Скачать 346.34 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Великовская средняя общеобразовательная школа» Гороховецкого района Владимирской области Согласовано на МС школы Протокол № _1___ от «02» сентября 2011г. Руководитель МС И.В.Аксенова _______ Рассмотрено на МО учителей гуманитарного цикла Протокол № __1__ от «31» августа 2011г. Руководитель МО О.В. Герасимова _______ Утверждаю: Директор школы Л.А. Андрианова «02» сентября 2011 г. Направление: Программа, способствующая развитию детей и молодежи во внеурочное время (программа элективного курса) Программа предпрофильной подготовки (для детей 8-9 классов) Название программы элективного курса по русскому языку: «Культура речи» Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-15 лет (8-9 классы) Срок реализации программы: 2011-2012 учебный год Автор программы: Ирина Вячеславовна Аксенова, учитель русского языка и литературы д. Великово, 2011г. Пояснительная записка
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 8-9 классах начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы я, как учитель русского языка и литературы, вижу в введении элективного курса «Культура речи», который поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Процесс живой речи, как известно, не предполагает постоянного обращения к сведениям о системе языка, то есть человек чаще говорит не так, как надо, а так как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих, в том числе сельских, школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, подчиняющихся определённым законам, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованиями языковых законов. Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы. В некоторых семьях учеников нашей школы уровень речевого общения весьма далёк от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. Сказывается и низкий уровень общей культуры родителей, обусловленный оторванностью деревни от центров культурной жизни. Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: оно изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же в некоторых семьях привычным является употребление нецензурных выражений. Воспитываясь в такой семье, ребёнок соответственно усваивает и её речевые нормы. Таким образом, я выделю следующие признаки речи среднего школьника, обучающегося в нашей школе: 1) насыщенность речи диалектными словами и выражениями; 2) чрезмерное активное употребление сленговых выражений, особенно в сфере оценки фактов и явлений, вытеснение сленгом и арго литературной лексики; 3) бедный синтаксис, характеризующийся преобладанием неполных предложений, парцеллированных конструкций, как следствие преимущественно устной речевой практики; 4) отсутствие (за редким исключением) оценочной, высокой, абстрактной лексики в речи; 5) неумение создавать развёрнутое связное высказывание, т.е. ученик знает материал и хочет выразить своё мнение (например, о литературном герое), но не умеет высказаться, оформить свои мысли вербально, хотя по наводящим вопросам отвечает охотно и правильно. Поэтому основное предназначение элективного курса (и это главное в работе учителя сельской школы) – научить ученика говорить и писать правильно, грамотно. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств. Стилистика и культура речи не преподаются в школе отдельным предметом, а лишь частично включаются в школьную программу. Может быть, поэтому знанием «секретов» стилистики наши учащиеся не могут похвалиться, на стилистические ошибки в речи обращают внимание в последнюю очередь. И все же нередко именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и на экзаменах становятся главкой причиной низких оценок. Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу. 2.Задачи курса:
3.Цель занятий :
4.Отличительные особенности данного курса от уже существующих. Изучение данного курса (в отличие от других) поможет школьникам:
5.Возраст детей, на развитие которых направлена программа. Программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов (14-15 лет). 6.Срок реализации программы. 2011-2012 учебный год. 7. Формы и режим занятий. Занятия по элективному курсу «Культура речи» рассчитаны на 17 часов (2 раза в месяц). Форма занятий: лекции, индивидуально-групповые занятия, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, семинары-практикумы, практические работы, зачеты, тестирование. 8. Ожидаемые результаты элективного курса. Введение данного курса должно способствовать:
Обучающиеся:
Обучающиеся будут уметь:
Обучающиеся приобретут навыки:
В процессе преподавания данного курса, помимо предметных, я ориентируюсь и на метапредметные образовательные функции родного языка. Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
|
Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова... | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает... | ||
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач» | Программа межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Поскольку содержание курса имеет междисциплинарный характер, в процессе подготовки и проведения занятий идет тесная кооперация учителей... | ||
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов В настоящее время в странах с высокой культурой быта специальность «ландшафтный дизайнер» является одной из самых престижных, социально-... | ||
Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | ||
Пояснительная записка Основные подходы к изучению данного курса и... Программа элективного курса разработана заместителем директора по увр, учителем физики моу сош №2 г. Спирово Кудряшовой Н. А | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся... Разработка диагностического инструментария для оценки результативности работы по программе | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Г темиртау» программ а элективного курса «По странам немецкого языка» Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения... |