Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/5
Дата публикации20.12.2014
Размер0.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература

Канск

2010

УМКД составлен преподавателем филиала Э.Ю. Радыгиной, ст. преподавателем, Короленко А.Ю., к.п.н., доцентом.

Обсужден на заседании Совета филиала

«_03»_сентября_2010 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ»

с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Современный русский литературный язык

Теория языка

Теория и методика русского языка и литературы

История русского языка

Литература Сибири


-

01/10 от 03.09.2010


лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2. Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

12

    1. Тематический план

18

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

    2. Карта литературного обеспечения

19

27

    1. Технологическая карта рейтинга

29

  1. Методические рекомендации для студентов

  2. Перечень вопросов для самостоятельной работы

  3. Банк контрольных заданий

31

34

35

  1. Вопросы к зачёту

  2. Тетрадь для самостоятельной работы




41

42






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Русская диалектология» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Русская диалектология».

  3. Перечня вопросов для самостоятельной работы, сгруппированных по модулям и облегчающих последовательное систематическое освоение студентами дисциплины.

  4. Тетради для самостоятельной работы, которая включает задания, направленные проверку знаний терминологического аппарата, а также на формирование навыков, необходимых для комплексного систематического анализа текста, содержащего диалектные черты.

  5. Банка контрольных заданий по дисциплине «Русская диалектология», включающих различные практические и контрольные задания, в том числе и задания, представленные в 14 вариантах для индивидуальной проверки знаний студентов и умений производить комплексный анализ диалектных текстов.

  6. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области диалектологии.


Кроме того, в режиме доступа локальной сети студентам предлагается теоретическая и методическая поддержка курса, глоссарий по диалектологии. А также электронный диалектологический атлас и электронное пособие по русской диалектологии.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКАЯ

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).


ДПП.Ф.05


Русская диалектология

Диалекты в системе общенародного языка. Фонетические, лексические, грамматические особенности народных говоров. Диалектное членение русского языка. Взаимодействие диалектов и литературного языка. Методы изучения диалектов.


72

Введение
Место дисциплины в реализации основных задач ДПП:

дисциплина «Русская диалектология» относится к циклу специальных дисциплин филологической подготовки.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ДПП:

дисциплина «Русская диалектология» является основной дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литературы в учреждениях среднего (полного) общего образования.

Ее изучение базируется на школьных знаниях предмета русский язык из раздела Диалектология. На знания, заложенные в структуру программы данной дисциплины, опирается теория языка, современный русский литературный язык и культура речи, теория и методика преподавания русского языка, литература Сибири – дисциплины, изучаемые студентами в последующих семестрах.

Русская диалектология — лингвистическая дисциплина, рассматривающая диалектное членение русского языка. Она знакомит студентов с региональными вариантами русского литературного языка. Нельзя говорить о глубоком знании языка без представления обо всех богатствах народной речи. Изучение диалектологии должно показать будущему учителю всю сложность структуры русского национального языка как целого во всем многообразии его разновидностей и одновременно тесную связь развития русского национального языка с историей общества.

Общекультурная и нравственная задача учителя - способствовать изменению сложившегося негативного отношения к местному говору.

В повышении общей речевой культуры сибиряков, в развитии речи учащихся главная роль отводится учителю русского языка и литературы.

Для этого будущему учителю необходимо хорошо знать предмет русская диалектология, чтобы правильно оценить и объяснить ученикам многие языковые явления, с которыми им приходится сталкиваться. Знать диалектологию необходимо и для успешной педагогической работы, для лучшего преодоления случаев орфоэпической и орфографической неграмотности учащихся, связанной с влиянием местной диалектной речи. Необходимо знать и местный говор, что поможет понять трудности, возникающие у детей при усвоении норм литературного языка и использовать это знание в преподавательской практике. Сравнивая в процессе обучения местные, диалектные и литературные нормы, учитель более эффективно сможет показать ученикам особенности литературного языка и зафиксировать их внимание на нормах родного языка. Знать диалектологию нужно и для успешного преподавания литературы, т.к. многие русские писатели используют диалектизмы в своих произведениях; для анализа языка художественной литературы, в том числе и так называемой «деревенской прозы» - произведений, включенных в школьную программу.

Русская диалектология непосредственно тесно связана с другими лингвистическими дисциплинами. Русская диалектология подготавливает студентов к усвоению курса исторической грамматики. В процессе изучения диалектологии студенты должны усвоить, что диалектные различия отражают разные этапы развития русского языка, определяемые условиями его функционирования на огромной территории.

Курс русской диалектологии связан также и с курсами современного русского литературного языка и истории русского литературного языка. Студенты должны уяснить, как менялось соотношение диалектов в литературном языке в различные эпохи, понимать отношения между ними в настоящее время.

Данная дисциплина позволяет студентам расширить взгляды на процессы движения и развития общенародного языка и его вариантов.

Цель преподавания дисциплины: ознакомление студентов с важнейшими особенностями русского диалектного языка как одной из форм существования русского языка.

