(1 )Мамы давно уже нет... (2)А я всё ещё мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (Ю)Иногда раздражался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она всё стремилась понять исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (И)Поздно.
(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21)«Не отдаёт ли нам мать последнее? (22)Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
В1.Из предложений 1 — 23 выпишите слова, образованные неморфологическим способом. Неразумности, подчас
В2. Из предложений 10 — 14 выпишите все наречия. Иногда, выше, сейчас, поздно зел ёное
_____________________________________________________________________
(1 )Мы живём среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.
(2)Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, — а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. (З)Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.
(4)Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. (5)Но овеществлённая мысль их осталась навсегда. (6)Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.
(21 )Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений.
В1. Укажите способ образования слова размышлений (предложение 21). Суффиксальный
В2. Среди предложений 1 — 6 найдите глагол в форме сослагательного (условного) наклонения и выпишите его.
Не поехал бы РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ
(1 )Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
(2)Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (3)Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. (4)Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.
(5)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
(6)Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
(7)Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.
(8)Шли мы с этим лесником по мелколесью. (9)В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника.
(10)Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
В1. Укажите способ образования слова бесспорно (предложение 4). Приставочно-суффиксальный от бесспорный= суффикс
В2. Из предложений 1 — 10 выпишите все причастия.
Наполненное не всё
(14) Мальчишечья наша жизнь вспоминается через вещи ярко и предметно. (15)В детстве с вещами устанавливаются особые отношения, интимные. (16)В детстве вещи разговаривают, живут. (17)Лю6ые вещи, вплоть до рисунка обоев, половики, копилки имеют свои физиономии, свой нрав... (18)Многие из них помнятся всю жизнь, они хранили наши тайны, мы разговаривали с ними. (19)Веши могут вернуться. (20)С прошлым не стоит окончательно прощаться. (21)Детство рано или поздно напомнит о себе. (22)Дело не в ностальгии. (23)Мы возвращаемся к детству за добром, нежностью, за радостью дождя и восторгом перед огромностью неба. (24)Конечно, вернуть те чувства нельзя. (25)3еркала бес-
памятны. (26)Из их глубины не извлечь былых отражений. (27)3еркала не стареют, стареют их рамы. (28) Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. (29)Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет.
(ЗО)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (31 )В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (32)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (ЗЗ)Воодушевление и зов... (34)Сейчас город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (35)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое?..
В1. Каким способом образовано слово прошлое (предложение 35)? неморфологический
В2. Из предложений 14— 35 выпишите прилагательные в сравнительной степени. Красивей, богаче
(4)Он был живописен во всём — в своей биографии, в манере говорить, в ребячливости, во всей своей внешности, в разносторонней бурной талантливости.
(5)Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (6)Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы.
(7)Каждому времени нужен свой летописец, не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада.
(8)Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. (9)Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. (10]Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени. (11 )Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский. (12)Его можно назвать «комментатором своего времени».
(13)К сожалению, у нас таких писателей почти не было.
В1. Каким способом образовано слово талантливость (предложение 4)суффиксальный
В2. Выпишите из предложений 7 — 13 все частицы. Не, только, бы, лишь, даже, хотя, или, так
(20)Само открытие приходит, как правило, с неумолимой неизбежностью. (21)Радио создал Попов, но если бы не было Попова, радио создал бы Маркони или ещё кто-либо. (22)Любое открытие неизбежно. (23)Всё, чем обладает сегодня человечество, должно было появиться. (24)Личности лишь меняли сроки событий. (25)И большей частью не очень значительно.
В1.Каким способом образовано слово неизбежностью (предложение 20)? неморфологический
В2.Выпишите из предложений 20 — 25 наречия.
Значительно, сегодня, не очень см зелёное (2)Собака бежала впереди меня (6)Моя собака медленно приближалась к нему; как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти
В1.Определите, каким способом образовано слово (в) направлении (предложение 6). Суффиксальный это предлог из существительного= переход
В2.Определите, какой частью речи является олово впереди (предложение 2). Наречие впереди меня = передо мной= предлог
Вариант №9
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1.
(8)3вук образной отзывчивости —это эхо отзывчивости сердечной. (9)Культура возникла и веками развивалась как музыкальное сопровождение человека, как постепенное и таинственное извлечение его нетелесной фигуры. 10)Человека создал труд, но если бы в нашем далёком предке не зазвучала одновременно мелодия, едва ли он пошёл бы дальше того вида, который в науке называется «человеком умелым», что равнозначно умелому зверю.
В1.Укажите способ образования слова отзывчивости (предложение 8). суффиксальный
В2.Из предложения 10 выпишите все местоимения. Он, того, который, что СМ
(16)Человек выделился как человек в процессе познания природы. (17)Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. (18)Познание доставляло подлинное удовлетворение. (19)Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. (20)И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. (21)Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашел злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
(22)Когда человек, наблюдая за звёздами, постиг огромность мира, он испытал сознание своего ничтожества. (23)Безмерность Вселенной обескуражила его краткостью собственной жизни. (24)Когда он открыл, что молния — это всего лишь электрический разряд, он испытал разочарование: ещё одним чудом стало меньше.
(25)Считается, что наука не может не заботиться о пользе, и это правильно, но есть учёные, которые изучают природу не потому, что это полезно, «а потому, что природа прекрасна», как писал Анри Пуанкаре.
(26)И это чувство, наверное, необходимо для науки. (27)Есть нечто более ценное, чем добыча результата, и даже важнее, чем поиски истины, — это сам процесс творчества, самоотдача.
В1.Из предложений 16 — 21 выпишите слово, образованное неморфологическим способом. человек
В2. Из предложений 22 — 27 выпишите притяжательное местоимение. своего |