Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна





Скачать 69.62 Kb.
НазваниеОткрытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна
Дата публикации17.10.2014
Размер69.62 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок

выполнила учитель МОУ «Малобикшихская СОШ» Канашский район ЧР

Пантелеймоновой Людмила Анатольевна
Тема: «Образ матери в разных видах искусства».
Цель: Сформировать целостное представление об образе матери через произведения искусства.
Задачи: 1. Познакомить с образом матери в разных видах искусства (музыке, живописи, ИЗО), репродукциями картин Рафаэля, иконой Владимирской Богоматери, музыкой Ф.Шуберта и С.В.Рахманинова.

Выявить особенности изображения Богоматери на картинах и иконе.

Организовать процесс анализа разных видов искусств объединённых общей темой.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

В процессе слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.

3. На основе эмоционального восприятия разных видов искусств, воспитывать чувство любви и уважения к матери.

Формировать эстетический вкус.

Обогащать духовный мир детей.
Тип урока: углубление в тему.
Методы:

1. метод музыкального обобщения и систематизации.

2. сравнительно-аналитический.

3. звуковой и зрительной наглядности.

4. поисково-репродуктивный.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
У:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!»

Л. Рогожников

У: Ребята, как вы поняли, поэт говорит о маме. С чем сравнивает он образ матери?
У: Мама, мамочка. Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которое называет самого близкого и дорогого человека на земле. Ребята, а что для вас значит мама?
У: Какие у вас заботливые и добрые мамы. Материнскую любовь мы чувствуем

всегда, она согревает нас до старости. А сейчас мы исполним песню, которая нами очень любима
Дети исполняют песню «Мама- первое слово»
У: Я помню спальню и лампадку

Игрушки, тёплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел - хранитель над тобой…»

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

(И.Бунин)
У: Кого поэт называет ангелом?
У: Как вы думаете, можно ли маму назвать ангелом-хранителем своих детей?
У: Вы правы. Мама – настоящий ангел-хранитель своих детей, способный уберечь нас от любых невзгод. На прошлом уроке мы разучили песню, сейчас мы ее вспомним.

(песня Мама)

У: Тема материнства – одна из самых древних тем в мировой культуре. К ней обращались поэты, композиторы и художники.
У: Посмотрите на эту картину. Как она называется?

«Сикстинская мадонна» художник Рафаэль Санти.
У: Почему картина получила такое название, и в каком веке она была написана?
Картина написана в начале 16 века по заказу итальянского монастыря Святого

Сикста.
У: Кто изображён на картине?
Д: В центре картины изображена Богоматерь с ребёнком. Она легко ступает по облакам и направляется к людям. Чтобы люди были счастливы, Мария отдаёт своего сына – маленького Христа людям. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.
У: Обратите внимание на взгляд матери. Какими чувствами полны её глаза?
Д: В её взгляде мы видим нежность и любовь к своему сыну, и в то же время предчувствие страданий и горестную судьбу Иисуса.
У: В картине нет ничего случайного и незначительного. Посмотрите на образы святых и ангелов. Святой Сикст и Святая Варвара преклоняются перед матерью. В их взгляде ощущается печаль, задумчивость и сочувствие.
У: Какую цветовую палитру использует художник?
Д: Небо освещено солнечным светом, что и придаёт картине нежное звучание. Одежда выполнена в более ярких, насыщенных тонах, что подчёркивает особую торжественность и величие.
У: Обратите внимание на другие картины созданные Рафаэлем. Что их объединяет?
Д: На всех картинах изображены Мадонны с ребёнком.
У: Вглядитесь внимательно в их лица. Похожи ли они?
Д: Да. На картинах изображена как будто одна и та же женщина.
У: Это не случайно, потому что образы всех Мадонн Рафаэль писал с одного лица. Его моделью была прекрасная Маргарита – возлюбленная художника. Она была простой крестьянкой, дочерью пекаря. Изящные, правильные черты её лица стали символом материнства. Поэтому в её взгляде мы видим трогательную простоту, женскую миловидность и тепло человеческих чувств. Художник хотел, чтобы образ матери изображённый на картинах стал близким и понятным всем.
У: Художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты – поэтическим словом, а композиторы – музыкой.

Сейчас прозвучит одно из красивейших музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её звучание. Какими чувствами будет наполнена эта музыка?
Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберт.
У: Знакомо ли вам это произведение?
У: Какие чувства вы услышали в музыке?
У: Созвучны ли музыкальные чувства, внутреннему состоянию картины?
У: Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители музыки. Назовите их?
Д: Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти и симфонический

оркестр.
У: Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.

Совсем другой образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские

мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие

Богоматерь, а что?
Д: Иконы.
У: Что такое икона? С греческого языка икона – это образ.
У: На каком материале писали иконы? На досках, так как это был самый дешёвый и доступный материал.
У: Икона стала самым священным изображением. Кого изображали на иконах? Иисуса Христа, Богоматерь, апостолов и других святых.
У: Сегодня я вас хочу познакомить с иконой Владимирской Богоматери, созданной в первой половине ХII века.

Как говорит предание, икона была написана святым Евангелистом Лукою ещё при жизни Богоматери, на доске из того стола, за которым трапезовал сам Иисус Христос со своею Матерью. Когда святой Лука принёс эту икону к Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконою».

И эта благодать постоянно пребывает с этой иконою, проявляясь в бесчисленных чудотворениях.

Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар. Она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели её парившей над куполом церкви.

В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и

увечных. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые

походы. Путь иконы в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву –

путь многовековой, а образ остаётся неизменный.

Вглядитесь в это изображение. Что можно о нём сказать?
Д: На иконе изображена Богоматерь с маленьким Иисусом. Он прильнул к матери

и прижался к её щеке.
У: Такое изображение на иконе называется «умиление».

Посмотрите на взгляд матери и ребёнка. Что он выражает?
Д: Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям,

полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына она словно пытается его защитить от уготованной участи.
У: С той же интонацией звучит эта икона, что и картина Рафаэля?
У: А что можно сказать о цветовой палитре иконы?
У: По законам церкви лицо святых пишется не с образа людей, как мы это видим

в картинах Рафаэля, а по определённым правилам и канонам.
У: Много на Руси есть прекрасных праздников. Один из них называется Благовещение. Знаете ли вы что это за праздник?

В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принёс деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между жёнами и от неё воплотится Сын Божий.

Он сказал ей такие слова: «Радуйся благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами».

Этот же текст является и текстом молитвы С.В.Рахманинова.

Послушайте, как эта молитва звучит с музыкой С.В.Рахманинова. Будет ли она созвучна интонациям и чувствам, увиденным на иконе?
Звучит «Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной» С.В.Рахманинова.
У: По каким признакам можно почувствовать, что эта музыка русская?

Как она звучала, и кто её исполнял?
У: Такая манера пения тоже является особенностью русской музыкальной культуры.

Какие образы Богоматери мы увидели сегодня на картине и иконе?

Что их объединило, и есть ли в этих изображениях отличие?

В нашем светском календаре также есть много праздников, но один из них посвящён именно Матери.

Как он называется? «День Матери».

Посмотрите сколько у нас сегодня на уроке прекрасных женщин. А ведь все они тоже мамы. Такие же добрые, ласковые и любящие своих детей. В праздники принято дарить подарки. Сегодня, дорогие гости, мы хотим вам подарить праздничную открытку, да не простую, а музыкальную.
Звучит «Все еще впереди»
У: Наш урок подходит к концу, и в заключении, я хочу пожелать вам, чтобы вы пронесли через всю жизнь этот свет материнской любви. Передали его своим детям и они ответят вам взаимной любовью.










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconВ. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа)
Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconАвторская программа «Литература и фольклор» (или элективный курс...
Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, 79, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconОткрытый урок в 9 классе
Учитель: Янкина Екатерина Михайловна, учитель английского языка моу сош №1 р п. Пачелма
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconУрок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода»
Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила...
Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Прохорова Людмила Николаевна моу «Тюрлеминская сош» Козловский...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconОткрытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская...
Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconФедорова Людмила Федоровна 26. 09. 2008 Сценарии урок
Место работы моу «Чойская сош» полный адрес Республика Алтай Чойский район с. Чоя ул. Советская,14 индекс 649180 тел. Код (8 388...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconУрок по обж тема: "Терроризм. Захват заложников"
Учитель обж высшей категории моу сош №7 г. Ивантеевки Плаксюк Людмила Викторовна
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Хибухина Людмила Анатольевна, учитель математики мбоу веселовская сош №1
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconИсследовательская работа Молот Дарья Анатольевна 10 Хмелева Людмила...
Влияние славянских свадебных обрядов на формирование национального женского характера
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconА. А. Плешаков Учитель: Татаренко Марина Анатольевна моу «Еланская...
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconУрок математики в 1 классе по теме «Зеркальное отражение. Осевая симметрия»
Учитель начальных классов – Горбунова Людмила Викторовна, моу «сош №58 с углубленным изучением отдельных предметов», город Новоуральск,...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна icon«Тюрлеминская средняя общеобразовательная школа» Козловский район...
...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconПолитическое лидерство и борьба за власть после смерти
Урок истории. Автор Савина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №20 г. Шахты Ростовской...
Открытый урок выполнила учитель моу «Малобикшихская сош» Канашский район чр пантелеймоновой Людмила Анатольевна iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск