Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд.





Скачать 98.56 Kb.
НазваниеПрограмма по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд.
Дата публикации11.10.2014
Размер98.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа

Пояснительная записка


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Ст. 32 Закона «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);

  • Базисный учебный план;

  • Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009;

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся, 3 часа на уроки внеклассного чтения.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;
    уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


применять

приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Литература и средства обучения


    • Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

    • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

    • Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.

    • Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.

    • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.

  • Литература в школе. Научно-методический журнал.

  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2006.

  • Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2000.

  • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

  • Электронная хрестоматия по русской литературе DirektMEDIA.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по литературе для 5-11 кл общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А
Москва, Дрофа, 2007г и авторской программы по литературе для 5-11 кл общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин,...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А....
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. А. Зинин, В. А. Чалмаев (Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А....
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconРабочая программа по литературе 9-а, 9-б классы
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconРабочая программа по литературе 9-в класс (скк 7 вида)
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПояснительная записка
Примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. icon«согласовано» «утверждаю»
Положения о рабочей программе мбоу лицея №7 Приказ №267/1 от 22. 06. 2009, Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы...
«Литература», входящего в образовательную область «Литература» (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по литературе разработана в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе программы по литературе для 5 – 11 классов...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconНастоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе...
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,-...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconРабочая программа по литературе 9
Федерального государственного стандарта 2004 года, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт-сост.:...
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост.: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е изд. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск