Тюменский государственный университет





Скачать 377.5 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет
страница1/3
Дата публикации18.11.2014
Размер377.5 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Багирова Е.П.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 Туризм. Бакалавриат.

Форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2009

Багирова Е.П. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 Туризм. Форма обучения – очная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2009, 20 стр.

УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и содержит учебную программу дисциплины, краткое описание содержание курса, перечень основной и дополнительной литературы, образцы заданий для самостоятельных и контрольных работ, а также вопросы для итогового зачета по дисциплине.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Русский язык и культура речи (с ИБК) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К., д.ф.н., профессор,

зав. кафедрой общего языкознания

© Тюменский государственный университет, 2009.

© Багирова Е.П., 2009.

  1. Пояснительная записка к дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Требования ГОС ВПО к содержанию курса


ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Цель и задачи дисциплины
Владение русским языком и культурой речи является одной из важных профессиональных компетенций современного специалиста. Умение выражать собственные мысли в устной и письменной форме языка убедительно, логично, выразительно, доступно, правильно, в соответствии с литературными нормами, - важнейшее требование к современному специалисту с высшим образованием. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависят и его достижения в профессиональной деятельности, и его успехи в повседневном общении с людьми.

Неясное представление о правилах использования языка в различных сферах, незнание жанровых особенностей деловой документации, неразличение норм устной и письменной речи свидетельствуют о низкой речевой культуре, затрудняют взаимопонимание и становятся причиной профессиональных неудач. Поэтому на занятиях по представленной дисциплине изучаются нормы литературного языка и их мотивированное использование в речи, т. е. оптимальное использование языковых средств в конкретных условиях общения. Студенты учатся оценивать речь исходя из ее коммуникативной целесообразности. При этом учитывается, что для передачи определенного значения в языке существует несколько нормативных средств, несколько относительно равных способов выражения данного смысла. Задача состоит в том, чтобы решить, самый ли удачный вариант из числа возможных избран говорящим. При этом выбранное говорящим языковое средство, так же как и вся его речь в целом, оценивается в зависимости от того, насколько оно соответствует речевой ситуации. Таким образом, курс построен так, что бы дать студенту представление о разновидностях национального языка и его функциональных стилях, сформировать представления о нормах языка, научить правильному и целесообразному отбору языковых средств для коммуникации, помочь овладеть элементами ораторского мастерства.

Цель преподавания данной дисциплины - повышение уровня коммуникативной компетенции специалиста, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных речевых ситуациях.

Задачами преподавания дисциплины являются:

  • овладение культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего, в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией;

  • знакомство с теоретическими основами стилистики как учения о функциональных стилях и культуры речи как системы ее коммуникативных качеств;

  • овладение нормами современного русского литературного языка;

  • развитие навыков письменной речи в деловом и профессиональном общении;

  • приобретение навыков корректного выстраивания монологических высказываний соответственно с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

  • оценка своей речевой практики, формирование умений анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника;

  • формирование коммуникативной компетентности студента.

Специалист, освоивший дисциплину «Русский язык и культура речи», должен знать:

1) акцентологические, морфологические, лексические и синтаксические нормы на уровне языковой и коммуникативной компетенции;

2) нормы правописания;

3) основные языковые средства, использующиеся при составлении деловой документации, некоторые образцы деловых документов.

4) основные понятия теории речевой коммуникации;

5) разновидности национального языка и функциональные стили речи;

6) виды речевой деятельности;

7) принципы организации вербального взаимодействия и особенности публичного выступления;

В ходе курса студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но и научиться применять их на практике для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения. Таким образом, на занятиях студент должен приобрести следующие практические навыки и умения:

  • сравнения языковых фактов;

  • расширения круга языковых средств и принципов их стилевого употребления;

  • систематизации языковых средств сообразно типу речевой деятельности;

  • составления и оформления научных и официально-деловых документов; использования известных технологий работы с документами;

  • реферирования, конспектирования, аннотирования;

  • трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц);

  • структурирования речемыслительной деятельности;

  • использования типологии языковых ситуаций.


  1. Структура и трудоемкость дисциплины

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6

Аудиторные занятия (всего)

30

30

Из них:







Лекции

10

10

Практические занятия (ПЗ)

20

20

Самостоятельная работа (всего)

60

60

Вид промежуточной аттестации




зачет

Общая трудоемкость


90

90



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»
Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Тюменский государственный университет iconПедагогика и психология
Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения
Тюменский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Тюменский государственный университет iconТехнологический колледж
...
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск