Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки





Скачать 346.34 Kb.
НазваниеНаправление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки
страница1/5
Дата публикации27.07.2013
Размер346.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великовская средняя общеобразовательная школа»

Гороховецкого района Владимирской области


Согласовано на МС школы

Протокол № _1___

от «02» сентября 2011г.

Руководитель МС

И.В.Аксенова _______

Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № __1__

от «31» августа 2011г.

Руководитель МО

О.В. Герасимова _______

Утверждаю:

Директор школы

Л.А. Андрианова
«02» сентября

2011 г.


Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса)

Программа предпрофильной подготовки

(для детей 8-9 классов)
Название программы элективного курса по русскому языку:

«Культура речи»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-15 лет

(8-9 классы)
Срок реализации программы: 2011-2012 учебный год

Автор программы:

Ирина Вячеславовна Аксенова,

учитель русского языка и литературы


д. Великово, 2011г.

Пояснительная записка


  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.


Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы, вижу в введении элективного курса «Культура речи», который поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся.

Процесс живой речи, как известно, не предполагает постоянного обращения к сведениям о системе языка, то есть человек чаще говорит не так, как надо, а так как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих, в том числе сельских, школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, подчиняющихся определённым законам, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованиями языковых законов.

Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы. В некоторых семьях учеников нашей школы уровень речевого общения весьма далёк от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. Сказывается и низкий уровень общей культуры родителей, обусловленный оторванностью деревни от центров культурной жизни.

Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: оно изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же в некоторых семьях привычным является употребление нецензурных выражений. Воспитываясь в такой семье, ребёнок соответственно усваивает и её речевые нормы.

Таким образом, я выделю следующие признаки речи среднего школьника, обучающегося в нашей школе:

1) насыщенность речи диалектными словами и выражениями;

2) чрезмерное активное употребление сленговых выражений, особенно в сфере оценки фактов и явлений, вытеснение сленгом и арго литературной лексики;

3) бедный синтаксис, характеризующийся преобладанием неполных предложений, парцеллированных конструкций, как следствие преимущественно устной речевой практики;

4) отсутствие (за редким исключением) оценочной, высокой, абстрактной лексики в речи;

5) неумение создавать развёрнутое связное высказывание, т.е. ученик знает материал и хочет выразить своё мнение (например, о литературном герое), но не умеет высказаться, оформить свои мысли вербально, хотя по наводящим вопросам отвечает охотно и правильно.

Поэтому основное предназначение элективного курса (и это главное в работе учителя сельской школы) – научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.

Стилистика и культура речи не преподаются в школе отдельным предметом, а лишь частично включаются в школьную программу. Может быть, поэтому знанием «секретов» стилистики наши учащиеся не могут похвалиться, на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на экзаменах становятся главкой причиной низких оценок.

Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу.
2.Задачи курса:

  1. Систематизировать знания о стилистическом богатстве русской речи.

  2. Сформировать представление о роли изобразительных средств в речи, выработать умение умело пользоваться выразительными средствами в собственной речи.

  3. Подвести обучающихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охраны литературного языка.


3.Цель занятий :


  • научить ребят правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок;

  • пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;

  • помочь обучающимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;

  • развить творческие способности обучающихся;

  • оказать содействие обучающимся в предпрофильной ориентации.



4.Отличительные особенности данного курса от уже существующих.
Изучение данного курса (в отличие от других) поможет школьникам:

  • научиться общаться и вести беседы;

  • слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;

  • участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;

  • участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;

  • свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;

  • успешно сдать государственную итоговую аттестацию.


5.Возраст детей, на развитие которых направлена программа.
Программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов (14-15 лет).
6.Срок реализации программы.
2011-2012 учебный год.
7. Формы и режим занятий.
Занятия по элективному курсу «Культура речи» рассчитаны на 17 часов (2 раза в месяц).

Форма занятий: лекции, индивидуально-групповые занятия, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, семинары-практикумы, практические работы, зачеты, тестирование.
8. Ожидаемые результаты элективного курса.
Введение данного курса должно способствовать:

  • качественному повышению уровня речевой культуры обучающихся;

  • формированию коммуникативной компетенции (организации речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);

  • расширению культурного уровня обучающихся, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.


Обучающиеся:


  • В совершенстве овладеют различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).


Обучающиеся будут уметь:


  • Правильно подбирать лексические понятия;

  • Работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

  • создавать собственные высказывания;

  • сохранять стиль речи до конца высказывания;

  • грамматически правильно выстраивать свою речь;

  • усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.


Обучающиеся приобретут навыки:


  • работы над благозвучием собственной речи;

  • составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

В процессе преподавания данного курса, помимо предметных, я ориентируюсь и на метапредметные образовательные функции родного языка.
Метапредметные результаты:

  1. владение видами речевой деятельности;

  2. способность использовать русский язык как средство получения знаний в других областях, повседневной жизни;

  3. взаимодействие в процессе речевого общения;

  4. овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Личностные результаты:

    1. понимание культурно-исторической и эстетической ценности языка, его роли в развитии личности, достаточный объем знаний по языку для организации речевого общения.

    2. воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

    3. достаточный словарный запас и объем грамматических средств (обеспечение культурного речевого общения).


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconРабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач»
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
В настоящее время в странах с высокой культурой быта специальность «ландшафтный дизайнер» является одной из самых престижных, социально-...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и...
Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся...
Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки iconГ темиртау» программ а элективного курса «По странам немецкого языка»
Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск