Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная





НазваниеЛиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная
страница1/3
Дата публикации16.09.2013
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3



Лиханова Марина Львовна

27.08.60

Высшая квалификационная

категория. Награждена Почетными грамотами Департамента образования, грамотами УО администрации г. Тулы.

Учитель русского языка и литературы.

Хобби: семья, дачные заботы, чтение.

За многолетний труд воспитала сотни учеников, которые благодарны ей за знания, за доброту. Среди ее учеников предприниматели, системные администраторы, военнослужащие, прокуроры.

Наставник детских душ

Если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой – доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким.

Наш классный руководитель – Лиханова Марина Львовна считает, что воспитание красотой – основа добра, которое открывает ребенку большой и прекрасный мир.

Для нас, выпускников, уроки нашего учителя литературы и классного руководителя – источник духовного совершенствования. Как великолепно она знает русскую и зарубежную литературу, историю нашего народа! На ее уроках невольно задерживаешь дыхание, чтобы не пропустить ни одного слова, потому что у этих уроков великая цель: выработать у нас убеждение, что зло – уродливо, добро – прекрасно. Ни один урок Марины Львовны не повторяет другой, проходят они в обстановке непринужденности и взаимопонимания. Мы любим свободно выражать свои мысль, чувства, а наш учитель всячески это поощряет в нас. А иногда наш класс вдруг затихает. В чем дело? Это на доске появился большой восклицательный знак. Значит, что-то мы делаем не так, что-то в нашем поведении не нравится любимому учителю.

Марина Львовна отличается какой-то особенной жизнерадостностью, умением видеть прекрасное и учит видеть и понимать это нас. «Окружающий мир прекрасен»- говорит нам учитель и призывает посмотреть вокруг, ценить и беречь великое духовное богатство, которое нам досталось от наших предков. Ни у одного народа в мире нет такой богатой и удивительной истории, душевной красоты и богатства, как у нашего народа - так считает наш учитель, а теперь и мы.

Незабываемы для нас «этические пятиминутки» прожитого дня, когда каждый может высказать в адрес любого члена коллектива критические замечания и пожелания. Этим «пятиминуткам» предшествует большая работа по этике общения на уроках этической грамматики. Поэтому все, что звучит по «свободному микрофону», не является источником обиды на товарищей.

Неизменный помощник на наших уроках – игры, конкурсы, соревнования. Мы вместе с нашим учителем не ждем, пока пособия дойдут до школы, а изготавливаем их сами, с помощью родителей.

(Фрагмент сочинения учеников школ)

Выступление на методическом объединении

учителей русского языка и литературы


Духовно-нравственные

основы семьи.

Семья в русской литературе XIX в.

Учитель: Лиханова М. Л.План.


  1. Вступление. Слово о русской семье.




  1. Нравственные устои русской семьи

а) Духовный подвиг княгини Н. И. Долгорукой
3. Тема семьи в русской литературе

а) «Капитанская дочка» А. С. Пушкина – повесть о русской семье.

б) Пушкинское понятие Дома как ценности человеческого бытия

в) Дом и бездомье в творчестве М. Ю. Лермонтова

г) Нравственные понятия о долге перед семьею в творчестве С. Т. Аксакова

д) Семейный мир в произведениях Л. Н. Толстого
4) Заключение. Тема семьи широко вошла в русскую литературу.


Слово о русской семье

I
Лучшие произведения отечественной литературы, если вдуматься, повествуют не только об отдельных людях, но еще более - о русском народе, о России, о русском соборном житии, о человеке семейном… Все достойные ее герои , живущие в миру, - это всегда добродетельные мужья, верные жены, внимательные и заботливые дети, чтущие своих родителей и покорные их доброй воле.

II

Природные черты заботливости и внимания к старшим отразились в русском быту в памятливом упоминании имени отца, когда, взрослея, приобретая он право и долг отвечать, как полноправный, за дела и наследие своего рода, своей семьи, имя которой (фамилию) он носил с детства. Черты приверженности родной семье впитывал чтущий Бога православный человек с молоком матери и, возмужав, так же естественно, становился он гражданином, достойным сыном своего народа.

Семья лежала в основе удивительной, богатой добрыми традициями русской цивилизации. Это была духовная и житейская общность, в идеалах которой утверждались «совет да любовь»», « одна душа, одно и сердце», «своя семейка - свой простор». Этот счастливый «семейный простор» испокон века был защищен крепко стоящим в создании благопристойного русского человека понятием долга, семейной обязанности, освященный благословением родителей и церковным браком, блюсти святость которого считалось непременным правилом благочестивой жизни. И не было ничего святее для него, чем любовь к Богу и возгорающаяся от нее любовь к ближнему..

а) Именно эти чувства пронесла через всю жизнь княгиня Наталия Борисовна Долгорукая. Она не отказалась от жениха, попавшего в опалу и ссылку, а самоотверженно разделила судьбу его. Приняв свою нелегкую долю, черпает она силы в высоком человеческом чувстве: «…Этому причина - все непорочная любовь, которой я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом… И не тужу, что мой век пропал; но благодарю Бога моего, что он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтобы мне за любовь жизнью своею заплатить…»

На такой любви и стояли тысячи русских семей, опиравшиеся на устремленность русского человека к добру и справедливости, на глубокое чувство долга и сострадания, укрепленного доброю волею, о чем и вспоминает Наталия Долгорукая: «Подумайте , каково мне было! Будучи в 16 лет, ни от кого руку помощи не иметь и не с кем о себе посоветоваться, а надобно и дом, и долг, и честь сохранить, и верность…» Истинно так: русская семья была крепка верою: долгом, честью и верностью…


III
а) «Береги платье снову, а честь с молоду» - наставляет по-отечески герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Андрей Петрович Гринёв своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. И сам он поступает по чести, считая, что сын должен истинно служить, а не проводить армейское время в «удовольствиях петербургской жизни». Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания по существу и определяют судьбу Петра Гринёва. Там, где отступает он от заповеди «чти отца твоего и матерь твою» , от заветов семейной жизни по отношению к житейским правилам, неизбежно сталкивается с неожиданными трудностями, неприятностями и даже рискует головой. Вместе с тем понятие чести-совести становится для него, в конечном счете, основным направлением в словах и поступках. И именно это семейно преподанное понятие станет определяющим всей судьбы героя. Если честь-совесть воспитываются семьёй, то ощущение долга выкристаллизовывается из решений свободной воли и понятия службы. Проявить свободное решение, соответствующее долгу, постоянно стремится Петруша Гринёв, исполняя эту службу и преодолевая искушения и случайности, подстраиваемые чужой волей и вступающие в противоречия с волей отца.

Постепенно прорисовывается в повести Пушкина та истинная иерархия ценностей, которая лежит в основе православных представлений о «мире и человеке». Здесь боголюбие составляет высшую, скрытую от глаз читателей добродетель достойного человека. Служба престолу и отечеству - высокую его гражданскую цель. Почитание родителей и послушание их добрым заветом – благодатную жизненную привычку, направляемую волей отца.

На первых порах Петруша забывает об этом и неоднократно проявляет своеволие, то поддаваясь влиянию разгульного Зурина, пьянствуя и играя на деньги, то, не послушав разумного совета ямщика и повелев ему ехать в предвестии надвигающегося бурана. Не случайно появляется на пути его вожатый, словно посланный самою стихией. И уже не воля отца, а иная воля начинает руководить им в жизни (о чём говорит и символический сон героя).

Ведь согласно истинным (и должным) отношениям, отец - хозяин, господин, наставник, обладающий правом силы и власти, ответствен за судьбу домочадцев. А образ истинной службы (служения) определяет истинное же или ложное положение героя. «Капитанская дочка», справедливо замечено, «есть, прежде всего, роман об ответственности» (И. Бражников). И семейная закваска, данная Петруше (несмотря на его вольную семейную жизнь недоросля), даёт ему возможность, в конце концов, поступать ответственно, в полном согласии с понятием о чести. И всё-таки он оступается не раз. И только Маша всегда остаётся до конца преданной своему положению, чистой и неколебимо приверженной духовным устоям семейного долга. Она исполнена истиной любви, свободна от лжи и лукавства. И только ей поэтому суждено восхождение за высшей милостью – прощением и освобождением героя. «Капитанская дочка» - повесть о русской семье, о её православных устоях и нравственных понятиях.
б) Пушкин весь был устремлен к Дому - его теплу, уюту, его бесконечной ценности в человеческом бытии. Для него обретение Дома – непременное условие «самостоянья человека, залог величия его». Герои Пушкина устремлены к Дому – и навеки проклят Алеко из поэмы «Цыгане»: его, внесшего смерть, казнь, разрушение в мирный дом цыганского племени, «кибитку кочевую», - из дома изгоняют, очищаясь от скверны. И любовь Пушкина в родине – как любовь к родному очагу. Пусть дом этот - Россия - не во всём обустроен справедливо, но это именно Дом: с «парадными залами» старой и новой столиц, с девичьей, где непременно ждёт Арина Родионовна, с «кабинетом» - Михайловским, куда так стремился поэт из Петербурга последние годы. И история Россия воспринималась Пушкиным в её единстве, как история его рода (неслучайно русскую историю в «Моей родословной» воссоздаёт он сквозь призму истории рода Пушкиных).
в) Это мировосприятие принципиально чуждо Лермонтову. Личная судьба Лермонтова с младенчества складывалась так, что Дома у него не было. Ранняя смерть матери, противоестественная разлука с отцом – всё заставляло его чувствовать себя бездомным: этого духовного бездомья не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой.

Эти события внешней жизни усилили, довели до высшего накала то, что было заложено в душе поэта. Да и в николаевской России делалось всё, чтобы в каждом знакомом, даже друге видеть врага - тайного агента. Николай I не допускал никаких дружеских кружков, братской преданности.

Ощущение бездомья, трагедия разрушенного дома оборачивается космичностью Лермонтова: «Мой дом везде, где есть небесный свод».

Тема разрушения Дома – одна из главных философских проблем романа «Герой нашего времени».

Однако вера в то, что нравственные устои семьи защищают человека от бед и невзгод, явно просматривается в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Таков был взгляд русского народа на семейные отношения, и его поддерживает поэт в своей поэме.
г) Нравственные понятия о долге перед семьею и родителями и о сострадании лежит и в основе сюжета поэтической сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Здесь речь идет о купеческой семье. Её глава, вдовец «богатый купец, именитый человек». Нет для него выше семейных уз, привязанностей и долга. Поэтому и «любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны»

Поэтому-то, собираясь в дальнее плавание, отечески наказывает он своим дочерям жить «честно и смирно». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И вот уже, попав в беду, оказывается купец в гостях у неведомого хозяина волшебного чертога и, насладившись его гостеприимством и засыпая, видит прозорливый сон о дочерях своих. Старшие собираются «выйти замуж, не дождавшись благословения отцовского», меньшая же «о женихах и слышать не хочет, покуда не воротится ее родимый батюшка». Так в семейных, родственных чувствах проверяются и раскрываются глубинные черты человеческих характеров. И не случайно младшая дочь после волшебного возвращения отца с несметными богатствами говорит своему родителю: «Мне богатства твои ненадобны, богатство дело наживное, а открой мне свое горе сердечное». В семейном праведном житии, как и в этой сказке, определяются свойственные благочестивому русскому человеку понятия о подлинных богатствах. Эти богатства человеческого духа, дающие радость жертвовать собою для ближнего и душевную стойкость, поднимает человека до истинного счастья. И счастье это приходит только через любовь.

Не за богатство, не за красоту, прельщающую зрение, не за сладкий голос полюбила душою меньшая дочь «зверя лесного, чудо морское». И не притворными слезами плакала, увидев его мертвым. Доброе сердце и доверие, чистота чувств покорили её душу. Свершается сказочное преображение. Чудным принцем оборачивается страшилище, и счастливой семейной доли удостаивается красавица, сумевшая оценить бесценную душу своего благодетеля.
д) Семейный мир в произведениях Л. Н. Толстого предстает иным. Он также трогательно-сокровенен. Кажется, глубокие и искрение чувства вполне свойственны его «семейным» героям. Всё-таки, однако, это иной, добрый, но в чём-то очень светский мир, как бы отставленный от сокровенного Божия участия. И хотя его герои молятся, венчаются, причащаются, в их жизни по преимуществу господствуют мирские волнения и хотения. Они сосредотачиваются на своих эгоистических переживаниях, подчиняются своей чувственности, прислушиваются, прежде всего, к своим желаниям. Когда же в рассуждениях обо всем этом они обращаются к трезвой оценке, - их мысли, как правило, замыкаются на ожидании новых удовольствий, на жажде благополучия. В «Семейном счастье» мирская искренность и добропорядочность не смогли заменить сокровенности духовной связи. И если отношения Маши и Сергея Михайловича «как будто остановились, застыли и не могли сделаться ни хуже, ни лучше», то прежнего умиротворения не было в душе героев.

В другой повести («Детство») наивная непосредственность воспоминаний о прошлом, переданных через детское восприятие, помогает нарисовать удивительно теплую атмосферу дворянской семьи, с ее добрым, благополучным и устроенным бытом. И невольно вырываются у героя слова: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?»

IV
Тема семьи широко вошла в русскую литературу. Вся она, в сущности, живое изображение истории и жизни русских семей. От «Слова о полку Игореве», где « Игорево славное гнездо» символизирует семейную, родовую общность, до романа «Война и мир» Л. Толстого, в котором участвуют семьи Ростовых, Болконских, Трубецких, Курагиных и другие, наконец до шолоховского «Тихого Дона» и далее – вся наша словесность в лучших своих образцах повествует так или иначе о русской семье.

Не обошла ее и стихотворная поэзия. В ней – майковские стихи о матери («Мать») и его «Колыбельная песня» и драматическая повесть в стихах «Машенька». Вспомним картинки семейного быта в поэзии Плещеева («Из жизни», «Бабушка и внучек», воспоминания о детстве (И. Суриков «Детство», «В ночном»).

Чтобы надеяться на счастливое будущее, надлежит знать и понимать прошлое. В русских по духу семьях направляли детей на добрый путь, их учили заповедям Христовым, учили добру и ответственности. Воспитывающая сила русской семьи держалась на традициях повиновения старшим, на авторитете заботливого и любящего отца и усердной матери. Их опыт и достойное поведение были залогом послушания и здорового возрастания наследников. Наше время не нуждается в таком опыте. В его обретении нам помогает великая русская литература.

Используемая литература:
1. Аксаков С. Т. Аленький цветочек/ Сборник «Сказки русских писателей»

2. Журнал «Воспитание школьников». Библиотека журнала. Выпуск 16. I полугодие 2001 г.

3. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. В 3 ч. Часть 1. — М.: Марк, 1994.

4. Пушкин А. С. Капитанская дочка

5. Стихотворения поэтов XIXв./ Сборник стихотворений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconЛиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная
Мбоу «сош №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями» Авиастроительного района г. Казани Республики...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconРешение целых уравнений
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconТема: «Виды треугольников»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconТема урока: «Трапеция и её свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconПрограмма «Управление качеством образования». Волкова Г. С., зам...
Модель управления внедрения фгос и роль Методического совета школы. 2013 г. Волкова Г. С., зам директора по нмр, высшая квалификационная...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы за 2009 2010 учебный год
Варданян Н. А. (высшая квалификационная категория), Якуничева О. В. (первая квалификационная категория), Хренова Е. Ф. и Горшихина...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический стаж и квалификационная категория: 40 лет, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconОбозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconЛ. А. Сидорова директор школы, «Отличник народного просвещения»,...
Л. А. Сидорова – директор школы, «Отличник народного просвещения», высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconУчитель физики и информатики
Дата последней аттестации : 04. 2005г – высшая квалификационная категория (14 разряд)
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconРабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка
Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск