Скачать 359.46 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксубаевский лицей» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 8 классе учителя русского языка и литературы Аккуловой Гульсини Разябовны, первая квалификационная категория Рассмотрено на заседании педагогического совета №1 от 29 августа 2014 года. 2014-2015 учебный год. Аннотация к рабочей программе по литературе в 8 классе 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Рабочая программа по литературе для 8 классов составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, Федеральным компонентом государственного стандарта по программе по литературе . Преподавание ведется по учебнику: Г.С. Меркин,Литература 8 класс в 2-х частях, «Русское слово», 2010г. 2. Цель изучения дисциплины формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры 3. Структура дисциплины Устное народное творчество Древнерусская литература Литература ХVIII века Литература ХIХ века Литература ХХ века Зарубежная литература 4. Основные образовательные технологии Информационно-коммуникативные технологии Технология концентрированного обучения Технология проблемного обучения Технология дифференцированного обучения Вузовские технологии обучения в школе (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты) Технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.) 5. Требования к результатам освоения дисциплины. знать содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей; основные теоретико-литературные понятия; уметь воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать литературное произведение; анализировать эпизод литературного произведения; выявлять авторскую позицию; определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению 6. Общая трудоемкость дисциплины 70 часов в год (2 часа в неделю) 7. Формы контроля Выразительное чтение наизусть, устный пересказ, реферат, сообщение, доклад, контрольные и самостоятельные работы, тест, сочинение. Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г. С. Меркин, С. И. Зинин, В. А. Чалмаев – М.: «Русское слово», 2010 г. - примерной программы по предмету «Литература» - основной образовательной программы общего образования МБОУ «Аксубаевский лицей» -учебного плана МБОУ «Аксубаевский лицей» В состав УМК входит учебник (Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения. Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 5: из них классных сочинений – 4, домашних – 1. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании». Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: . воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; . развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; . освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; . овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать / понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений ; - основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса; - изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.); уметь: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; - давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению; - участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях; использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для: - создания связного текста; - определения своего круга чтения; - поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе. Содержание программы учебного курса «Литература». 8 класс 70 часов Введение (1ч.) Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из устного народного творчества (3ч.) Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. Краеведение: запись музыкального фольклора региона. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Из древнерусской литературы (3ч.) «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: запись музыкального фольклора региона. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. Из литературы ХVIII века (3 ч.) . Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. Из литературы ХIХ века (30 ч.) Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...» А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»). Н.М. Языков. «Пловец». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века». А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. |
О конкурсе "Лучший интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан" В целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Татарстан среди учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан (далее – Конкурс) учреждается и проводится... | ||
Закон республики татарстан о государственных наградах республики... Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством... | ||
Республики татарстан Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на... | Республики татарстан пресс-служба Второй год подряд Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Президента Республики Татарстан... | ||
«Одаренные дети» Программа по реализации Закона «О языках народа... Кадетская школа-интернат открылась 1 сентября 2005 года наПостановлению Кабинета Министров Республики Татарстан №720 от 19. 12. 2000... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30. 06. 2009 n 445 "О стандартах качества государственных... | ||
Уважаемый Рустам Нургалиевич! Думе Федерального Собрания, Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, а также основными... | И науки республики татарстан институт развития образования республики татарстан Печатается по решению Ученого совета Института развития образования Республики Татарстан | ||
Пояснительная записка Статус документа Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443рт от 18.... | Рабочая программа По музыке для 3 класса Учителя мбоу н. Мактаминская сош №1 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44зрт от 18.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44зрт от 18.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44зрт от 18.... | ||
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа... Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республики Татарстан №1502/09 13 августа 2009 года, согласован Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики... |