Основные задачи курса: знакомство студентов с конкретным языковым материалом: современными русскими наречиями, диалектными зонами, группами говоров и системами отдельных говоров в общей системе русского диалектного языка. Общее знакомство с диалектами Сибири, овладение практическим навыком отношения текстов к северному, южному наречию или среднерусским говором. Эти вопросы составляют основную часть программы.

Обучение русской диалектологии осуществляется в форме семинарских занятий и внеаудиторной самостоятельной работы, составляющих основную часть обучения.

Дисциплина рассчитана на один семестр (установочную сессию). В течение их студент должен выполнить предусмотренные программой зачетные работы, контрольную работу, успешное выполнение которой является допуском к зачету.

К концу курса студенты должны

знать:

- предмет и задачи изучения диалектологии;

- основные понятия диалектологии;

- значение диалектологии для истории языка, для преподавания русского языка в школе, для понимания произведений художественной литературы, для других наук;

- некоторые сведения из истории диалектологии;

- диалектные формы существования русского языка (социальные и территориальные)

- соотношение понятий диалекты и литературный язык;

- историю образования диалектов;

- о связи диалектологии с историческими науками, с этнографией и национальной культурой народа;

- основные этапы развития русской диалектологии: вклад в науку отечественных и современных исследователей-диалектологов, в т.ч. в область сибирской диалектологии;

- диалектное членение русского языка, его единицы;

- фонетические, лексические и грамматические особенности народных говоров;

- особенности методики преподавания русского языка в диалектных условиях;

- характеристику русских сибирских говоров;

- основные диалектологические лексикографические источники.

уметь:

- формулировать задачи, стоящие перед учителем, работающим в диалектных условиях, определять свои научные интересы, проявлять общественную активность;

- отличать наречия (северное и южное) по их характерным признакам;

- анализировать диалектные явления в сопоставлении с литературными;

- анализировать записи русских говоров.

- использовать сведения о лексических различиях и диалектном членении при изучении диалектной лексики в 5 классе.

Студенты должны усвоить основные диалектные особенности в области фонетики, грамматики и лексики, наиболее существенные различия между северным и южным наречиями, научиться анализировать конкретный языковой материал. С этой целью большое внимание уделяется разбору текстов, чтению и анализу записи диалектной речи.

Кроме того, необходимо привить студентам навык пользования рекомендательной и справочной литературой при изучении курса «Русская диалектология».


Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Общие вопросы диалектологии
Тема 1. Диалектология как наука и учебный предмет.

Предмет и задачи изучения диалектологии. Основные понятия диалектологии. Значение диалектологии для истории языка, для преподавания русского языка в школе, для понимания произведений художественной литературы, для других наук. Социальные и территориальные диалекты как формы существования русского языка. Диалекты и литературный язык. История образования диалектов.

Связь диалектологии с другими науками. Место диалектологии в системе лингвистических наук. Актуальность изучения диалектологии. Некоторые сведения из истории диалектологии. Связь диалектологии с этнографией и национальной культурой народа. Методы изучения диалектов.

Основные этапы развития русской диалектологии. Вклад в русскую диалектологию Михаила Васильевича Ломоносова, Измаила Ивановича Срезневского, Льва Владимировича Щербы, Николая Николаевича Дурново, Дмитрия Николаевича Ушакова, Афанасия Матвеевича Селищева, Николая Михайловича Карийского, Бориса Александровича Ларина.

Современные исследователи-диалектологи: Рубен Иванович Аванесов, Федот Петрович Филин, Варвара Георгиевна Орлова, Федор Павлович Сороколетов. Работы в области сибирской диалектологии: Наталья Абрамовна Цомакион, Анна Алексеевна Скворцова, Вера Владимировна Палагина, Ольга Иосифовна Блинова.
Тема 2. Диалекты и литературный язык

Русский национальный язык, его стратификация. РНГ как одна из форм русского языка. История диалектов и литературного языка, их соотношение в разные периоды. Литературный язык, вопрос о его диалектной основе. Взаимовлияние РНГ и литературного языка.

Противопоставленность литературного языка и диалектов, промежуточные звенья этого противопоставления (народно-разговорный язык, региональный вариант литературного языка, просторечие, полудиалекты). Признаки, по которым диалекты могут противопоставляться литературному языку: 1) охват территории, 2) закрепленность в письменности, 3) сферы и функции общественного использования, 4) подчиненность языковым нормам, 5) отношение к монологической и диалогической формам языкового выражения.

Три аспекта изучения диалектов. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия, двучленные (бинарные) и многочисленные диалектные различия.

Соотношение РНГ и литературного языка в России и в Европе. «Билингвизм» у русских, возможность воспитания «билингвизмов» через школьное преподавание языка. РНГ и их стилизация в художественных целях. Диалектизмы и их виды. Стилизация диалектной речи в театре и кино.

Общерусская лексика (общенародная) в диалектной системе. Характеристика классификации диалектизмов (Ф.П. Филин, Н.М. Шанский и др.). Лексика говора как система. Понятие системы языка в отношении к говору. Вариантность слов:

а) лексико-фонетические варианты;

б) морфологические варианты;

в) лексико-семантические варианты.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск