Лиханова Марина Львовна
27.08.60
Высшая квалификационная
категория. Награждена Почетными грамотами Департамента образования, грамотами УО администрации г. Тулы.
Учитель русского языка и литературы.
Хобби: семья, дачные заботы, чтение.
За многолетний труд воспитала сотни учеников, которые благодарны ей за знания, за доброту. Среди ее учеников предприниматели, системные администраторы, военнослужащие, прокуроры.
Наставник детских душ
Если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой – доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким.
Наш классный руководитель – Лиханова Марина Львовна считает, что воспитание красотой – основа добра, которое открывает ребенку большой и прекрасный мир.
Для нас, выпускников, уроки нашего учителя литературы и классного руководителя – источник духовного совершенствования. Как великолепно она знает русскую и зарубежную литературу, историю нашего народа! На ее уроках невольно задерживаешь дыхание, чтобы не пропустить ни одного слова, потому что у этих уроков великая цель: выработать у нас убеждение, что зло – уродливо, добро – прекрасно. Ни один урок Марины Львовны не повторяет другой, проходят они в обстановке непринужденности и взаимопонимания. Мы любим свободно выражать свои мысль, чувства, а наш учитель всячески это поощряет в нас. А иногда наш класс вдруг затихает. В чем дело? Это на доске появился большой восклицательный знак. Значит, что-то мы делаем не так, что-то в нашем поведении не нравится любимому учителю.
Марина Львовна отличается какой-то особенной жизнерадостностью, умением видеть прекрасное и учит видеть и понимать это нас. «Окружающий мир прекрасен»- говорит нам учитель и призывает посмотреть вокруг, ценить и беречь великое духовное богатство, которое нам досталось от наших предков. Ни у одного народа в мире нет такой богатой и удивительной истории, душевной красоты и богатства, как у нашего народа - так считает наш учитель, а теперь и мы.
Незабываемы для нас «этические пятиминутки» прожитого дня, когда каждый может высказать в адрес любого члена коллектива критические замечания и пожелания. Этим «пятиминуткам» предшествует большая работа по этике общения на уроках этической грамматики. Поэтому все, что звучит по «свободному микрофону», не является источником обиды на товарищей.
Неизменный помощник на наших уроках – игры, конкурсы, соревнования. Мы вместе с нашим учителем не ждем, пока пособия дойдут до школы, а изготавливаем их сами, с помощью родителей.
(Фрагмент сочинения учеников школ)
Выступление на методическом объединении
учителей русского языка и литературы
Духовно-нравственные
основы семьи.
Семья в русской литературе XIX в.
Учитель: Лиханова М. Л.План.
Вступление. Слово о русской семье.
Нравственные устои русской семьи
а) Духовный подвиг княгини Н. И. Долгорукой 3. Тема семьи в русской литературе
а) «Капитанская дочка» А. С. Пушкина – повесть о русской семье.
б) Пушкинское понятие Дома как ценности человеческого бытия
в) Дом и бездомье в творчестве М. Ю. Лермонтова
г) Нравственные понятия о долге перед семьею в творчестве С. Т. Аксакова
д) Семейный мир в произведениях Л. Н. Толстого 4) Заключение. Тема семьи широко вошла в русскую литературу.
Слово о русской семье
I Лучшие произведения отечественной литературы, если вдуматься, повествуют не только об отдельных людях, но еще более - о русском народе, о России, о русском соборном житии, о человеке семейном… Все достойные ее герои , живущие в миру, - это всегда добродетельные мужья, верные жены, внимательные и заботливые дети, чтущие своих родителей и покорные их доброй воле.
II
Природные черты заботливости и внимания к старшим отразились в русском быту в памятливом упоминании имени отца, когда, взрослея, приобретая он право и долг отвечать, как полноправный, за дела и наследие своего рода, своей семьи, имя которой (фамилию) он носил с детства. Черты приверженности родной семье впитывал чтущий Бога православный человек с молоком матери и, возмужав, так же естественно, становился он гражданином, достойным сыном своего народа.
Семья лежала в основе удивительной, богатой добрыми традициями русской цивилизации. Это была духовная и житейская общность, в идеалах которой утверждались «совет да любовь»», « одна душа, одно и сердце», «своя семейка - свой простор». Этот счастливый «семейный простор» испокон века был защищен крепко стоящим в создании благопристойного русского человека понятием долга, семейной обязанности, освященный благословением родителей и церковным браком, блюсти святость которого считалось непременным правилом благочестивой жизни. И не было ничего святее для него, чем любовь к Богу и возгорающаяся от нее любовь к ближнему..
а) Именно эти чувства пронесла через всю жизнь княгиня Наталия Борисовна Долгорукая. Она не отказалась от жениха, попавшего в опалу и ссылку, а самоотверженно разделила судьбу его. Приняв свою нелегкую долю, черпает она силы в высоком человеческом чувстве: «…Этому причина - все непорочная любовь, которой я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом… И не тужу, что мой век пропал; но благодарю Бога моего, что он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтобы мне за любовь жизнью своею заплатить…»
На такой любви и стояли тысячи русских семей, опиравшиеся на устремленность русского человека к добру и справедливости, на глубокое чувство долга и сострадания, укрепленного доброю волею, о чем и вспоминает Наталия Долгорукая: «Подумайте , каково мне было! Будучи в 16 лет, ни от кого руку помощи не иметь и не с кем о себе посоветоваться, а надобно и дом, и долг, и честь сохранить, и верность…» Истинно так: русская семья была крепка верою: долгом, честью и верностью…
III а) «Береги платье снову, а честь с молоду» - наставляет по-отечески герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Андрей Петрович Гринёв своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. И сам он поступает по чести, считая, что сын должен истинно служить, а не проводить армейское время в «удовольствиях петербургской жизни». Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания по существу и определяют судьбу Петра Гринёва. Там, где отступает он от заповеди «чти отца твоего и матерь твою» , от заветов семейной жизни по отношению к житейским правилам, неизбежно сталкивается с неожиданными трудностями, неприятностями и даже рискует головой. Вместе с тем понятие чести-совести становится для него, в конечном счете, основным направлением в словах и поступках. И именно это семейно преподанное понятие станет определяющим всей судьбы героя. Если честь-совесть воспитываются семьёй, то ощущение долга выкристаллизовывается из решений свободной воли и понятия службы. Проявить свободное решение, соответствующее долгу, постоянно стремится Петруша Гринёв, исполняя эту службу и преодолевая искушения и случайности, подстраиваемые чужой волей и вступающие в противоречия с волей отца.
Постепенно прорисовывается в повести Пушкина та истинная иерархия ценностей, которая лежит в основе православных представлений о «мире и человеке». Здесь боголюбие составляет высшую, скрытую от глаз читателей добродетель достойного человека. Служба престолу и отечеству - высокую его гражданскую цель. Почитание родителей и послушание их добрым заветом – благодатную жизненную привычку, направляемую волей отца.
На первых порах Петруша забывает об этом и неоднократно проявляет своеволие, то поддаваясь влиянию разгульного Зурина, пьянствуя и играя на деньги, то, не послушав разумного совета ямщика и повелев ему ехать в предвестии надвигающегося бурана. Не случайно появляется на пути его вожатый, словно посланный самою стихией. И уже не воля отца, а иная воля начинает руководить им в жизни (о чём говорит и символический сон героя).
Ведь согласно истинным (и должным) отношениям, отец - хозяин, господин, наставник, обладающий правом силы и власти, ответствен за судьбу домочадцев. А образ истинной службы (служения) определяет истинное же или ложное положение героя. «Капитанская дочка», справедливо замечено, «есть, прежде всего, роман об ответственности» (И. Бражников). И семейная закваска, данная Петруше (несмотря на его вольную семейную жизнь недоросля), даёт ему возможность, в конце концов, поступать ответственно, в полном согласии с понятием о чести. И всё-таки он оступается не раз. И только Маша всегда остаётся до конца преданной своему положению, чистой и неколебимо приверженной духовным устоям семейного долга. Она исполнена истиной любви, свободна от лжи и лукавства. И только ей поэтому суждено восхождение за высшей милостью – прощением и освобождением героя. «Капитанская дочка» - повесть о русской семье, о её православных устоях и нравственных понятиях. б) Пушкин весь был устремлен к Дому - его теплу, уюту, его бесконечной ценности в человеческом бытии. Для него обретение Дома – непременное условие «самостоянья человека, залог величия его». Герои Пушкина устремлены к Дому – и навеки проклят Алеко из поэмы «Цыгане»: его, внесшего смерть, казнь, разрушение в мирный дом цыганского племени, «кибитку кочевую», - из дома изгоняют, очищаясь от скверны. И любовь Пушкина в родине – как любовь к родному очагу. Пусть дом этот - Россия - не во всём обустроен справедливо, но это именно Дом: с «парадными залами» старой и новой столиц, с девичьей, где непременно ждёт Арина Родионовна, с «кабинетом» - Михайловским, куда так стремился поэт из Петербурга последние годы. И история Россия воспринималась Пушкиным в её единстве, как история его рода (неслучайно русскую историю в «Моей родословной» воссоздаёт он сквозь призму истории рода Пушкиных). в) Это мировосприятие принципиально чуждо Лермонтову. Личная судьба Лермонтова с младенчества складывалась так, что Дома у него не было. Ранняя смерть матери, противоестественная разлука с отцом – всё заставляло его чувствовать себя бездомным: этого духовного бездомья не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой.
