Н. И. Рябкова междометные высказывания





Скачать 79.81 Kb.
НазваниеН. И. Рябкова междометные высказывания
Дата публикации20.11.2017
Размер79.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Н. И. Рябкова

МЕЖДОМЕТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН» КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И ПОВЕЛЕНИЯ
Одна из тенденций современной знаковой теории языка – семиотики – науки о знаковых системах – выявление семиотического функционирования того или иного текста как единого знака, сигнала, в частности, текста художественного произведения как нерасчленимого единства его содержательных и формальных сторон, функций в определенном культурном контексте.

М. А. Шолохов – великий мастер изображения судьбоносных периодов, эпох в истории России через сложные душевные переживания. Роман «Тихий Дон» – не случайное явление русской литературы, культуры, оно стало необходимым средством сознательной передачи сигнала, определенного развернутого речевого знака-сообщения талантливого писателя о своем восприятии одного из сложнейших периодов российской истории, об отношении юного автора к до сих пор неоднозначно расцениваемым событиям, трагедии народа в целом и отдельной личности. Достоинство романа и в том, что его текст как семиотический знак-сигнал понятен широким кругам читателей, не нуждается в дешифровке, исключая какие-либо лингвистические трудности, мешающие его пониманию. Уникальность мастерства Михаил Шолохов в формировании, регулировании в тексте романа в соответствии со своим художественным замыслом разветвленной системы отношений внетекстовой ситуации, внетекстовой реальности, действительности, с одной стороны, и языка, его разнообразных ресурсов, с другой. «Удивительный, образный язык, меткие характеристики людей; как живые, вставали их образы со страниц этой неожиданной рукописи» [2:2], –- вспоминает библиограф издательства «Московский рабочий» Евгения Григорьевна Левицкая, оказавшая помощь молодому автору в опубликовании романа «Тихий Дон».

Произведения М. А. Шолохова, написанные сочным, живым, образным языком, содержащие множество разнообразных языковых средств выразительности (тропов, фразеологических оборотов, символов, стилистических фигур и т. д.), дают богатейший материал для изучения речевого употребления средств языка, в частности, междометий, междометных высказываний.

Междометные высказывания не называют самого чувства, состояния, а лишь указывают на него. Будучи первичным, естественным, удобным способом выражения чувств, состояний, высокой степени эмоционального возбуждения говорящего, такие высказывания характеризуются краткостью, экономностью средств выражения душевных состояний, и в то же время достаточной информативностью, смысловой ёмкостью, выраженностью коммуникативного намерения говорящего, его отношения к ситуации, фактам, экспрессивностью, большой силой воздействия на собеседника, способностью вызвать его ответную реакцию, способностью придать общению непринуждённый, неформальный характер, этим самым повысив его эффективность.

Являясь знаками нерасчленённого мыслительного акта, выражения чувств, душевных состояний, ощущений, эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность, междометные высказывания используются в художественном произведении и как средство создания образа, точно отражают социальные, психологические, речевые особенности говорящих:

Не тарахти! Не понимаю хохлачьего твоего языка, перебивал его Григорий. Ось тоби! Що ж ты, москаль, не понимаешь?; – Вот тебе раз! Неужели, живя здесь, вы не уяснили обстановку?; …Ва! Какой может быть шум, зачим шум?… Вас смущает вот этот казак, он – большевик, а вы идёте за ним! Ва!.

Михаил Александрович Шолохов использует их:

  1. с целью выражения эмоциональных состояний:

а) радости: –…Казаки прямо бесются: «Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-ра-а-а-а!»; Громом лопнул в задних рядах смех… – Погодите! – Охо-ха-ха-ха!.. – Ох, сме-е-ертынь-ка!.. – Гык-гык-гы-ы-ык!.. – Авдеич, кобель лысый, ох-охо!.. Дед Сашка, накинув зипун, вышел во двор. – Отцы святители! Гришка! Откуда тя холера взяла? Вот так гость!; – Казака с девкой подарила сноха. Вот сноха так сноха! Господи, бож-же мой! За такую-то милость чем я ей, душеньке, отхвитаю?; – Счастливый ноне год, накладистый! Кругом двоится. Теперича приплоду у нас… ого-го!;

б) испуга, тревоги: – Господи, как же я?.. А?.. Так-то скорочко… Ну, что я?..; Заходи в хату. – Ох, нет!..; Батя! Батянюшка! Ой, ма-а-ама! Гриша наш!.. Ох! Ох! Гришу… убили!;

в) страха, ужаса: – А-я-яй!.. А-а-яй, правь!.. горланил, бегая по берегу, украинец…; – О-о-о-о! Черви! Мама стара… А я и не видал! Вот так обед; …Он полз, вобрав голову в плечи, кричал, будто не разжимая трупно почерневших губ: А-и-и-и-и! А-и-и-и-и! А-и-и-и-и!.. За ним на тоненьком лоскутке кожи на опалённой штанине поперёк волочилась оторванная у бедра нога, второй не было… … Братцы!.. Что ж вы гляди-те-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. ;

