Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кужбальская средняя общеобразовательная школа муниципального района
город Нея и Нейский район Костромской области «Утверждаю»
Директор школы
________Н.Н.Дудина
Приказ № ___
от «___»___________2013 г.
| Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №
от_________________2013г.
|
Рабочая программа
по литературе 5-9 классы
базовый уровень
Авторы программы: Коровина В, Я. и др.
Учитель Смирнова И.М. 2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- нормы оценок по литературе;
- литература и средства обучения;
- тематическое планирование ЦЕЛЬ:
- на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора);
- познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества;
- отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью;
- сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.
ЗАДАЧИ:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерная программа основного общего образования;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год; Место и роль предмета в учебном плане.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.
Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.
Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.
Согласно учебному плану школы изучение литературы в 5 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю; изучение литературы в 6 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю;
изучение литературы в 7 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю; изучение литературы в 8 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю; изучение литературы в 9 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю. Формы организации образовательного процесса:
- уроки изучения новой темы;
- уроки-закрепления;
- уроки-обобщения;
- уроки внеклассного чтения;
- уроки развития речи;
- нестандартные уроки. Формы промежуточной аттестации:
-самостоятельные и проверочные работы;
- сочинения;
-устные ответы на уроках;
-тестовые задания. Формы итоговой аттестации:
-зачеты;
-тестовые задания. Информация об используемом учебнике.
Настоящая рабочая программа соответствует учебникам:
- Литература. 5 кл. Коровина В.Я., Журавлёв. В.П., Коровин. В.И.- М.:
Просвещение, 2009 год;
- Литература. 6 кл. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П.- М.: Просвещение, 2009 год;
- Литература. 7 кл. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2009г.
- Литература. 8 кл. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009г.
-Литература. 9 кл. Коровина В,Я., Коровин В.И., Збарский И.С.- М.: Просвещение, 2009 год. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС, 68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1.Введение. Книга в жизни человека .
2. Устное народное творчество .
Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Сказка «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Иван-царевич и противники.
Народная мораль в сказке. Фантастика.
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
Знать: малые жанры фольклора, что такое сказка, виды сказок.
Уметь: пересказывать сказку, сочинять загадки, частушки, приговорки.
Применять: чтение по ролям, выразительное чтение.
3. Древнерусская литература.
Возникновение д/р литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Знать: когда возникла д/русская литература.
Уметь: передавать содержание повести.
Применять: для развития речи.
4. Русская литература XVIII века.
М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
Знать: сведения о детских годах Ломоносова, о его литературной деятельности.
Уметь: определять главную мысль юмористического нравоучения.
Применять: для общего развития.
5. Литература XIX века.
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Басня «Свинья под дубом». Басня «Ворона и лисица». Понятие об аллегории и морали.
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Черты народа и литературной сказки
Баллада «Кубок». Понятие о балладе.
А. С. Пушкин.. Детство и лицейские годы поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Рифма, ритм, строфа. Мои любимые сказки А. С. Пушкина.
А. Погорельский «Чёрная курица» или «Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки В. М. Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке.
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино»
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор.
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Есть женщины в русских селеньях…» Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни. Нравственное превосходство Герасима. А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь»
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
Знать: биографии поэтов и писателей XIX века, жанровые признаки произведений.
Уметь: понимать иносказательный смысл произведений, их мораль.
Применять: чтение наизусть.
6.Литература XX века.
И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Костцы».
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе».
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Я покинул родимый дом».
П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы
К. Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы в сказке «Тёплый хлеб».
С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Юмор в сказке «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе Маршака.
А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя р-за «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира в рассказе.
В. П.Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового озера.
И. А. Бунин. Ден-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Образ Родины. Анализ стихов о природе. Саша Чёрный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник».
Юмор в образе Саши Чёрногою «Игорь-Робинзон». К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Знать: сведения о поэтах и писателях xx века, их произведения.
Уметь: выразительно читать, анализировать произведения.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение.
7.Зарубежная литература.
Р. Стивенсон. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение в силе человеческого духа.
Характер главного героя романа. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Жорж Санд. «О чём говорят цветы». М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Черты характера героев. Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя.
Знать: сведения о писателях.
Уметь: самостоятельно работать с учебником.
Применять: анализ стихов, пересказ, выразительное чтение. ЛИТЕРАТУРА 6 КЛАСС, 68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ.
1.Введение.
2. Устное народное творчество .
Обрядовый фольклор. Калено-обрядовые песни. Пословицы и поговорки.
Знать:малые жанры фольклора.
Уметь: их различать самостоятельно.
Применять: сочинять загадки, частушки, приговорки.
3.Древнерусская литература .
«Повесть «временных лет».
«Сказание о белгородском киселе».
Знать: определение древнерусской литературы.
Уметь: чувствовать связь времён.
Применять: художественный анализ летописей.
4. Произведения русских писателей XVIII в.
Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».
И. А. Крылов. «Осёл и соловей».
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».
Знать: понятие басни.
Уметь: чувствовать связь времён.
Применять: художественный анализ летописей, басен.
5. Произведения русских писателей XIXв.
А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник», «Пущину». «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. История романа «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского. Суд и его последствия. Прощание В. Дубровского с отцом и родным домом. Пожар в Кистенёвке. Учитель. Маша Троекурова и Дубровский. Два мальчика. Развязка романа. «Повести Белкина»
М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Стихотворения «Тучи», «Три пальмы» Мотив одиночества в лирике Лермонтова.
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа. Рассказы героев «Бежина луга». Пейзаж в рассказе «Бежин луг».
Н. А. Некрасов. Главная тема – поэзия. Стихотворение «Железная дорога»
Картина подневольного труда и мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога». Н. А. Некрасов. «Дедушка»
Трёхсложные размеры стиха..
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Мой любимый юмористический рассказ Чехова.
|