Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная





Скачать 451.25 Kb.
НазваниеЛиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная
страница1/2
Дата публикации16.09.2013
Размер451.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2



Лиханова Марина Львовна

27.08.60

Высшая квалификационная

категория. Награждена Почетными грамотами Департамента образования, грамотами УО администрации г. Тулы.

Учитель русского языка и литературы.

Хобби: семья, дачные заботы, чтение.

За многолетний труд воспитала сотни учеников, которые благодарны ей за знания, за доброту. Среди ее учеников предприниматели, системные администраторы, военнослужащие, прокуроры.

Наставник детских душ

Если человек с детства приучен видеть красоту, если в школе его окружает подлинная радость жизни, основа которой – доброта, чуткость и отзывчивость, он не вырастет черствым и жестоким.

Наш классный руководитель – Лиханова Марина Львовна считает, что воспитание красотой – основа добра, которое открывает ребенку большой и прекрасный мир.

Для нас, выпускников, уроки нашего учителя литературы и классного руководителя – источник духовного совершенствования. Как великолепно она знает русскую и зарубежную литературу, историю нашего народа! На ее уроках невольно задерживаешь дыхание, чтобы не пропустить ни одного слова, потому что у этих уроков великая цель: выработать у нас убеждение, что зло – уродливо, добро – прекрасно. Ни один урок Марины Львовны не повторяет другой, проходят они в обстановке непринужденности и взаимопонимания. Мы любим свободно выражать свои мысль, чувства, а наш учитель всячески это поощряет в нас. А иногда наш класс вдруг затихает. В чем дело? Это на доске появился большой восклицательный знак. Значит, что-то мы делаем не так, что-то в нашем поведении не нравится любимому учителю.

Марина Львовна отличается какой-то особенной жизнерадостностью, умением видеть прекрасное и учит видеть и понимать это нас. «Окружающий мир прекрасен»- говорит нам учитель и призывает посмотреть вокруг, ценить и беречь великое духовное богатство, которое нам досталось от наших предков. Ни у одного народа в мире нет такой богатой и удивительной истории, душевной красоты и богатства, как у нашего народа - так считает наш учитель, а теперь и мы.

Незабываемы для нас «этические пятиминутки» прожитого дня, когда каждый может высказать в адрес любого члена коллектива критические замечания и пожелания. Этим «пятиминуткам» предшествует большая работа по этике общения на уроках этической грамматики. Поэтому все, что звучит по «свободному микрофону», не является источником обиды на товарищей.

Неизменный помощник на наших уроках – игры, конкурсы, соревнования. Мы вместе с нашим учителем не ждем, пока пособия дойдут до школы, а изготавливаем их сами, с помощью родителей.

(Фрагмент сочинения учеников школ)

Выступление на методическом объединении

учителей русского языка и литературы


Духовно-нравственные

основы семьи.

Семья в русской литературе XIX в.

Учитель: Лиханова М. Л.План.


  1. Вступление. Слово о русской семье.




  1. Нравственные устои русской семьи

а) Духовный подвиг княгини Н. И. Долгорукой
3. Тема семьи в русской литературе

а) «Капитанская дочка» А. С. Пушкина – повесть о русской семье.

б) Пушкинское понятие Дома как ценности человеческого бытия

в) Дом и бездомье в творчестве М. Ю. Лермонтова

г) Нравственные понятия о долге перед семьею в творчестве С. Т. Аксакова

д) Семейный мир в произведениях Л. Н. Толстого
4) Заключение. Тема семьи широко вошла в русскую литературу.


Слово о русской семье

I
Лучшие произведения отечественной литературы, если вдуматься, повествуют не только об отдельных людях, но еще более - о русском народе, о России, о русском соборном житии, о человеке семейном… Все достойные ее герои , живущие в миру, - это всегда добродетельные мужья, верные жены, внимательные и заботливые дети, чтущие своих родителей и покорные их доброй воле.

