Урок по истории России 6 класс





Скачать 92.94 Kb.
НазваниеУрок по истории России 6 класс
Дата публикации26.02.2015
Размер92.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная образовательная школа №9»

Урок по истории России 6 класс
«МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ»

Подготовила: Ерохина Е.И.

учитель истории и обществознания
Старый Оскол

2012

Тема урока: «МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ»

Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Основные понятия: монголо-татары, нашествие, Золотая Орда.
Оборудование урока:  Настенная карта «Русь в XII — начале XIII в.».  Географическая настенная карта Азии.


ХОД УРОКА:

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала. Обращение к эпиграфу.

- О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!…» Вот так – с гимна в честь родины неизвестный автор XIII века начинает разговор о великом несчастии, обрушившимся на Русь в 1237 году – нашествии монголо-татар. Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.

План изучения нового материала:

I. Создание монгольской империи.

II. Битва на Калке.

III. Нашествие Батыя на Русь в 1237—1238 гг.

IV. Новый поход Батыя в 1239—1240 гг.

V. Установление татаро-монгольского ига.

Постановка проблемы.

Вопросы: 1. Что было характерно для русского государства 12-начала 13 века?
2 .Перечислите русские княжества , на которые распалось Древнерусское государство в 12 веке?
3. Назовите признаки государственной раздробленности.
4. Какие черты были характерны для Владимирско-Суздальского княжества, а какие для Новгородского княжества?
Князь передает престол по наследству
Князь приглашается по решению вече
Князь обладает высшей властью в государстве
Князь ограничен решениями боярских и городских органов власти
Посадники назначаются князем
Посадник выбирается собранием граждан
Столица княжества претендует на роль общерусского центра
Столица княжества претендует на свободу и независимость от других княжеств
Основа хозяйства-пашенное земледелие
Основа хозяйства-международная торговля
Итак, первые годы XIII века не предвещали Руси каких-либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их пределы, мирились и вновь враждовали. Это привело к ослаблению обороноспособности страны.
А тем временем из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Запад новые завоеватели - кочевники-монголы. Монгольская империя была создана величайшим военачальником - Чингисханом (Темучином).
Проблемное задание
Монголо-татарское нашествие: закономерно оно или случайно?

  1. Создание монгольской империи.
    Создатель Монгольского ханства – Чингисхан – верил в то, что «само Небо» даровало ему власть над «всей вселенной». Во исполнение воли «Неба» нужно было покорить все живущие под ним народы «от моря до моря»! Тех, кто сразу покорялся и платил дань, оставляли в живых, тех, кто сопротивлялся, истребляли от старца до младенца. Многие процветавшие до того страны были опустошены. К концу жизни Чингисхана – 1227 г. – народы разных цивилизаций Азии вошли в его державу.
    Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочёвке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и ещё меньше — на ее разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряжённые быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
    Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражений и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с жёнами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
    Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. В ходе завоевания соседних стран армия Чингисхана научилась пользоваться осадными орудиями — таранами и метательными устройствами. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (“крыла”). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то “крылья” наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое ведение боёв, очень сильное и дисциплинированное войско, использование политической раздробленности в окрестных государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.

  1. Битва на Калке.
    У границ Руси в 1223 году появился опасный и грозный враг. Но русские князья ещё не знали изощрённой военной тактики монголо – татар, не было между ними, как вы помните и единства, необходимого в тяжёлой борьбе.
    Первое столкновение передовых монгольских армий с русскими произошло 31 мая 1223 года на реке Калке. В битве на Калке сражались многие русские князья со своими дружинами (киевский, галицкий, черниговский, смоленский и другие). Конечно, такая сила могла бы одолеть монголов. Но русские князья действовали порознь, больше думали о сведении личных счетов, нежели о победе над общим врагом. Когда Галицкий князь Мстислав Удалой двинулся на противника, Киевский князь удержал свои дружины, т.к. был в ссоре с Мстиславом Удалым. Киевский князь разбил укреплённый лагерь на горе и спокойно наблюдал, как отчаянно бьются, истекая кровью в неравной схватке, русские воины. После разгрома основных сил русских монголы осадили лагерь Киевского князя. Они обещали сохранить жизнь князю и его воинам. Но вероломство и жестокость были политикой монгольской знати. Киевский князь разделил участь всех русских, взятых в плен на Калке. Все воины были поголовно истреблены, а князья задавлены помостом, на котором пировали торжествующие победители. После битвы на Калке монголы ушли в степи, а междоусобные распри князей усилились.
    Прошло 14 лет. Стали забывать на Руси, как изрубили татаро-монголы русских на Калке. Но глубокой осенью 1237 года вдруг у границ Рязанской земли появились первые вражеские разведчики. А как только мороз схватил реки и озёра и дороги стали проезжими, в пределы рязанских владений вторглось огромное войско во главе с верховным правителем монголо – татар Батыем.

    Причины поражения русских князей в битве на Калке: Отсутствие единого командования; Несогласованность действий русских князей и половцев
    Для успешной борьбы с монголами было необходимо объединение всех сил Руси.

  2. Нашествие Батыя на Русь в 1237—1238 гг.
    Батый – внук Чингисхана и выдающийся полководец. Его имя в переводе с монгольского означает “хороший государь”. Родился в 1208 году.

    Был страшный год,
    Когда  все страны
    Боялись больше, чем огня,
    Батыя – внука Чингисхана,
    Своё соседство с ним кляня,
    Был страшный век, когда монголы
    На Русь лавиною пошли…
    Жестоких воинов раскосых
    Батый собрал со всей земли…
    Так шла чудовищным потоком
    На Русь монгольская орда
    В одном стремлении жестоком –
    Сжигать и грабить города.

    Начал завоевательный поход в 1235 году, возглавив 120-тысячное войско. В 1236-1241 годах подчинил волжский булгар, зимой 1237-1238 года совершил поход на Северо-Восточную Русь, а зимой 1238-1239 года монголы разорили русские земли. В 1241 году Батый вторгся в Польшу, нашествию подверглись Венгрия, Чехия и Болгария. Батый не вернулся в Монголию, а основал державу в Поволжье. Это государство получило название Золотая Орда, столицей его стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани).

    Рязань напрасно ждала помощи от других русских княжеств. Рязанский князь Юрий решил пойти на мировую и послал к Батыю посольство во главе со своим сыном Фёдором. Хан принял послов ласково. Обещал не ходить войной на Рязанскую землю и даже прелагал Фёдору перейти к нему на службу. Фёдор и его дружинники отказались. Батый пришёл в ярость и приказал казнить всё посольство. Горестная весть поразила молодую жену Фёдора княгиню Евпраксию в самое сердце… Свидетельствует летописец.

    Летописец: Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё – князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти.

    Учитель: - Так лаконично прославляется подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. (Пауза).
    Несчастные жители Рязани защищались пять дней, не сходя с городской стены; в шестой татары ворвались в город, убивая без всякого милосердия всех встречавшихся им людей: они не пощадили ни князя Юрия, ни супруги, ни матери его!
    Варвары распинали пленников, связывали руки, стреляли в них, как в цель, для забавы, жгли священников, обращали в пепел все дома и монастыри. Одним словом, невозможно описать всех ужасов, тогда происходивших. Небольшое повествование о них есть в стихотворениях поэта Н. Языкова: это рассказ о славной смерти одного из бояр рязанских, Евпатия Коловрата.

    “Ты знаешь ли, витязь, ужасную  весть?
    В рязанские стены вломились  татары!
    Там сильные долго сшибались  удары,
    Там долго сражались с насилием  честь:
    Но все победили Батыевы рати:
    Наш град – пепелище, и князь  наш убит!”
    Евпатию бледный гонец говорит,
    И страшно бледнея, внимает Евпатий.
    О витязь! Я видел сей день роковой:
    Багровое пламя весь град охватило,
    Как башня спрямилась, как буря завыла;
    На стогнах смертельный свирепствовал бой,
    И крики последних молитв и проклятий
    В дыму заглушили звенящий булат –
    Всё пало… и небо стерпело сей ад!
    Ужасно бледнея, внимает Евпатий.
    Где-где по широкой долине огонь
    Сверкает во мраке ночного тумана –
    То грозная рать победителя хана
    Покоится, тихи воитель и конь:
    Лишь изредка, чёрной тревожимый грезой,
    Татарин впросонках с собой говорит,
    Иль, вздрогнув, безмолвный поднимет свой щит,
    Иль схватит своё боевое железо.
    Вдруг… что там за топот в ночной тишине?
    “На битву, на битву!” – взывают татары.
    Откуда ж свершитель отчаянной кары?
    Не все ли погибло в крови и в огне?
    Отчизна, отчизна! Под латами чести
    Есть сильное чувство, живое, одно…
    Полмертвого руку подъемлет оно
    С последним ударом решительной мести,
    Не синее море кипит и шумит,
    Почуя внезапный набег урагана:
    Шумят и волнуются ратники хана:
    Оружие блещет, труба дребезжит,
    Толпы за толпами, как тучи густые,
    Дружину отважных стесняют кругом;
    Сто копий сражаются с русским копьём:
    И пало геройство под силой Батыя.
    Редеет ночного тумана покров,
    Утихла долина убийства и славы.
    Кто сей на долине убийства и славы
    Лежит, окружённый телами врагов?
    Уста уж не кличут бестрепетных братий.
    Уж кровь запеклася в отверстиях лат,
    А длань ещё держит кровавый булат:
    Сей падший воитель свободы – Евпатий!


  3. Биограф: Евпатий Коловрат – полулегендарный богатырь, боярин. Во время нашествия на рязанскую землю он был в отъезде. Вернувшись домой и став свидетелем страшного погрома, разорения и опустошения, учиненных монголами, Евпатий собрал дружину в 1700 человек и кинулся вдогонку врагу. Отряд Евпатия напал на орду Батыя. Храбро и яростно сражались воины князя, но силы были неравны. И сам Евпатий, и значительная часть его дружины погибли в этом сражении. Даже жестокий Батый не мог сдержать удивления и восхищения и приказал воздать погибшим русским героям воинские почести.

    IV. Новый поход Батыя в 1239—1240 г
    Уничтожая всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, захватчики продвигались в глубь страны. А сопротивление становилось всё ожесточённее. Захвачена упорно защищавшаяся Коломна, взята, разгромлена и сожжена Москва, опустошён Владимир, Завоевано почти всё Владимиро-Суздальское княжество, после двухнедельного сопротивления пал Торжок. Целых семь недель татары осаждали маленькую крепость Козельск. Жители дрались отчаянно до последней крайности, положили четыре тысячи татар и легли на убитых врагах. Татары удивились такой храбрости и с досады на неё назвали Козельск злым городом, а из жителей его не оставили в живых ни одного человека!
    Страшное зрелище представляла собой Русь. Словно моровая язва, землетрясение и лютые пожары – все вместе свирепствовало здесь. Груды обгоревших развалин вместо городов и сёл, белеющие кости непогребённых людей, поля, заросшие сорной травой, - вот что представляла русская земля там, где проходили орды завоевателей. В великом Киеве – “матери городов русских” – осталось едва ли 200 домов.
    Пройдя огнём и мечом русские земли, монголы двинулись в страны Западной Европы. Но силы их были подорваны. Они побоялись оставить у себя в тылу разорённую, ноне покорившуюся Русь. Ценой опустошения страны и гибели сотен тысяч людей спас русский народ страны Западной Европы от такой же страшной участи.

    V. Установление татаро-монгольского ига.
    А.С.Пушкин писал: “России определённо было высокое предназначение. Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Россию и возвратились в степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…”.
    ВЫВОД, Русь была обречена. Войско монголов было слишком сильным. Ни один из современных народов не мог противостоять им. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам.
    Вопрос: Почему не удалось защитить Русь от монголо-татар?(запись в тетрадь)
    Проблемное задание Монголо-татарское нашествие: закономерно оно или случайно? Закрепление ответить на вопросы 1-4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории России 6 класс iconУрок на тему: «Петр I новатор в истории России»
Приложение Суворова Е. В., учитель истории «моу эммаусская сош» Калининского района. Урок на тему: «Петр I – новатор в истории России»...
Урок по истории России 6 класс iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии» (8 класс)
Примерной программы основ­ного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства...
Урок по истории России 6 класс iconТематическое планирование по Всеобщей истории и Истории России 9 класс
Тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента...
Урок по истории России 6 класс iconПояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории...
Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе...
Урок по истории России 6 класс iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Урок по истории России 6 класс iconРабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса...
«Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем...
Урок по истории России 6 класс iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» (6 класс)
России разработана на основе федерального ком­понента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного...
Урок по истории России 6 класс iconРабочая программа по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» (6 класс)
России разработана на основе федерального ком­понента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного...
Урок по истории России 6 класс iconПояснительная записка рабочая программа по истории России предназначена...
Хvi века. 6 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI – ХVIII век. 7 класс; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Урок по истории России 6 класс iconКалендарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории 11 класс
Часов по программе – 102 (история России – 68, Всеобщая история – 34) По рабочей сетке-99 ч
Урок по истории России 6 класс iconУрок истории в 4 классе Тема: Государственные символы России
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс», М., «Дрофа», 2010 год
Урок по истории России 6 класс iconТематическое планирование по истории России, Татарстана и Всеобщей истории для 8 класс
Загладин Н. В. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. «Русское слово»
Урок по истории России 6 класс iconПротокол №1 от 26. 12. 12 План: Урок презентация по истории 11 класс. Учитель Анникова О. В
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок по истории России 6 класс iconТематическое планирование по Истории Средних веков и Истории России 6 класс
Рабочая программа I вида составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории
Урок по истории России 6 класс iconКонспект урока по истории по теме«По страницам истории Отечества...
Конспект урока по математике 1 класс Сравнение по массе. Способы сравнения (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Урок по истории России 6 класс iconРабочая программа по Истории России. 1800-1900гг. (8 класс)
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск