную и личностную рефлексию, формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ТОУУ
| 3.Развитие умения применять свои знания.
Цель: совершенствовать умственные действия по изученным орфограммам.
| Слайд 11. - Откройте учебники на с. 24, найдите упр. 24. Выполните упражнение по заданию.
Образец записи: Осы, ослик, осина, окна, око, он, они, орёл.
Ос–лик, оси–на, ок–на.
Слайд 12. – Составьте шуточное предложение по рисунку на верху страницы, используя слова из упражнения 24.
– Выполните схему предложения. (От злых ос прямо на осину мчался ослик с буквой «о».)
Беседа по рисунку на с. 24 (внизу). Слайд 13.
– Какое слово составили игрушки?
– Как разделили игрушки слово осина?
– Можно ли слово так перенести? Почему?
– Какое правило переноса Эле и Дракоше надо повторить?
– Расскажите его.
– Доволен ли будет вашим ответом Карандаш?
– Какие знания мы сейчас повторили?
- Найдите упр. 25, с. 25. Слайд 14.
– Прочитайте задание.
– Скажите план своей работы.
– Выполните задание.
Образец записи: У до–рож–ки в тра–ве си–дит зай–чик.
Все слова в этом предложении делятся для переноса, кроме предлогов.
- Как обозначена мягкость согласных в словах дорожки, в траве, сидит?
Работа по рисунку на с. 25. Слайд 15.
– Зачем игрушки надели маски? – Какую сказку они вспомнили?
– Озвучьте этот отрывок из сказки.
– Запишите слова: лисица, заяц.
– Разделите их для переноса.
– Обозначьте цветными точками буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков.
– Почему в слове заяц звуков больше, чем букв?
– Где в этом слове орфограмма?
– Запомните написание слова заяц.
– Что мы сейчас делали?
– Что нового узнали?
| Самостоятельное выполнение упражнение детьми. Взаимопроверка.
Составление предложений.
Осина. О – си – на. Нет. Нельзя оставлять одну гласную на строке.
Да. Варианты ответов детей.
Дети планируют выполнение упражнения. Гласными и, е.
Показывают сказку.
«Заячья избушка», «Лиса и заяц».
Работа детей в тетради с последующей проверкой по образцу. Ответы детей.
| Формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение работать в паре, оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей, умение ориентироваться на развороте учебника, оформлять свои мысли в устной форме.
ТОУУ
На основе анализа делать выводы, осуществлять рефлексию.
ТОУУ
| 4. Итог урока.
Цель: осуществить познавательную и личностную рефлексию.
| Слайд 16. – У Дракоши в тетради записано (учитель открывает запись на доске):
я, и, ё, е, ю
а, ы, о, э, у
33
маль–чик, ёжик, думай–те
– Какие задания выполнял Дракоша? Сформулируйте их.
– Правильно ли он их выполнил?
– Посоветуйте Карандашу, какое задание ему включить в следующий урок для своих учеников.
– Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?
– Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в тетради.
| Дети формулируют задания. Делают проверку.
Предложения детей.
- если у вас всё правильно написано; - если у вас есть ошибки; - если у вас совсем ничего не получилось.
| На основе анализа делать выводы, осуществлять рефлексию.
ТОУУ
| Домашнее задание.
Цель: применить знания на практике.
| Слайд 17. - Составьте и запишите слова со слогами, данными в низу страницы. Подчеркните буквы показывающие на мягкость согласного звука.
|
|
|
|