Скачать 403.88 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Прасоловой В.В., учителя русского языка и литературы, по учебному предмету «Литература» 5 класс Базовый уровень Роговатое 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы / авт. – сост., Г.С. Меркин. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. Используется УМК под ред. Г.С. Меркина, рекомендованный Минобрнауки РФ и департаментом образования Белгородской области к применению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 год. В состав УМК Г.С. Меркина входит учебник (литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. \ С.А. Зинин, В.А. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2008. – 328 с.: ил. Рабочая программа по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения, оборудование и приборы. Цель программы: изучение вершинных произведений классической литературы, формирование начальных представлений об историко-литературном процессе. Задачи программы:
Школьный учебный план предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в объеме 70 часов в год, 2 часа в неделю (35 учебных недель). В связи с отсутствием у автора программы Г.С. Меркина распределения часов по разделам, учебный материал распределён с учётом уровня подготовки обучающихся следующим образом:
Количество контрольных работ
Преобладающими формами текущего контроля являются устный и письменный пересказ (краткий, выборочный, художественный, от другого лица); различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.); письменные ответы на вопросы; классные и домашние сочинения разных жанров. Срок реализации учебной программы: 2013 – 2014 учебный год. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К концу 5 класса обучающиеся должны владеть следующими умениями:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 5 классе Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2009. Количество часов: всего – 70, в неделю – 2. Сочинений классных – 3, домашних – 1, контрольных тестирований – 2, уроков внеклассного чтения – 4.
Содержание программы Введение (1) Книга – твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Из мифологии Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссея». Из устного народного творчества (2) Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовой сказки. Сказки народов России. «Падчерица» Из древнерусской литературы (4) Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы Басни народов мира Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Русская басня Русские басни. Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в 20 веке. В. К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И. А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» и др. Тематика басен Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен Крылова. С. В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало», Тематика, проблематика. Из литературы XIX века (36) А.С. ПУШКИН (7 + 2) Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин икнига. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога».«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в сказке. Литературная сказка и её отличия от фольклорной. Добро и зло в сказке Пушкина, чувство благодарности, верность, преданность, зависть, подлость, отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Поэзия 19 века о родной природе А. А. Фет. «Чудная картина» М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива» Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» И. З. Суриков «В ночном» М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стих-е в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добросердечие, добродушие, гуманность, сострадание в рассказе. Тургенев о языке: стих. в прозе «Русский язык» Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стих. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка» Л. Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Толстой в Ясной Поляне. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя в повести. Две жизненные позиции. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. А. П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А. Чехова. Врач А. П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книги в жизни А. П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема, приёмы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Из литературы XX века И. А. БУНИН Детские годы Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. Бунина. Стих. «Густой зелёный ельник у дороги»: тема природы и приёмы реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. Л. Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика ( тяжёлое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика. Значение финала. А. И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. А. А. БЛОК Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места. Стих. «Летний вечер»: умение чувствовать красоту и сопереживать ей; стих. «Полный месяц встал над лугом»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. С. А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения «Ты запой мне ту песню…», «Поёт зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы». Единство человека и природы. Малая и большая родина. А. П. ПЛАТОНОВ Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка (беда и радость, зло и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. П. П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе Бажова. Приёмы создания художественного образа. Н. Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Е. И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Родная природа в произведениях писателей 20 века Час поэзии «Поэзия и проза 20 века о родной природе». В. Боков «поклон», Н. Рубцов «В осеннем лесу», Р. Гамзатов «Песня соловья», В. Белов «Весенняя ночь», В. Распутин «Век живи – век люби». Из зарубежной литературы Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Х. К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Д. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» «период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни, добро и зло, благородство, уважение взрослых). А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок) Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги» ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ И. А. Крылов. Басня (на выбор) А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» М. Ю. Лермонтов «Бородино» Н. А. Некрасов. Одно из стихотворений (по выбору) Одно из стихотворений о русской природе поэтов 19 века А. А. Блок «Летний вечер» И. А. Бунин Одно из стихотворений по выбору С. А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов 20 века |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса... Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса... «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе программы по литературе для 5 – 11 классов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса составлена на основе программы по литературе для 6 класса общеобразовательной... | ||
Рабочая программа по литературе 9-а, 9-б классы Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | ||
Рабочая программа по литературе 9-в класс (скк 7 вида) Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель... | Рабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, на основе «Примерной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литература» для общеобразовательного 7 класса мбоу «оо песчанская школа» (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Литература» для 9 класса мбоу «Основная общеобразовательная Песчанская школа» (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | ||
Учебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... |