Скачать 0.66 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050301.65 – Русский язык и литература Канск 2010 УМКД составлен преподавателем филиала Э.Ю. Радыгиной, ст. преподавателем, Короленко А.Ю., к.п.н., доцентом. Обсужден на заседании Совета филиала «_03»_сентября_2010 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ» с другими дисциплинами специальности 050301.65 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2010/2011 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Русская диалектология» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010.65 «Русский язык и литература» состоит из следующих элементов:
Кроме того, в режиме доступа локальной сети студентам предлагается теоретическая и методическая поддержка курса, глоссарий по диалектологии. А также электронный диалектологический атлас и электронное пособие по русской диалектологии. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 – Русский язык и литература, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).
Введение Место дисциплины в реализации основных задач ДПП: дисциплина «Русская диалектология» относится к циклу специальных дисциплин филологической подготовки. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ДПП: дисциплина «Русская диалектология» является основной дисциплиной профессиональной образовательной программы по специальности 050301.65 – Русский язык и литература, в рамках изучения которой осуществляется специальная подготовка учителя для преподавания русского языка и литературы в учреждениях среднего (полного) общего образования. Ее изучение базируется на школьных знаниях предмета русский язык из раздела Диалектология. На знания, заложенные в структуру программы данной дисциплины, опирается теория языка, современный русский литературный язык и культура речи, теория и методика преподавания русского языка, литература Сибири – дисциплины, изучаемые студентами в последующих семестрах. Русская диалектология — лингвистическая дисциплина, рассматривающая диалектное членение русского языка. Она знакомит студентов с региональными вариантами русского литературного языка. Нельзя говорить о глубоком знании языка без представления обо всех богатствах народной речи. Изучение диалектологии должно показать будущему учителю всю сложность структуры русского национального языка как целого во всем многообразии его разновидностей и одновременно тесную связь развития русского национального языка с историей общества. Общекультурная и нравственная задача учителя - способствовать изменению сложившегося негативного отношения к местному говору. В повышении общей речевой культуры сибиряков, в развитии речи учащихся главная роль отводится учителю русского языка и литературы. Для этого будущему учителю необходимо хорошо знать предмет русская диалектология, чтобы правильно оценить и объяснить ученикам многие языковые явления, с которыми им приходится сталкиваться. Знать диалектологию необходимо и для успешной педагогической работы, для лучшего преодоления случаев орфоэпической и орфографической неграмотности учащихся, связанной с влиянием местной диалектной речи. Необходимо знать и местный говор, что поможет понять трудности, возникающие у детей при усвоении норм литературного языка и использовать это знание в преподавательской практике. Сравнивая в процессе обучения местные, диалектные и литературные нормы, учитель более эффективно сможет показать ученикам особенности литературного языка и зафиксировать их внимание на нормах родного языка. Знать диалектологию нужно и для успешного преподавания литературы, т.к. многие русские писатели используют диалектизмы в своих произведениях; для анализа языка художественной литературы, в том числе и так называемой «деревенской прозы» - произведений, включенных в школьную программу. Русская диалектология непосредственно тесно связана с другими лингвистическими дисциплинами. Русская диалектология подготавливает студентов к усвоению курса исторической грамматики. В процессе изучения диалектологии студенты должны усвоить, что диалектные различия отражают разные этапы развития русского языка, определяемые условиями его функционирования на огромной территории. Курс русской диалектологии связан также и с курсами современного русского литературного языка и истории русского литературного языка. Студенты должны уяснить, как менялось соотношение диалектов в литературном языке в различные эпохи, понимать отношения между ними в настоящее время. Данная дисциплина позволяет студентам расширить взгляды на процессы движения и развития общенародного языка и его вариантов. Цель преподавания дисциплины: ознакомление студентов с важнейшими особенностями русского диалектного языка как одной из форм существования русского языка. Основные задачи курса: знакомство студентов с конкретным языковым материалом: современными русскими наречиями, диалектными зонами, группами говоров и системами отдельных говоров в общей системе русского диалектного языка. Общее знакомство с диалектами Сибири, овладение практическим навыком отношения текстов к северному, южному наречию или среднерусским говором. Эти вопросы составляют основную часть программы. Обучение русской диалектологии осуществляется в форме семинарских занятий