Скачать 177.39 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Фёдоровой Татьяны Владимировны, учителя высшей квалификации для 11 А класса по литературе Бурятии на 34 часа Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2013 г. 2013- 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе Бурятии для 11 А класса составлена на основе примерной программы по бурятской литературе для общеобразовательных школ с двуязычной образовательной средой Автор Е.Е. Балданмаксарова, экспериментального учебного пособия «Писатели Бурятии XX-XXI веков» (Улан-Удэ: Изд.-во «Бэлиг», 2008 ) и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей и культурой русской литературы. Программа построена на родожанровом принципе, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение. Цель данной программы - ознакомление учащихся 11 А класса с бурятской литературой, с биографиями известных писателей Бурятии, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у учащихся, раскрытие роли литературы в духовной жизни общества. В нравственном, эстетическом воспитании заменить литературу не может ничто. Она помимо всего прочего выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе, ее населяющем. Как раз в XX веке родившаяся бурятская литература создала непреходящие художественные ценности. Литература Бурятии является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа- это непростительное упущение. Данная программа- великолепная возможность для воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Задачи изучения литературы Бурятии в 11 классе: - познакомить школьников с лучшими текстами разных родов литературы: эпос, лирика, драма - в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии; - развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве; -помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета. Основу содержания курса составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.. В основе курса – компетентностный подход в обучении. Программа по литературе Бурятии формирует речевую компетенцию учащихся; читательскую компетенцию учащихся коммуникативную компетенцию учащихся; культуроведческую компетенцию учащихся. Предмет тесно связан с другими предметами образовательного цикла: историей, литературой, музыкой, ИЗО. . Материал по литературе Бурятии охватывает разные роды литературного направления: эпические (малая проза – рассказ, повесть; большая проза - роман), драма, лирика. Также выделены часы внеаудиторных занятий (экскурсии в Русский и Бурятский театры, в Республиканскую типографию и встреча в библиотеке им. Абидуева с молодыми бардами Бурятии – всего 4 часа. . Если в 10 классе рассматриваются произведения начиная с фольклора и крупные эпические произведения, то в 11-м – малые жанры прозы, драматургия и современное развитие бурятской литературы, что актуально для выпускников, в том числе периодические издания средств массовой информации Бурятии, т.к. именно они формируют общественное мнение, а следовательно влияют на литературные вкусы молодых людей. Несмотря на то, что весь материал расположен по родо-жанровому признаку: эпос, драма, лирика - в неё также включены в материалы по краеведению: очерки, статьи, презентации о родном крае. Характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 11 А профильного филологического класса на базовом уровне. На этом этапе развиваются представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются: их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Данная программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - различные виды пересказа; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; - сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения. Контроль за знаниями учащихся прослеживается в конце каждой темы в форме зачётов, семинарских занятий, лабораторных работ, сочинений, отзывов, созданий творческих работ разных видов. Важными критериями отбора произведений являются их соответствия возрастным интересам учащихся и доступность по проблематике. Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путём усиленного внимания к этико-нравственным проблемам, эстетическим ценностям, лежащим в их основе. При изучении курса важно раскрыть перед учениками: - национальные художественные ценности, традиции прошлого; - влияние русской классики на её становление; - приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов. Литературные тексты в программе представлены и предназначены для 3-х уровней: для чтения и изучения; для чтения и обсуждения; для внеклассного чтения; Чтение и изучение предполагает тщательную подготовку к занятиям учащихся, внимательное прочтение текста, анализ образных средств языка, вводящий ученика в мир мыслей и чувств, заложенных в произведении. Формы учебной деятельности: Уроки-беседы Уроки-конференции Уроки-семинары Уроки-концерты Уроки-презентации и т.д. Читая тексты произведений, учащиеся углубляют знания по истории и теории литературы, совершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений литературы Бурятии. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны овладеть историко-литературными, теоретико-литературными понятиями: эпос как своеобразная энциклопедия жизни народов бурятии; мифологическое сознание; выявлять общечеловеческое, конкретно-историческое в произведениях; идейно-эстетическое значение произведений. Учащиеся должны: знать содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к авторской позиции; характеризовать главных героев произведений, изученных текстуально; писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения; пользоваться справочным материалом книг, словарями; готовить доклады, рефераты, проекты, ЦОР на литературную тему; писать сочинения, давать характеристику главным героям произведения; заучивать наизусть предложенные тексты; создавать модели ассоциативных характеристик героев произведений. В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература Бурятии» выпускники должны овладеть: чтение и восприятие прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; чтение, истолкование и оценка анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания: объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей; чтение и речевая деятельность пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; писать изложения на основе литературно-художественных текстов; писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся; писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям; выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть. Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе Бурятии должны стать: обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения; ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме; оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения. Общими показателями учебных достижений школьников в области предмета являются: -начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; -факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы); -глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки); -уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений); -качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний). Планируемые результаты обучения литературе Бурятии: Учащиеся в конце курса выполняют творческую работу по одной из предложенных тем: Сказки и легенды родного края. Исследую очерк Н.Бестужева. Пушкин и декабристы. Потомки К.П.Торсона на Тамчинской земле. Бородин Л.И. «Судьбы изломы» Легенды о Байкале в повести Л.И.Бородина «Год чуда и печали» Культовые обряды в романе В.В.Бараева «Гонец Чингисхана» Тамчинский дацан – историко-культурный памятник архитектуры 18 века. Сибирская лексика в романе М.Жигжитова «Подлеморье». Лирика поэтов Бурятии (тему можно уточнить). Мои иллюстрации к героическому эпосу «Гэсэр». Образ Чингисхана в романе И.Калашникова «Жестокий век» Анализ драматических произведений. Создание творческих и исследовательских проектов по курсу «Литература Бурятии». Элементы фольклора в произведениях А.А.Бальбурова, И.К.Калашникова, В.В.Бараева. Программа по литературе Бурятии для 11 –го класса Малая проза. (8 часов) Рассказы (4 часа). Чимит Цыдендамбаев – жизнь и творчество.(2 часа) Сборник рассказов «Охапка степных цветов». Герои рассказов, их нравственный выбор. Повести: Ж.Тумонов «Степь проснулась». (1 час). Норпол Очиров «Найдёныш» (1 час) Владимир Митыпов – очерк жизни и творчества. (2 часа) «Долина бессмертников». Образ главного героя. Особенности сюжета. Возникновение жанра фантастики в бурятской литературе. В.В.Бараев «Гонец Чингисхана». Образ гонца Тургэна. Х.Намсараев «На утренней заре» Теория литературы: рассказ, повесть, фантастика. Драматургия (9 час.) Драматургия Бурятии. ГБДТ им.Хоца Намсараева. Постановки театра в 2011 году. Комедия. И.В.Барлукова «Вино виновато». Обсуждение бездуховности существования, пагубных для человека привычек: пьянства, лени, призыв к овладению грамотой, учению. Мир героев. Пьесы Д.Дылгирова, Д.Эрдынеева, А.Ангархаева, Ч.Базарова. (Практическая работа №6) Теория литературы: комедия; экспозиция, юмор в пьесе. Завязка, кульминация, развязка. Теория литературы: литературные тропы, ИВС лирических произведений. Публицистика (9 час) Обзор периодических изданий литературы Бурятии. Новинки бурятской прозы, поэзии, публицистики. Журналистика Бурятии. Встреча с известными журналистами, поэтами и прозаиками нашей республики: круглый стол, конференция, экскурсии. Теория литературы: публицистика, её жанры. Итоговые проекты по курсу «Литература Бурятии». Планируется работа над проектами: 1. Презентация «Судьбы изломы» / по творчеству Л.И.Бородина – писателя-диссидента, поэта, журналиста). 2. «Иволгинский дацан – историко-культурный памятник». 3. «В потомках наше имя отзовётся». Наследие декабристов в Сибири. 4. «Что прозвано однажды, навсегда остаётся» (Микротопонимика г.Улан-Удэ) 5. По творчеству писателей: М.Жигжитова, И.Калашникова, Ц.Шагжина, Х.Намсараева; по лирики поэтов Бурятии «Певцы родной Земли» и др. Календарно-тематическое планирование по литературе Бурятии на 2013-2014 год для 11 А класса
Учебно-методическое обеспечение курса. 1. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 1997г. 2. Дугаржапова Т.М. Поэтика Д. Улзытуева. Улан-Удэ, 2001г. 3. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ, 2002г. 4. История бурятской литературы в трёх частях. Улан-Удэ, 1997г. 5. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 1988г. 6. Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989г Оборудование и приборы. Компьютер Мультимедийный проектор Литература для учителя 11 –го класса. 1.Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия 20 века: истоки и поэтика жанра. М., 2013г. 2.Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 2011г. 3.Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 2011г. 4.Дугаржапова Т.М. Поэтика Д. Улзытуева. Улан-Удэ, 2011г. 5.Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ, 2012г. 6.История бурятской литературы в трёх частях. Улан-Удэ, 20011г. 7.Куницын О.И. Бурятская опера. Улан-Удэ, 2008г. 8.Найдаков В.Ц. Путь к роману. История формирования бурятской прозы. Новосибирск, 2008г. 9.Найдаков В.Ц. Непроторенными путями. Улан-Удэ, 2007г. 10.Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ, 1999г. 11. Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ, 2012г. 12.Осорова С.Г. Психологизм в бурятской прозе. Новосибирск, 2011г. 13.Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ, 2012г. 14.Румянцев А.Г. Этюды о поэтах Бурятии. Улан-Удэ, 2011г. 15.Творчество Хоца Намсараева. Улан-Удэ, 2010г. 16.Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск, 2012г Литература для учащихся 11 –го класса. 1.Антология бурятской поэзии. – М., 2012.. 2.Бальбуров А, Хилтухин .Приказываю жить. 3.Батожабай Д Кто твой учитель? . –Улан-Удэ, 2012. 4.Галшиев Э-Х. Зерцало мудрости. – Улан-Удэ, 2011. 5.Жимбиев Год огненной змеи. – М., 2012. 6.Намсараев Х Избранное. – М., 2011. 7.Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ, 1999г. |
Рабочая программа по литературе Бурятии для 10 б класса составлена... Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,... | ||
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений национальных школ и авторской программы... | Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для... Рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по литературе разработана на основании Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,... |