2) с целью выражения эмоционально-волевых отношений – отношений, сопровождаемых большим чувством, противопоставленных интеллектуальному, логически выверенному, чёткому способу оценивания факта:

а) одобрения, восхищения: – Бож-ж-же мой! Честь-то Гришке какая!.. Весь хутор об нём готарит…; – О! У них, брат, радость. Не слыхал? Сынок Мирона Григорича с фронта пришёл…;

б) неодобрения, осуждения: –…Эх ты, а ишо лекарь, лошадей пользуешь, святое слово знаешь…; Наворошили делов!.. Ну и ну!.. Как теперича жить!..; … Вам нарочно очки втирают, покеда ихнее войско подойдёт… А-а-а-а-э-эх вы, казаки! Юбошники вы!; Достукались, мать те чёрт!;

в) удивления, недоумения: – Ах, вон как. Ну что ж, устроим и её чёрной стряпухой; Григорий растерялся, увидев в окно отца. – Вот так ну!.. Отец!..; – … Брешешь! Она с свекром, с Пантелеем хромым, спуталась. – Вот что-о-о! Стал быть, Гришка через это и убег из дому?...; – Что за чёрт, не особенно высокий… замурлыкал седой доктор, за руку поворачивая Григория кругом; Я чтой-то ноне робею… Будто в первый раз иду наступать. – Да ну? – удивился Чубатый;

г) сомнения: Степанов? – Твой. – Ой ли? – Посчитай сам…; – Ой ли? А не брешешь ты, Митрич?;

д) несогласия, возражения: Ленин-то? Русский. – Хо?! – Верно, русский. – Нет, браток! Ты, видать, плохо об нем знаешь…; …Ты у дитя отца хочешь взять? Ого! Чего ж ты раньше не шла? Ну, чего не шла?;

е) предупреждения, предостережения, угрозы: – Ох, Наташка, примечаю я… … Не сдобруешь ты, гляжу… замуж надо; Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся. – Но-но, ты у меня помалкивай!; – Но-нно! – угрожающе крикнул урядник, подбегая к Григорию; – Благодари бога, что живой останешься… Моя бы власть – я бы тебе, хамлюга… у-у-у, падаль!;

ж) иронии: Омманет, язви его! – хохотал Бурдин…; – Тю, брат, разуй гляделки, там огню, как у доброй бабы!;

з) сожаления, досады: Гришка наш, эх!.. – Старик горько закрутил головой. Подковал он нас, стервец… Как ладно зажили было-к…; Добра не жди, с церкви к мертвецам слетает. – Ох, милостивец, Микола-угодник…; – Эх ты, черничка! …; Господин козак! Господин козак! Ах, бож-ж-же ж мой!; …За что вы сцепились? – Э, брат… потом…; Ну, как ты, Иван Алексеевич? – Эх, об чём речь-то! – Вот и я так. С четырнадцатого не вылазию из окопов;

и) гнева: – Ах ты, нечистый дух!.. Подслухал, вражина!..; …Мы нажили и живём не хуже людей, мать их черт, нехай и они наживут себе!..; – …Чёрт! Сдурела!.. Пусти!; Баба! – визгливо закричал Пантелей Прокофьевич, измываясь над собственной бородой. – Климовна-курва! Ах ты бо-ж-же мой!.. А? Запорю с…!; …Откель ты очутился тут? Говори же, ёж тебя наколи!; – …Ну и чёрт с вами!; – Что вы? Что вы?! Помилуйте!.. Я сейчас же прикажу вновь выбелить стену. Черт знает что!.. Простите… такое нелепое просшествие…;

3) с целью выражения требования, повеления:

а) призыва: – Эй ты! – крикнул он вслед уходившему казаку. Вернись!; – Эй, сват, постой-ка!; – Э-гей!! Гри-го-ри-ий! – издалека приглушённый отцов голос;

б) побуждения к действию: – Ну-ну? – подбадривала Наталья…; – Откуда? – С фронта. – Ну? – Видишь вот…; …Понятой, ну-ка!; – Цыц ты!; – Цы-ы-ыц, поганец…! Пошёл!; –- Цыцте!; – …Брысь ты, нечистая сила! Чтоб ты…;

в) приказа, команды: –- Шагом – марш!; –- Равнение на-пра-во, ша-а-гом… Арш!

Подобного рода высказывания автор сопровождает точными описаниями просодических средств (интонации, соответствующей тембровой окраски), жесто-мимического сопровождения и т. п.: …Немец, разрывая на груди тёмно-синий мундир, запрокидываясь назад, испуганно-удивлённо ахнул: –- Майн гот!; Толчок на секунду пробудил старика. Пантелей Прокофьевич приподнял голову, крикнул сипло: – Но, дьявол!.. – и улегся снова… «Ночь…» – туманно сообразил Пантелей Прокофьевич и ожесточенно дернул вожжи: – Но, но-о!.. Вот я тебе, хреновина старая! Кобыла затрусила рысью…

Междометные высказывания являются великолепным средством описания русского, казачьего дискурса, изображения национального колорита, разговорных традиций, обычаев, конкретной речевой ситуации: –- Помолчи хучь трошки, Христан. –- Господи божа, да ить, стал быть, любопытственно!..; –- Ой, боже ж мий! Та на шо ж воны вам нужны?; –- Лихоманка вас бери! –- ругалась Ильинична, уже в полночь выпроваживая гостей. –- Вон на баз ступайте, там и дышите, трубокуры!..; –- Эй, Степа, заблудил? – крикнул, равняясь, Аникушка. –- Заблудил, мать его черт!..; –- Я тебя, узду твою мать, научу, как сиротскую животину давить!..; –- Турка проклятый! – с живостью отозвалась Озерова. –- С…, сто чертов твоей матери! –- повысил басок Пантелей Прокофьевич; Ткнувшись о тачанку, он повернулся к конвойным, закричал выдохшимся, лающим голосом: –- Руби-и-и их… такую мать!! Всех! Нету пленных… в кровину, в сердце!!; –- Люди вы али черти? Что ж вы молчите, такую вашу мать. За ваши права и кровь проливаешь, а они в упор тебя не видют!..; –- Вы что? В постучалочку играете?! Распротак вашу мать!.. Гру-зи… Именем революции приказываю немедленно подчиниться!..

Будучи приметой разговорно-бытового стиля речи, высказывания междометного характера отражают особенности живой народной речи, повышают диалогичность текста романа, усиливают личностное начало, индивидуализируют речь персонажей, передают их большое душевное волнение, переживания. «Когда я читаю Шолохова, то у меня невольно возникает желание приподнять с бумаги каждое слово и заглянуть, что за чудодейственная сила таится в нём? Почему в шолоховской строке каждое слово бьётся, как кровь в жилах?» –- признавался Ч. Айтматов [1:24].

В романе М. А. Шолохова представлено многообразие коммуникативных ситуаций употребления междометных высказываний, при которых прямая номинация душевного состояния, переживания, оценки происходящего в ситуациях большого эмоционального напряжения героев была бы менее достоверна и правдоподобна. Алексей Николаевич Толстой отмечал, что «Тихий Дон» «по языку, сердечности, человечности, пластичности –- произведение общерусское, национальное, народное» [3:11]. Талантливейший художник слова, М.А. Шолохов мастерски пользуясь огромным богатством русского языка, избирает самые точные, яркие из них.

Литература

1. Имран Касумов. Суть времени / Имран Касумов. Высокое назначение. М.: Советский писатель, 1973.

2. Павловец М.Г., Павловец Т.В. История создания «Тихого Дона» / М.А. Шолохов // Тихий Дон. Основное содержание. Сочинения. – М.: Дрофа, 2003.

3. Слово о Шолохове. – М., 1973.

4. Шолохов М. А. Тихий Дон / М.А. Шолохов. Тихий Дон. Роман в 4-х книгах. – М.: Художественная литература, 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. И. Рябкова междометные высказывания iconТема: «Виды предложений по цели высказывания»
Изучить основные характеристики предложений, различных по цели высказывания. Проанализировать интонационное оформление различных...
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconПриложение 1 Цель работы над темой
Умение понимать высказывания; передавать информацию в связных аргументированных высказывания
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconОпросник школьного климата (С. О. Петрова, Е. М. Щебланова) Инструкция
Инструкция: Вам будут предъявлены высказывания о ситуациях, с которыми Вы каждый день сталкиваетесь в своем классе. Пожалуйста, дайте...
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconСанкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики
Рябкова Н. И., кандидат филологических наук — раздел 2; в разделе 1: 3 — 6; в 8: зад. 152
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconКак вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Задание ученикам. Прочитать высказывания, определить их смысл. На какие группы можно разделить эти высказывания
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconУрок математики в 1 классе
Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconКонспект открытого урока информатики в 1 классе
Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconРешение. У нас есть два высказывания Фрекен Бок. Возможны четыре...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconКонспект урока. Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки...
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Встреча заместителя Министра иностранных дел России С. А. Рябкова с Послом Дании в России Т. Рисдалем Йенсеном
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconТребования к устному высказыванию
Реферат жанр письменного высказывания. Защита реферата подчиняется законам устного высказывания. К защите нужно готовиться специально...
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconКонспект урока урок по теме: «Грибы» (Тема урока) фио (полностью) Фирсова Ольга Станиславовна
Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconРеферат по математике
Думаю, многие хотя бы раз в жизни слышали подобные высказывания: «Все числа равны» или «два равно трём». Таких примеров может быть...
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconКлассный час «Олимпийский урок» Цель: воспитывать уважительное отношение...
Классный час начался с прочтения высказывания «прородителя» Олимпийских игр Пьера де Кубертена
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Буквы, обозначающие высказывания (А, В, ), можно рассматривать как имена логических переменных, так как ими можно заменить любые...
Н. И. Рябкова междометные высказывания iconОглавление
Высказывания о несостоятельности экономической науки политических деятелей и некоторых учёных-экономистов 33


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск