МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРУКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласовано
руководитель МО
_________Ф.Н.Кутасина
«30» августа 2013
| Согласовано
зам. директора по УВР
_________А.Ш. Янтурина
«__» ____________2013
| Утверждаю
директор школы:
______________Э.Х. Каримова
«__» ____________2013
| Литература
Среднее (полное) образование
срок реализации программы 1 год
класс 10
учитель Кутасина Розалия Хабиловна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Учебно-методическое обеспечение
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
6) Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова Тематическое планирование
№
| Темы
| Количество отведённых часов
| 1-2
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
| 2
| 3-12
| А.С. Пушкин
| 11
| 13-19
| М. Ю. Лермонтов
| 7
| 20-25
| Н.В.Гоголь
| 6
| 26-29
| И.А.Гончаров
| 4
| 30-34
| А.Н.Островский
| 5
| 35-43
| И.С.Тургенев
| 8+1
| 44-46
| Ф.И.Тютчев
| 3
|
|
|
| 47-49
| А.А.Фет
| 2+1
| 50-56
| Н.А.Некрасов
| 7
| 57-58
| М.Е.Салтыков-Щедрин
| 2
| 59-73
| Л.Н.Толстой
| 15
| 74-82
| Ф.М.Достоевский
| 9
| 83-
| Н.С.Лесков
| 1
| 84-88
| А.П.Чехов
| 5
| 89-99
| Зарубежная литература
Внеклаассное чтение
| 10
| 100-105
| Резервные уроки
| 6
| | |