Скачать 3.44 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина» Детская литература Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск БПГУ им имени В.М. Шукшина 2008 ББК Д Печатается по решению редакционно-издательского совета Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина Научный редактор: канд. … наук, доцент И.О.Фамилия Рецензент: канд. … наук, доцент И.О.Фамилия Д Детская литература [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – 77 с. Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний. Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература с дополнительными специализациями «Практическая журналистика», «Язык рекламы и бизнес-коммуникации», «Корректура текста». БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. Сост.: Ковалева М.А, 2008. Утверждаю Декан факультета _______________ «_____» ______________ Рабочая программа Кафедра ___________________ литературы________________________________ (наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины) Шифр и наименование дисциплины __________СД ДПП. Ф.14 «Детская литература»_______________ (шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины) Статус __________________________обязательная___________________________ Специальности (направления) 032900 Русский язык и литература (коды специальностей (направлений) Формы обучения __________________ заочная___________________________________ (дневная, заочная) Объем дисциплины __________________108______________________________________ (общий объем дисциплины, час.) Распределение по семестрам
Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года. ДПП. Ф.14 Детская литература Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество крупнейших писателей. Анализ основных произведений. Зарубежная детская литература в контексте отечественной словесности. Критики и публицисты о детском и юношеском чтении. Разработчик канд.филол.наук, доцент Ковалева М.А. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры литературы Заведующий кафедрой _____________________ Н. А. Гузь Одобрена Ученым советом филологического факультета «_______»_____________________ Председатель __________________________ Учебно-методический комплекс дисциплины ДПП. Ф. 14 «Детская литература» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью. СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка Литература для детей, подростков, юношества является неотъемлемой частью художественной культуры народа, важнейшим средством формирования подрастающей личности. Место детской литературы как важнейшего источника знаний об окружающем мире и раннего нравственно-эмоционального опыта в становлении личности очень велико, поэтому в базовых учебных программах литературного образования 5-8-х классов средних учебных заведений большое место занимают авторы, пишущие для детей, а также писатели, чье творчество вошло в круг детского чтения. Отсюда та большая роль, которую играет в профессиональной подготовке будущих учителей литературы хорошая осведомленность в мире детской литературы и круге детского чтения. Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы. Курс детской литературы имеет важное значение не только в филологическом, но и в психолого-педагогическом профессиональном становлении студентов. Курс читается для студентов 2-го курса, в третьем семестре, когда они только начали изучение русской и зарубежной литературы. В этом есть определенная специфика при проведении занятий. Круг чтения детей постоянно обновляется, программа учитывает эти изменения и знакомит студентов не только с классическими текстами, но и с современной русской и зарубежной детской литературы. Отбор имён писателей и произведений осуществляется по степени их значимости для развития фундаментальных жанров детской литературы. В системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отдаются анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, школы, эпохи - в темах обобщающего характера. Изучение монографических тем – прямое развитие и углубление основных положений содержания обзорных. Монографические темы о собственно детских писателях включают биографические сведения и нацеливают на достаточно подробный анализ жанровой, стилевой специфики произведений, на раскрытие их эстетического своеобразия. Данный подход к изучению детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть такими навыками организации детского чтения, при которых во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову. Задачи, стоящие перед студентами, включают в себя: осмысленное чтение художественных текстов, изучение важнейших теоретических и критических работ, изучение основ теории литературы и истории детской литературы, выработку собственных суждений по основным вопросам курса и навыков аналитического подхода к художественному тексту Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя русского языка и литературы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе. Предметом курса является произведения устного народного творчества, вошедшие в круг детского чтения, детская литература 15-19вв., адресованная детям, подросткам, юношеству, русская литература для детей, подростков, юношества после 1917 года, а также зарубежная детская литература 17-20 веков. Программный материал представлен в исторической последовательности, внутри каждого периода выделены наиболее значительные писатели и произведения, которым посвящены отдельные лекции и практические занятия. Необходимо также постоянно нацеливать внимание студентов на современный литературно-художественный процесс, на проходящие в современной периодике дискуссии по проблемам теории и критики литературы, общей педагогике, методике литературы в школе, по вопросам специфики литературы для детей и юношества. Освоение данного курса будет более плодотворным при использовании знаний, приобретенных студентами из ранее изученных теоретических, историко-литературных курсов, на занятиях по педагогике, психологии. Методический комплекс включает в себя тематический план курса, списки обязательной художественной литературы, учебников и учебных пособий, литературы для конспектирования, темы контрольных работ, рефератов, вопросы для зачета и экзамена, планы практических занятий, приложения, содержащие в себе художественные тексты и отрывки из них, выдержки из отдельных критических статей. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины: - ГОС ВПО по специальности; -«Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2005 г.); - Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г. Выдержка из стандарта: ДПП. Ф.14 Детская литература Детская литература, круг детского и юношеского чтения. Проблема соотношения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество крупнейших писателей. Анализ основных произведений. Зарубежная детская литература в контексте отечественной словесности. Критики и публицисты о детском и юношеском чтении. При составлении учебной программы по «Детской литературе» автор ориентировался на программу, составленную Е.Е. ЗУБАРЕВОЙ — доктором филологических наук, член-корреспондентом МАНПО, профессором. ПРОГРАММА КУРСА «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОСКВА 2003 г. Составители: Е.Е. ЗУБАРЕВА — доктор филологических наук, член-корреспондент МАНПО, профессор; В.К. СИГОВ — доктор филологических наук, профессор; В.А. СКРИПКИНА — кандидат педагогических наук, доцент; Л.Е. ФЕТИСОВА — кандидат филологических наук.; Е.И. КИКОИН — кандидат педагогических наук, доцент; Т. Б. МАРУТИЧ — преподаватель рисования и МХК; Ответственный редактор Е.Е. ЗУБАРЕВА Введение Детская литература — своеобразная область общей литературы. Ее развитие в соответствии с основными принципами художественной литературы как формы познания и отражения действительности. Единство литературных и педагогических принципов как специфика детской литературы. Соответствие детской литературы возрастным интересам. Умственным возможностям, психологии ребенка. Понятия «детская литература» и «детское чтение». Их взаимосвязь и различия. Роль иллюстрации в детской книге. Взаимосвязь текста и иллюстрации. Эстетические функции детской литературы. Знакомство с детской литературой как способ формирования эстетического вкуса, познавательной и творческой активности человека на определенных стадиях его раз- вития. Специфика художественной условности в детской литературе и проблема ее педагогического звучания и культурного значения. Основные принципы анализа произведений в детской литературе. Гносеологические функции детской литературы. Информация об окружающем человека мире и принципы ее освоения. Бессознательный характер восприятия информации о природе и человеке в процессе игрового и эстетического переживания. Познавательная ценность детской литературы. Воспитательные функции детской литературы. Неразрывная связь эстетической и этической сущности литературного произведения. Опасность открытого дидактизма и этической тенденциозности. Своеобразие восприятия откровенно положительных героев и нравоучительных ситуаций различными возрастными группами юных читателей. Воспитание читателя сопереживанием, а не рациональным осмыслением. Авторская позиция в произведениях детской литературы. Проблема возрастного разрыва и неравнозначности ценностных представлений автора и юного читателя. Способы преодоления возрастного разрыва и сближения позиций автора и читателя в лучших произведениях классической детской литературы. Детская книга. Проблемы книжной иллюстрации, классика книжной иллюстрации для детей. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |