№
| Дата
| Тема урока
| к/ч
| Цели урока
| Круг чтения
| Читат. деят-ть
| Литер. творч. деят-ть
| Теория лит-ры.
| Способы отслеживания
| Домашнее задание
|
план
| факт
|
Введение
|
1
| 3.09
|
| Сложность и самобытность русской литературы ХХ
| 1
| Показать на примерах из литературы отражение драматических коллизий отечественной истории; единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры»
| Лекция учителя. Статья учебника
| Аудирование, чтение.
| Анализ статьи.
Запись тезисов
|
| Лекция, самостоя-тельная работа,
беседа.
| 1.тезисы
2.письм. ответ «Какова роль литературной классики в осознании сложностей путей развития современного мира»
Р/К. Вклад донских писателей в сокровищницу отечественной и мировой литературы ХХ века. Донские писатели в контексте эпохи и литературного процесса.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Русская литература
| начала
| ХХ века
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
| 5.09
|
| Особенности литературного процесса рубежа веков.
| 1
| Определить роль классиков 19 века Л.Н.Толстого и А.П.Чехова в литературном процессе начала ХХ в;
Формировать умение воспринимать литературу разных направлений, не отвергая нового и не отказываясь от традиционного.
| Лекция учителя; статья в учебнике. стр. 8-14.
| Говорение, аудирование,
Выборочное чтение
.
| Составление плана; анализирование статьи.
| Литератур-ное направление
Символизм, акмеизм, футуризм.
Модернизм.
| Ответы на вопросы (устно, письменно); устные выступления; выразительное выборочное чтение.
| С. 28-40, 44-48
Биография И.А.Бунина;
Сообщение об оценке Бунина Толстым
|
Писатели-реалисты начала XX века.
|
3
4
5
|
6.09
10.09
12.09
|
| 1) И.А. Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. 2) «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и «образ «нового человека со старым сердцем». 3) Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.
| 3
| Познакомить уч-ся с личностью писателя; особенностями творческих периодов его жизни;
Помочь уч-ся увидеть чувство всеобщности жизни,её вечного круговорота; живописность и лаконизм поэтического слова; раскрыть сюжетную организацию рассказов писателя; особенности временных рамок; показать толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина; помочь увидеть тесную связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы в рассказе «Чистый понедельник»;
роль характеров героев в идее произведений; раскрыть характерную особенность Бунина «живопись словом».
| Статья в учебнике, стихотворения: «Сумерки», «Слово» , «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарёю…», «Вечер». Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи», «Антонов-ские яблоки».
C/Ч повести «Деревня», «Суходол»;
Рассказы: «Косцы», «Книга», «Чаша жизни»
| Лекция.
Эвристическая беседа.
Выразитель-ное чтение, пересказ.
| Анализ текста; рассказ о писателе; выборочное чтение; выделение в тексте индивидуальных и авторских особенностей.
| Поэтизация прошлого; сюжет; ритм; философ-ская концепция психологизм
| Самостоя-тельная работа; словарная работа; беседа; чтение выразительное, выборочное; пересказ статей.
| 1.наизусть, анализ стихотворения (по выбору);
2.чтение рассказов
3. стр. учебника
4. мини-сочинение «Усадебная Русь Бунина
Р/К. И.А.Бунин «Степь», «В степи», «Ковыль». Своеобразие изобразительно-выразительных средств, их роль в создании картин степной природы.
|
6
7
8 9
10
11
|
13.09
17.09
19.09
20.09
24.09
26.09
|
|
А. М.Горький
1)Судьба и творчество. Р/К.Горький в Ростове.
Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в ранних произведениях Горького.
2) «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе».
3) Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна».
4) Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. 5) Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
6) Р/р. Сочинение по творчеству А.М.Горького.
|
6
|
Познакомить уч-ся с судьбой писателя; показать место Горького в историко-литературном процессе,
повторить основные черты романтизма;
обучать самостоятельной постановке вопросов при работе с текстом;
развивать умение ведения дискуссии;
формировать навыки анализа художественного произведения;
познакомить уч-ся с философией богоискательства.
повторить особенности драматургии как рода литературы;
раскрыть способы выражения авторской позиции в пьесе;
помочь понять: три или две правды в пьесе, трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин);
помочь уч-ся в определении собственной гражданской позиции и в выборе жизненного пути;
развивать навыки критической оценки поступков и слов героев. Отработать коммуникативную и правописную грамотность; умение подбирать материал к сочинению; умение формулировать собственное мнение
|
Лекция учителя, статья в учебнике, рассказы: «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра» Повесть «Фома Гордеев»
Пьеса «На дне» С/Ч рассказы: «Мальва», «Провод-ник», «Бывшие люди», «Ледоход»
|
Выразитель-ное чтение и обсуждение; сжатый пересказ. Самостоятельное чтение.
Выразитель-ное чтение по ролям и обсуждение; сжатый пересказ. Самостоятельное чтение.
|
анализ эпического текста;
роль описаний.
Заочная экскурсия «М.Горький в Казани»
Анализ драматичес-кого текста
|
Романтизи-рованная проза.
Принцип полилога и полифонии в драме
|
Сжатый пересказ; выборочное чтение;
беседа; самостоя-тельная работа. анализ
Составление плана отзыва
Чтение наизусть (фрагмент)
Составление плана (простого и сложного) Написание сочинения
|
1.ст. учебника,найти определение романтизма как литературного направления
2. работа в группах (сюжетная основа повести «Фома Гордеев»; суть бунта главного героя;
Сопоставитель-ная характеристика Ларры и Данко
3.Выучить монолог Сатина о Человеке 4.тема человека в произведениях русских писателей (Тургенева, Достоевского, Толстого) 5.письменный ответ: «Что лучше: истина или сострадание?»
6.подготовиться к сочинению
|
12
13
14
15
|
27.09
01.10
03.10
04.10
|
| А. Куприн
1)Художествен-ный мир писателя. Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся»
2) Нравственно- философский смысл истории о «невозможной» любви в рассказе «Гранатовый браслет».
3) Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества в повести «Поединок».
Л.Н.Андреев
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н.Андреева
| 3
1
|
Познакомить с очерком жизни и творчества писателя;
Раскрыть идею и художественные особенности повести, показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств;
Углубить навыки комментированного и художественного чтения;
Формировать читателя, способность понимать глубину человеческих чувств, красоту природы. Показать писателя как мастера портретной характеристики и мастера пейзажа; выяснить роль детали;
Совершенствовать навыки анализа прозаического текста;
Прививать чувство прекрасного. Рассмотреть образную систему с осмыслением социального и нравственно-философского аспектов;
Обобщить ранее изученное: тема дуэли в русской классике
Помочь уч-ся увидеть главный объект изображения в творчестве Андреева – «бездны» человеческой души;
Дать представление о неореализме, о евангельских мотивах в философской прозе писателя;
Познакомить с новой литературной ситуацией;
Обсудить «вечные» вопросы бытия, сформулированные в творчестве писателя;
Формировать исследовательские навыки анализа текста.
|
Лекция учителя, статья в учебнике, повести «Гранато-вый браслет», «Олеся», «Поединок».
С/Ч повесть «Молох»,
Рассказы: «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников»,
«Allez»
Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейс-кого»
С/Ч рассказы:
«Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена», «Баргамот и Гараська»
|
Аудирование,
чтение – выборочное,
комментированное, художественное
пересказ, беседа, устное выступление,
чтение – выборочное,
комментированное, художественное
пересказ, беседа, устное выступление,
|
Анализ и сопоставление главных героев произведений;
Прослушива-ние Сонаты 2
Largo Appassionato Л.В.Бетховена
к «Гранатовому браслету» сопоставлениеэпизодов дуэли в повести Куприна «Поединок», романе Пушкина «Евгений Онегин», романе Лермонтова «Герой нашего времени».
Анализ Работа с репродукцией картины Н.Ге «Иуда Искариот»
|
Очерковая проза
Символическая деталь
| Беседа, Самостоя-тельная работа, чтение, пересказ, творческая работа –эссе «О чём заставил меня задуматься рассказ Куприна «Гранато-вый браслет?»
Мини-сочинение «Образ Иуды искариота в одноименно повести Л.Н.Андре-ева»
|
1.ст. учебника,
2.вопросы 3,4,5 на стр. 104
3.составить рецензию
4. сообщения: «Толстовские мотивы в повести «Олеся», «Роль музыки в раскрытии темы рассказа «Гранатовый браслет», «Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций», «Мотив дуэли в русской классике»
1.чтение ст. учебника
2.ответы на вопросы
3.сообщение «В чём своеобразие андреевского стиля»
|
16
17
| 08.10
10.10
|
| Р/р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна, Л.Н.Андреева
У литературной карты России.
«Малая» и «большая» родина в творчестве В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского.
|
1
1
| Систематизировать знания учащихся по изученным произведениям;
Отработать коммуникативную и правописную грамотность;
Формировать умения и навыки анализировать произведения с использованием цитат (правильное оформление).
Познакомить с писателями, оставшимися вне программ и учебных пособий;
Способствовать воспитанию любви к Родине, к родной литературе, к истории народа;
Развивать общую культуру и эрудицию.
|
Произведе-ния писателей на выбор
|
| отбор материалов к сочинению
Работа с фрагментами из фильма по роману Шишкова «Угрюм-река»
|
Историчес-кий роман
Литератур-ный сказ Повесть-поэма
| Классное сочинение.
Работа со справочным материалом
Составление тезисов по теме
|
1.прочитать произведения
В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского.
1.индивидуальное задание: «Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете»
|