и внеаудиторной самостоятельной работы, составляющих основную часть обучения. Дисциплина рассчитана на один семестр (установочную сессию). В течение их студент должен выполнить предусмотренные программой зачетные работы, контрольную работу, успешное выполнение которой является допуском к зачету. К концу курса студенты должны знать: - предмет и задачи изучения диалектологии; - основные понятия диалектологии; - значение диалектологии для истории языка, для преподавания русского языка в школе, для понимания произведений художественной литературы, для других наук; - некоторые сведения из истории диалектологии; - диалектные формы существования русского языка (социальные и территориальные) - соотношение понятий диалекты и литературный язык; - историю образования диалектов; - о связи диалектологии с историческими науками, с этнографией и национальной культурой народа; - основные этапы развития русской диалектологии: вклад в науку отечественных и современных исследователей-диалектологов, в т.ч. в область сибирской диалектологии; - диалектное членение русского языка, его единицы; - фонетические, лексические и грамматические особенности народных говоров; - особенности методики преподавания русского языка в диалектных условиях; - характеристику русских сибирских говоров; - основные диалектологические лексикографические источники. уметь: - формулировать задачи, стоящие перед учителем, работающим в диалектных условиях, определять свои научные интересы, проявлять общественную активность; - отличать наречия (северное и южное) по их характерным признакам; - анализировать диалектные явления в сопоставлении с литературными; - анализировать записи русских говоров. - использовать сведения о лексических различиях и диалектном членении при изучении диалектной лексики в 5 классе. Студенты должны усвоить основные диалектные особенности в области фонетики, грамматики и лексики, наиболее существенные различия между северным и южным наречиями, научиться анализировать конкретный языковой материал. С этой целью большое внимание уделяется разбору текстов, чтению и анализу записи диалектной речи. Кроме того, необходимо привить студентам навык пользования рекомендательной и справочной литературой при изучении курса «Русская диалектология». Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Общие вопросы диалектологии Тема 1. Диалектология как наука и учебный предмет. Предмет и задачи изучения диалектологии. Основные понятия диалектологии. Значение диалектологии для истории языка, для преподавания русского языка в школе, для понимания произведений художественной литературы, для других наук. Социальные и территориальные диалекты как формы существования русского языка. Диалекты и литературный язык. История образования диалектов. Связь диалектологии с другими науками. Место диалектологии в системе лингвистических наук. Актуальность изучения диалектологии. Некоторые сведения из истории диалектологии. Связь диалектологии с этнографией и национальной культурой народа. Методы изучения диалектов. Основные этапы развития русской диалектологии. Вклад в русскую диалектологию Михаила Васильевича Ломоносова, Измаила Ивановича Срезневского, Льва Владимировича Щербы, Николая Николаевича Дурново, Дмитрия Николаевича Ушакова, Афанасия Матвеевича Селищева, Николая Михайловича Карийского, Бориса Александровича Ларина. Современные исследователи-диалектологи: Рубен Иванович Аванесов, Федот Петрович Филин, Варвара Георгиевна Орлова, Федор Павлович Сороколетов. Работы в области сибирской диалектологии: Наталья Абрамовна Цомакион, Анна Алексеевна Скворцова, Вера Владимировна Палагина, Ольга Иосифовна Блинова. Тема 2. Диалекты и литературный язык Русский национальный язык, его стратификация. РНГ как одна из форм русского языка. История диалектов и литературного языка, их соотношение в разные периоды. Литературный язык, вопрос о его диалектной основе. Взаимовлияние РНГ и литературного языка. Противопоставленность литературного языка и диалектов, промежуточные звенья этого противопоставления (народно-разговорный язык, региональный вариант литературного языка, просторечие, полудиалекты). Признаки, по которым диалекты могут противопоставляться литературному языку: 1) охват территории, 2) закрепленность в письменности, 3) сферы и функции общественного использования, 4) подчиненность языковым нормам, 5) отношение к монологической и диалогической формам языкового выражения. Три аспекта изучения диалектов. Противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия, двучленные (бинарные) и многочисленные диалектные различия. Соотношение РНГ и литературного языка в России и в Европе. «Билингвизм» у русских, возможность воспитания «билингвизмов» через школьное преподавание языка. РНГ и их стилизация в художественных целях. Диалектизмы и их виды. Стилизация диалектной речи в театре и кино. Общерусская лексика (общенародная) в диалектной системе. Характеристика классификации диалектизмов (Ф.П. Филин, Н.М. Шанский и др.). Лексика говора как система. Понятие системы языка в отношении к говору. Вариантность слов: а) лексико-фонетические варианты; б) морфологические варианты; в) лексико-семантические варианты. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |