Скачать 377.5 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Багирова Е.П. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 Туризм. Бакалавриат. Форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2009 Багирова Е.П. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 Туризм. Форма обучения – очная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2009, 20 стр. УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и содержит учебную программу дисциплины, краткое описание содержание курса, перечень основной и дополнительной литературы, образцы заданий для самостоятельных и контрольных работ, а также вопросы для итогового зачета по дисциплине. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Русский язык и культура речи (с ИБК) [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фролов Н.К., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2009. © Багирова Е.П., 2009.
«Русский язык и культура речи» Требования ГОС ВПО к содержанию курсаГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка публичной речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Цель и задачи дисциплины Владение русским языком и культурой речи является одной из важных профессиональных компетенций современного специалиста. Умение выражать собственные мысли в устной и письменной форме языка убедительно, логично, выразительно, доступно, правильно, в соответствии с литературными нормами, - важнейшее требование к современному специалисту с высшим образованием. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависят и его достижения в профессиональной деятельности, и его успехи в повседневном общении с людьми. Неясное представление о правилах использования языка в различных сферах, незнание жанровых особенностей деловой документации, неразличение норм устной и письменной речи свидетельствуют о низкой речевой культуре, затрудняют взаимопонимание и становятся причиной профессиональных неудач. Поэтому на занятиях по представленной дисциплине изучаются нормы литературного языка и их мотивированное использование в речи, т. е. оптимальное использование языковых средств в конкретных условиях общения. Студенты учатся оценивать речь исходя из ее коммуникативной целесообразности. При этом учитывается, что для передачи определенного значения в языке существует несколько нормативных средств, несколько относительно равных способов выражения данного смысла. Задача состоит в том, чтобы решить, самый ли удачный вариант из числа возможных избран говорящим. При этом выбранное говорящим языковое средство, так же как и вся его речь в целом, оценивается в зависимости от того, насколько оно соответствует речевой ситуации. Таким образом, курс построен так, что бы дать студенту представление о разновидностях национального языка и его функциональных стилях, сформировать представления о нормах языка, научить правильному и целесообразному отбору языковых средств для коммуникации, помочь овладеть элементами ораторского мастерства. Цель преподавания данной дисциплины - повышение уровня коммуникативной компетенции специалиста, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных речевых ситуациях. Задачами преподавания дисциплины являются:
Специалист, освоивший дисциплину «Русский язык и культура речи», должен знать: 1) акцентологические, морфологические, лексические и синтаксические нормы на уровне языковой и коммуникативной компетенции; 2) нормы правописания; 3) основные языковые средства, использующиеся при составлении деловой документации, некоторые образцы деловых документов. 4) основные понятия теории речевой коммуникации; 5) разновидности национального языка и функциональные стили речи; 6) виды речевой деятельности; 7) принципы организации вербального взаимодействия и особенности публичного выступления; В ходе курса студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но и научиться применять их на практике для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения. Таким образом, на занятиях студент должен приобрести следующие практические навыки и умения:
Таблица 1.
|
Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» | Слепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы... | ||
Педагогика и психология Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6 | ||
Тюменский государственный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01 | ||
Тюменский государственный университет «Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Тюменский государственный университет «Финансы и кредит», 080103. 65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» | Технологический колледж ... | ||
Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2 | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» |