Эти события внешней жизни усилили, довели до высшего накала то, что было заложено в душе поэта. Да и в николаевской России делалось всё, чтобы в каждом знакомом, даже друге видеть врага - тайного агента. Николай I не допускал никаких дружеских кружков, братской преданности.
Ощущение бездомья, трагедия разрушенного дома оборачивается космичностью Лермонтова: «Мой дом везде, где есть небесный свод».
Тема разрушения Дома – одна из главных философских проблем романа «Герой нашего времени».
Однако вера в то, что нравственные устои семьи защищают человека от бед и невзгод, явно просматривается в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Таков был взгляд русского народа на семейные отношения, и его поддерживает поэт в своей поэме. г) Нравственные понятия о долге перед семьею и родителями и о сострадании лежит и в основе сюжета поэтической сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Здесь речь идет о купеческой семье. Её глава, вдовец «богатый купец, именитый человек». Нет для него выше семейных уз, привязанностей и долга. Поэтому и «любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны»
Поэтому-то, собираясь в дальнее плавание, отечески наказывает он своим дочерям жить «честно и смирно». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И вот уже, попав в беду, оказывается купец в гостях у неведомого хозяина волшебного чертога и, насладившись его гостеприимством и засыпая, видит прозорливый сон о дочерях своих. Старшие собираются «выйти замуж, не дождавшись благословения отцовского», меньшая же «о женихах и слышать не хочет, покуда не воротится ее родимый батюшка». Так в семейных, родственных чувствах проверяются и раскрываются глубинные черты человеческих характеров. И не случайно младшая дочь после волшебного возвращения отца с несметными богатствами говорит своему родителю: «Мне богатства твои ненадобны, богатство дело наживное, а открой мне свое горе сердечное». В семейном праведном житии, как и в этой сказке, определяются свойственные благочестивому русскому человеку понятия о подлинных богатствах. Эти богатства человеческого духа, дающие радость жертвовать собою для ближнего и душевную стойкость, поднимает человека до истинного счастья. И счастье это приходит только через любовь.
Не за богатство, не за красоту, прельщающую зрение, не за сладкий голос полюбила душою меньшая дочь «зверя лесного, чудо морское». И не притворными слезами плакала, увидев его мертвым. Доброе сердце и доверие, чистота чувств покорили её душу. Свершается сказочное преображение. Чудным принцем оборачивается страшилище, и счастливой семейной доли удостаивается красавица, сумевшая оценить бесценную душу своего благодетеля. д) Семейный мир в произведениях Л. Н. Толстого предстает иным. Он также трогательно-сокровенен. Кажется, глубокие и искрение чувства вполне свойственны его «семейным» героям. Всё-таки, однако, это иной, добрый, но в чём-то очень светский мир, как бы отставленный от сокровенного Божия участия. И хотя его герои молятся, венчаются, причащаются, в их жизни по преимуществу господствуют мирские волнения и хотения. Они сосредотачиваются на своих эгоистических переживаниях, подчиняются своей чувственности, прислушиваются, прежде всего, к своим желаниям. Когда же в рассуждениях обо всем этом они обращаются к трезвой оценке, - их мысли, как правило, замыкаются на ожидании новых удовольствий, на жажде благополучия. В «Семейном счастье» мирская искренность и добропорядочность не смогли заменить сокровенности духовной связи. И если отношения Маши и Сергея Михайловича «как будто остановились, застыли и не могли сделаться ни хуже, ни лучше», то прежнего умиротворения не было в душе героев.
В другой повести («Детство») наивная непосредственность воспоминаний о прошлом, переданных через детское восприятие, помогает нарисовать удивительно теплую атмосферу дворянской семьи, с ее добрым, благополучным и устроенным бытом. И невольно вырываются у героя слова: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?»
IV Тема семьи широко вошла в русскую литературу. Вся она, в сущности, живое изображение истории и жизни русских семей. От «Слова о полку Игореве», где « Игорево славное гнездо» символизирует семейную, родовую общность, до романа «Война и мир» Л. Толстого, в котором участвуют семьи Ростовых, Болконских, Трубецких, Курагиных и другие, наконец до шолоховского «Тихого Дона» и далее – вся наша словесность в лучших своих образцах повествует так или иначе о русской семье.
Не обошла ее и стихотворная поэзия. В ней – майковские стихи о матери («Мать») и его «Колыбельная песня» и драматическая повесть в стихах «Машенька». Вспомним картинки семейного быта в поэзии Плещеева («Из жизни», «Бабушка и внучек», воспоминания о детстве (И. Суриков «Детство», «В ночном»).
Чтобы надеяться на счастливое будущее, надлежит знать и понимать прошлое. В русских по духу семьях направляли детей на добрый путь, их учили заповедям Христовым, учили добру и ответственности. Воспитывающая сила русской семьи держалась на традициях повиновения старшим, на авторитете заботливого и любящего отца и усердной матери. Их опыт и достойное поведение были залогом послушания и здорового возрастания наследников. Наше время не нуждается в таком опыте. В его обретении нам помогает великая русская литература.
Используемая литература: 1. Аксаков С. Т. Аленький цветочек/ Сборник «Сказки русских писателей»
2. Журнал «Воспитание школьников». Библиотека журнала. Выпуск 16. I полугодие 2001 г.
3. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. В 3 ч. Часть 1. — М.: Марк, 1994.
4. Пушкин А. С. Капитанская дочка
5. Стихотворения поэтов XIXв./ Сборник стихотворений.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре
10 класс (базовый уровень)
автор-составитель:
Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г.с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень рабочей программы – базовый.
Количество недельных часов – 1 ч.
Количество часов в год – 35 ч.
Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей:
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ. Основные разделы программы
1.Художественная культура Древнего и средневекового Востока 10
2.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции 14
3.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.) 10
4.Итоговое повторение
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2) Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.
Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2) Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама.
Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2) Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография.
Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2) Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Японская поэзия танка; икебана, чайная церемония,
Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2) «Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фиордуси, Низами, Саади ,Омар Хаям.
Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2) Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура.
Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2) Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.
Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2) Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов.
Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2) Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.
Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2) Художественная культура Франции.
Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2) Художественная культура Италии и Франции XVII в.
Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2) «Венская классическая школа»
Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2) Музыкальное искусство и литература Киевской Руси
Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2) Новгородская живопись и музыкальное искусство.
Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2) Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.
Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2) Музыка и изобразительное искусство XVII в.
Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (1)
Итоговое повторение (1)
Формы и средства контроля
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.
Перечень учебно-методических средств обучения
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре
11 класс (базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира; воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообра зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога щения при сохранении собственного своеобразия..
На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:
- основные эпохи в художественном развитии человечества;
-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;
-основные стили и направления в мировой художественной культуре;
-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;
- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;
- основные художественные музеи России и мира.
Уметь:
-отличать произведения искусства различных стилей;
- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;
-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;
-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).
Использовать приобретённые знания и умения в жизни. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамского, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.
Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, А. Маяковского, A. Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное объединение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.
Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стайнбека, Э. Хеменгуэйя. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, И. И. Машкова, М. В. Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А. А.Пластова, П. Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:
Тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе), участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС Учебник – Грамматика. Текст. Стили речи.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. 2011.
Количество часов - 105
Контрольные работы:
- контрольные работы -3 - изложения -3 сочинения- 2 -диктант-1
Развитие речи -
Региональный компонент - 10
№
| Тема урока
| Подготовка к ЕГЭ
| Проверочные и творческие работы
| Региональный компонент
| Контрольные работы
| Домашнее задание
| 1
| Интонация, её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.
|
|
|
|
| С.102
Упр.208
| 2
| Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение.
|
| Пров.работа. «Сочинская ОЛИМПИАДА»
|
|
| Упр.209-211
| 3
| Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
| Задания ЕГЭ
|
| Работа с текстом о Дне города
|
| Упр.224
| 4
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.227
| 5
| Именительный и творительный падежи в сказуемом.
|
|
|
|
| Упр.230
| 6
| Тире между подлежащим и сказуемым.
| таблица
|
|
|
| Упр.235
| 7
| Разбор заданий ЕГЭ.
| Задания ЕГЭ
| тест
|
|
| Тест 1
| 8
| Управление при словах, близких по значению.
|
|
|
|
| Упр.212-216
| 9
| Синтаксис. Словосочетание.
| таблица
|
|
|
| Упр.238
| 10
| Разбор заданий ЕГЭ.
| Задания ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.239
| 11
| Контрольная работа «Словосочетание. Главные члены предложения».
|
|
|
| К/работа-1
| Упр.240
| 12
| Однородные члены предложения.
| таблица
|
|
|
| Упр.236
| 13
| Знаки препинания при однородных членах предложения.
|
| моделирование
|
|
| Подобрать текст
| 14
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Тест2
| 15
| Однородные и неоднородные определения.
|
|
|
|
| Упр.247
| 16
| Тест «Однородные члены предложения».
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.247
| 17
| Обособленные определения.
|
|
|
|
| Упр.245,246
| 18
| Разбор заданий ЕГЭ.
| Задания ЕГЭ
|
|
|
| Тест 3
| 19
| Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточных определительных
| Задания ЕГЭ
| практикум
| Из тульской прессы
|
| Упр.250-1ч.
| 20
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| Упр.250-2
| 21
| Тест «Обособленные определения».
|
| тест
|
|
| Упр.251
| 22
| Обособление одиночных и распространенных приложений.
| Таблица
|
|
|
| Упр.261-1.2
| 23
| Дефис в приложениях.
| таблица
|
|
|
| Упр.2613-10
| 24
| Обособление приложений. Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
| Текст Успенского
|
| упр.243
| 25
| Обособление обстоятельств.
| таблица
|
|
|
| Подбор текстов
| 26
| Уточняющие члены предложения.
| таблица
|
|
|
| Анализ текстов
| 27
| Обособление дополнений.
| таблица
|
|
|
| Упр.262
| 28
| Проверочная работа «Обособленные члены предложения».
|
| Пров. работа
|
|
| Упр.264
| 29
| Пунктуация при вводных словах.
|
| практикум
|
|
| Упр.244
| 30
| Пунктуация при вводных предложениях и вводных конструкциях.
|
|
| Оборона Тулы
|
| Упр.244-2
| 31
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| Тест 4
| 32
| Пунктуация при обращениях.
| ЕГЭ
|
|
|
| Упр.237
| 33
| Слова-предложения. Междометия в речи.
|
|
|
|
| Упр.379
| 34
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
| практикум
| Музей оружия
|
| Тест 5
| 35
| Тест «Вводные слова и предложения. Обращения».
|
| тест
|
|
| Упр.383
| 36
| Порядок слов в предложении.
| ЕГЭ
| практикум
|
|
| Упр.346
| 37
| Контрольная работа «Синтаксис и пунктуация простого предложения».
|
|
|
| К/работа-2
| Подбор текстов
| 38
| Изложение с элементами сочинения.
|
|
|
| Изложение-1
| Упр.311
| 39
| Написание изложения.
|
|
|
|
|
| 40
| Особенности публицистического стиля.
|
| семинар
|
|
| Упр.385
| 41
| Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
| таблица
| Анализ текстов
| История Тул.края
|
| Упр.398
| 42
| Жанры публицистического стиля. Путевой очерк. Портретный очерк.
|
| Анализ текстов
|
|
| Упр.407
| 43
| Проблемный очерк.
|
|
|
|
| Подг.соч.
| 44
| Сочинение в публицистическом стиле(ЕГЭ)
| Соч-ЕГЭ
|
|
| Сочинение-1
| Упр.411
| 45
| Анализ сочинений.
| ЕГЭ
|
| Куликово пол
|
| Упр.412
| 46
| Устное выступление. Доклад. Дискуссия.
|
|
|
|
| доклады
| 47
| Дискуссия «Патриотизм: знак вопроса…».
|
|
|
|
| Анализ те
| 48
| Анализ публицистических текстов.
| ЕГЭ-С
| Анализ текст
|
|
| Упр.417
| 49-50
| Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему.
Написание изложения.
| ЕГЭ-С
|
|
| Изложение-2
| Упр.424
| 51
| Анализ ошибок в изложении.
|
|
|
|
| Упр.241
| 52
| Общая характеристика художественного стиля.
|
| семинар
|
|
|
| 53
| Виды тропов и стилистических фигур.
| Составление таблицы
|
|
|
| тест
| 54
| Разбор заданий в ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| Подбор текстов
| 55
| Анализ лирического произведения.
| ЕГЭ
| Анализ ст-ий
|
|
|
| 56
| Анализ стихотворений тульских поэтов.
|
|
| Тул.поэты
|
| Упр.245
| 57
| Контрольное изложение по тексту художественного стиля.
|
|
|
| К/изложение3
|
| 58
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.247
| 59
| Сочинение-эссе(частьС).
| ЕГЭ
|
|
| Сочинение 2
| тесты
| 60
| Анализ ошибок сочинений.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| тесты
| 61
| Повторение. Виды сложных предложений.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.244
| 62
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| тест
| 63
| Пунктуация в сложносочиненном предложении.
| Подготовка к ЕГЭ
| практикум
|
|
| Упр.243
| 64
| Пунктуация в предложениях с союзом И.
|
|
|
|
| Упр.248
| 65
| Проверочная работа «Знаки препинания в ССП».
|
| Пров.работа
|
|
| Упр.241
| 66
| Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
| 67-68
| Основные группы сложноподчиненных предложений.
| Таблица
|
| Предложения из пр-ий толстого
|
| Упр.237
| 69
| СПП с придаточными определительными.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.242
| 70
| СПП с придаточными изъяснительными.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.239
| 71
| СПП с придаточными обстоятельственными.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.238
| 72
| Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Упр.236
| 73-74
| Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Виды соподчинения.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| Предл.по схемам
| 75
| Контрольный диктант.
|
|
|
| К/диктант 1
| Упр.235
| 76
| Работа над ошибками диктанта.
|
|
|
|
|
| 77
| Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами КАК, ЧТО, ЧЕМ,,,
|
|
| Тульская пресса
|
| Упр.230
| 78
| Бессоюзные сложные предложения.
| таблица
|
|
|
| Упр.227
| 79
| Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
| тест
|
|
| тест
| 80- 81
| Семинар. «Разговорный стиль речи». Лингвистический анализ текста.
| ЕГЭ
| Анализ текста
|
|
| Анализ текстов
| 82
| Фонетика. Графика. Орфография.
| ЕГЭ
|
|
|
| Упр.94,95
| 83
| Фонетика. Орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| тест
| 84
| Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| тест
| 85-86
| Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| тест
| 87
| Тестирование.
| ЕГЭ
| тестирование
|
|
| Упр.94
| 88-89
| Морфемика. Словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ.
| ЕГЭ
|
|
|
| Упр.105-107
| 90
| Тестирование.
| ЕГЭ
| тестирование
|
|
| Упр.452
| 91
| Применение официально-делового стиля речи.
|
| практикум
|
|
| Упр.458
| 92-93
| Работа над текстами части С в ЕГЭ.
| ЕГЭ
| Анализ текстов
|
|
| Д/соч
| 94
| Анализ домашних сочинений.
|
|
|
|
| тест
| 95-96
| Комплексное повторение.
|
| Семинар
практикум
|
|
| тест
| 97
| Контрольная работа.
|
|
|
| К/работа 3
| тест
| 98
| Анализ контрольных работ.
|
|
|
|
| тест
| 99-100
| Работа с тестами.
|
| тестирование
|
|
| тест
| 101-103
| Контрольное тестирование.
| ЕГЭ
|
|
| К/тест 1
| тест
| 104-105
| Итоговый урок.
|
|
|
|
|
| |