Конспект урока русского языка в 1 классе.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Тема урока: Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
Цель: создать условия для, развития умения различать, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
Задачи урока: 1. Совершенствовать фонематические умения.
2. Формировать умения работать с текстом: определять тему, озаглавливать.
3. Формировать санитарно-гигиенические навыки и навыки каллиграфии.
4. Воспитывать нравственное чувство, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в т.ч. речевые.
Оборудование:
рабочие тетради по русскому языку для 1-го класса (авторы Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева),
учебники «Русский язык» (первые уроки) для 1-го класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.П. Пронина, «Баласс», 2012),
презентация «Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме», мультимедийный аппарат.
В ходе урока проводятся 2 физкультминутки – по мере уставания детей.
ТОУУ - технология оценивания учебных успехов.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование УУД, ТОУУ.
| Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
| Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою - Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь. Слайд 2.
|
| Самоопределение, саморегуляция.
| Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Цель: актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изученного знания.
| – Откройте рабочую тетрадь на с. 13.
– Найдите точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь?
Комментированная запись числа. Слайд 3.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова «Классная работа».
Чистописание.
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу, Коромысло на носу?
Слайд 4. - Как вы догадались?
– Какую букву напоминают очки?
– Сколько строчек занимает рисунок очков?
– С чего вы начнёте рисунок?
– Как продолжите потом?
Ученики рисуют очки, сравнивают с образцом.
Анализ строчной буквы ф.
Показать два способа написания буквы. Запись соединений.
- Написав наклонную линию и закругляя овал, старайтесь не отводить далеко руку вправо.
Слайд 5.
- Пропишите. – Кого вы видите на рисунке?
Слайд 5.
– В каких сказках вы встречали его?
– В русских сказках дракон относится к силам добра или к силам зла?
– Кто чаще всего отправляется на битву с драконами?
– И они побеждали змея силой и хитростью. А вы сможете его победить красивым письмом, правильно написанными буквами.
– Прочитайте слова про себя.
– Объясните значения каждого. Слайд 6.
– Какие из этих слов отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»
– Какие слова нельзя переносить? Почему?
– Какое слово, состоящее из пяти букв, имеет самое большое количество слогов?
- Подумайте, на какие группы можно их разбить?
- Произнесите слова и понаблюдайте, как вы произносите согласные звуки?
- Давайте докажем это: произнесём в словах все звуки по порядку «по цепочке». Слушайте внимательно друг друга. [франт], [аф, иша], [оф, ис], [ф, ил, ин]
- Посмотрите, что же является показателем мягкости согласного звука в этих словах?
- Так на какие две группы можно разбить эти слова? - Запишите эти слова. Поставьте над словами ударение.
– Над каким словом вы не поставили знак ударения?
– Почему?
- Подчеркните гласную и.
Слайд 7.
- Что же мы должны сегодня с вами повторить?
- Это и будет темой нашего урока.
- Составим план урока: Слайд 8.
1. Буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.
2. Буквы, обозначающие твёрдость согласных на письме.
3. Составление слов.
4. Работа с текстом.
– Чему мы сейчас учились?
– Что повторили?
– Для чего это нужно уметь и знать?
- Что ещё делали?
| Дату.
Классная работа. Очки.
Оглобли – это душки, колёса – стёкла, коромысло – перемычка между стёклами.
Букву ф. Две. Со стёкол-овалов.
Нарисуем дужки.
Пишут букву в воздухе.
Письмо в тетради.
Дракона. Ответы детей. Размышления детей. Богатыри. Ученики соединяют каждую голову дракона с правильно написанной буквой. Ответы детей. Кто?- филин, франт; что? – афиша, офис.
Франт, офис. Афиша.
Слова, в которых буква ф стоит в начале слова, и слова, где она стоит в середине; слова, начинающиеся с гласной, и слова, начинающиеся с согласной и т.д.
Есть слова с мягкими соглас-ными и есть слова с твёрдыми согласными звуками.
Гласная буква и.
Слова с мягкими согласными и есть слова с твёрдыми согласными звуками.
Над односложным словом франт.
Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
Повторяли написание буквы ф и т.д. Планировали свою деятельность.
|
Извлечение информации из загадки, выявление особенность очков, осуществление познавательной и личностной рефлексии, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
На основе анализа объектов делать выводы, обобщение и классификация по признакам.
Прогнозирование предстоящей работы.
ТОУУ
| Развитие умения применять свои знания.
Цель: совершенствовать умственные действия по изученным орфограммам.
| - Что оторвали любопытной Варваре? Слайд 9.
- Какой первый звук слышите?
- Замените в слове одну букву так, чтобы первый звук был мягкий.
- Какую букву заменили?
- Определите, где записано слово нос. [нос] [н, ос]
- Как вы определили?
- Запишите в тетрадь слова НОС, НЁС.
- Чем теперь отличаются слова? Почему?
- Подчеркните гласную букву ё.
- Если слова пишутся по-разному, то чем ещё они отличаются друг от друга?
- Что такое нёс? Что такое нос?
– Я нашла крылатое выражение, которое делает нашу речь более яркой.
Заруби себе на носу. Слайд 9.
- Давайте разберёмся, когда так говорят? В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки
и на них зарубками, резами делали всевозможные зарубки на память. Вот эти дощечки и назывались носами. Поэтому, «зарубить себе на носу» – значит, что-то крепко запомнить.
- Составьте своё предложение с этим выражением. Работа по рисунку в учебнике, с. 22–23. Слайд 10.
– Почему все игрушки в таких необычных костюмах? – Назовите по рисунку слова, в которых есть мягкие согласные звуки.
– Как на письме будет обозначена мягкость согласных звуков?
Игра «Оживи буквы гласных».
Вместо прочерков вставляем согласные буквы так, чтобы получилось слово.
_е_и (реки, мели, вели...)
_и_а (мила, пила)
И_а (Ира)
– Сможете ли вы, не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а в каком – и мягкие, и твёрдые? Как?
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
- Найдите в учебнике упр. 23, с. 23. Слайд 12.
– Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух.
– О чём этот текст?
– Как его можно озаглавить?
– Прочитайте текст по слогам вполголоса. Найдите орфограммы (опасные места).
– В каких словах встретили орфограммы? Какие?
– Спишите текст без ошибок. – Найдите в словах буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.
- В каких словах буквы Ё и И стоят после согласных, но не
обозначают мягкость? Почему?
- В каком слове мягкость согласного звука на письме обозначена не гласной буквой, а другой буквой?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
| Нос. [н]
[н, ос]
Нёс. Гласную.
В этом слове первый звук твёрдый, а во
втором - мягкий, поэтому в записи над ним стоит сверху запятая.
Гласными буквами.
Смыслом.
Предложения детей.
Они вообразили себя жителями замка.
Шляпа, сапоги, перья, шаль, река, конь и т.д.
Буквами.
О весне.
«Весна».
Варианты ответов детей.
Взаимопроверка в парах.
Пришла, весна, земля, появилась, зелёная, по полю, ходят.
В словах чёрные и грачи. Эти буквы стоят после буквы Ч, а звук [ч,] всегда мягкий.
В слове появилась есть мягкий знак – показатель мягкости звука [с].
Умение работать с информацией.
| Оформление своих мыслей в устную форму, выявление сущности, особенности объёктов, осуществление познавательной рефлексии.
Ориентирование на развороте учебника, извлечение информации из иллюстраций, нахождение ответов на вопросы в иллюстрации, высказывание своего предположения на основе работы с материалом учебника.
ТОУУ
ТОУУ
| 4. Итог урока.
Цель: осуществить познавательную и личностную рефлексию
| Слайд 13.– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков на письме?
– Какие согласные звуки всегда мягкие?
– Будут ли буквы е, ё, и обозначать мягкость согласных, если они стоят после ч, щ?
– А после ж, ш, ц?
Слайд 14.– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
– Кто получил оценку? За что?
| Ё, Е, Ю, Я, И.
[ч,], [щ,], [й,], Нет.
Нет.
Ответы детей.
| На основе анализа объектов делать выводы, осуществление познавательной и личностной рефлексии.
ТОУУ
| Домашнее задание.
Цель: применить знания на практике
| – Записать в тетради слоги с гласными, которые даны в рамке, так, чтобы согласные звуки в них были мягкими (например, ле, нё, ми, рю, вя).
Слайд 15.
|
| Применение полученных знаний на практике.
| |