II

Природные черты заботливости и внимания к старшим отразились в русском быту в памятливом упоминании имени отца, когда, взрослея, приобретая он право и долг отвечать, как полноправный, за дела и наследие своего рода, своей семьи, имя которой (фамилию) он носил с детства. Черты приверженности родной семье впитывал чтущий Бога православный человек с молоком матери и, возмужав, так же естественно, становился он гражданином, достойным сыном своего народа.

Семья лежала в основе удивительной, богатой добрыми традициями русской цивилизации. Это была духовная и житейская общность, в идеалах которой утверждались «совет да любовь»», « одна душа, одно и сердце», «своя семейка - свой простор». Этот счастливый «семейный простор» испокон века был защищен крепко стоящим в создании благопристойного русского человека понятием долга, семейной обязанности, освященный благословением родителей и церковным браком, блюсти святость которого считалось непременным правилом благочестивой жизни. И не было ничего святее для него, чем любовь к Богу и возгорающаяся от нее любовь к ближнему..

а) Именно эти чувства пронесла через всю жизнь княгиня Наталия Борисовна Долгорукая. Она не отказалась от жениха, попавшего в опалу и ссылку, а самоотверженно разделила судьбу его. Приняв свою нелегкую долю, черпает она силы в высоком человеческом чувстве: «…Этому причина - все непорочная любовь, которой я не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом… И не тужу, что мой век пропал; но благодарю Бога моего, что он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтобы мне за любовь жизнью своею заплатить…»

На такой любви и стояли тысячи русских семей, опиравшиеся на устремленность русского человека к добру и справедливости, на глубокое чувство долга и сострадания, укрепленного доброю волею, о чем и вспоминает Наталия Долгорукая: «Подумайте , каково мне было! Будучи в 16 лет, ни от кого руку помощи не иметь и не с кем о себе посоветоваться, а надобно и дом, и долг, и честь сохранить, и верность…» Истинно так: русская семья была крепка верою: долгом, честью и верностью…


III
а) «Береги платье снову, а честь с молоду» - наставляет по-отечески герой «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Андрей Петрович Гринёв своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. И сам он поступает по чести, считая, что сын должен истинно служить, а не проводить армейское время в «удовольствиях петербургской жизни». Семейно воспринятые качества чести, верности и послушания по существу и определяют судьбу Петра Гринёва. Там, где отступает он от заповеди «чти отца твоего и матерь твою» , от заветов семейной жизни по отношению к житейским правилам, неизбежно сталкивается с неожиданными трудностями, неприятностями и даже рискует головой. Вместе с тем понятие чести-совести становится для него, в конечном счете, основным направлением в словах и поступках. И именно это семейно преподанное понятие станет определяющим всей судьбы героя. Если честь-совесть воспитываются семьёй, то ощущение долга выкристаллизовывается из решений свободной воли и понятия службы. Проявить свободное решение, соответствующее долгу, постоянно стремится Петруша Гринёв, исполняя эту службу и преодолевая искушения и случайности, подстраиваемые чужой волей и вступающие в противоречия с волей отца.

Постепенно прорисовывается в повести Пушкина та истинная иерархия ценностей, которая лежит в основе православных представлений о «мире и человеке». Здесь боголюбие составляет высшую, скрытую от глаз читателей добродетель достойного человека. Служба престолу и отечеству - высокую его гражданскую цель. Почитание родителей и послушание их добрым заветом – благодатную жизненную привычку, направляемую волей отца.

На первых порах Петруша забывает об этом и неоднократно проявляет своеволие, то поддаваясь влиянию разгульного Зурина, пьянствуя и играя на деньги, то, не послушав разумного совета ямщика и повелев ему ехать в предвестии надвигающегося бурана. Не случайно появляется на пути его вожатый, словно посланный самою стихией. И уже не воля отца, а иная воля начинает руководить им в жизни (о чём говорит и символический сон героя).

Ведь согласно истинным (и должным) отношениям, отец - хозяин, господин, наставник, обладающий правом силы и власти, ответствен за судьбу домочадцев. А образ истинной службы (служения) определяет истинное же или ложное положение героя. «Капитанская дочка», справедливо замечено, «есть, прежде всего, роман об ответственности» (И. Бражников). И семейная закваска, данная Петруше (несмотря на его вольную семейную жизнь недоросля), даёт ему возможность, в конце концов, поступать ответственно, в полном согласии с понятием о чести. И всё-таки он оступается не раз. И только Маша всегда остаётся до конца преданной своему положению, чистой и неколебимо приверженной духовным устоям семейного долга. Она исполнена истиной любви, свободна от лжи и лукавства. И только ей поэтому суждено восхождение за высшей милостью – прощением и освобождением героя. «Капитанская дочка» - повесть о русской семье, о её православных устоях и нравственных понятиях.
б) Пушкин весь был устремлен к Дому - его теплу, уюту, его бесконечной ценности в человеческом бытии. Для него обретение Дома – непременное условие «самостоянья человека, залог величия его». Герои Пушкина устремлены к Дому – и навеки проклят Алеко из поэмы «Цыгане»: его, внесшего смерть, казнь, разрушение в мирный дом цыганского племени, «кибитку кочевую», - из дома изгоняют, очищаясь от скверны. И любовь Пушкина в родине – как любовь к родному очагу. Пусть дом этот - Россия - не во всём обустроен справедливо, но это именно Дом: с «парадными залами» старой и новой столиц, с девичьей, где непременно ждёт Арина Родионовна, с «кабинетом» - Михайловским, куда так стремился поэт из Петербурга последние годы. И история Россия воспринималась Пушкиным в её единстве, как история его рода (неслучайно русскую историю в «Моей родословной» воссоздаёт он сквозь призму истории рода Пушкиных).
в) Это мировосприятие принципиально чуждо Лермонтову. Личная судьба Лермонтова с младенчества складывалась так, что Дома у него не было. Ранняя смерть матери, противоестественная разлука с отцом – всё заставляло его чувствовать себя бездомным: этого духовного бездомья не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой.

Эти события внешней жизни усилили, довели до высшего накала то, что было заложено в душе поэта. Да и в николаевской России делалось всё, чтобы в каждом знакомом, даже друге видеть врага - тайного агента. Николай I не допускал никаких дружеских кружков, братской преданности.

Ощущение бездомья, трагедия разрушенного дома оборачивается космичностью Лермонтова: «Мой дом везде, где есть небесный свод».

Тема разрушения Дома – одна из главных философских проблем романа «Герой нашего времени».

Однако вера в то, что нравственные устои семьи защищают человека от бед и невзгод, явно просматривается в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Таков был взгляд русского народа на семейные отношения, и его поддерживает поэт в своей поэме.
г) Нравственные понятия о долге перед семьею и родителями и о сострадании лежит и в основе сюжета поэтической сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Здесь речь идет о купеческой семье. Её глава, вдовец «богатый купец, именитый человек». Нет для него выше семейных уз, привязанностей и долга. Поэтому и «любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны»

Поэтому-то, собираясь в дальнее плавание, отечески наказывает он своим дочерям жить «честно и смирно». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И вот уже, попав в беду, оказывается купец в гостях у неведомого хозяина волшебного чертога и, насладившись его гостеприимством и засыпая, видит прозорливый сон о дочерях своих. Старшие собираются «выйти замуж, не дождавшись благословения отцовского», меньшая же «о женихах и слышать не хочет, покуда не воротится ее родимый батюшка». Так в семейных, родственных чувствах проверяются и раскрываются глубинные черты человеческих характеров. И не случайно младшая дочь после волшебного возвращения отца с несметными богатствами говорит своему родителю: «Мне богатства твои ненадобны, богатство дело наживное, а открой мне свое горе сердечное». В семейном праведном житии, как и в этой сказке, определяются свойственные благочестивому русскому человеку понятия о подлинных богатствах. Эти богатства человеческого духа, дающие радость жертвовать собою для ближнего и душевную стойкость, поднимает человека до истинного счастья. И счастье это приходит только через любовь.

Не за богатство, не за красоту, прельщающую зрение, не за сладкий голос полюбила душою меньшая дочь «зверя лесного, чудо морское». И не притворными слезами плакала, увидев его мертвым. Доброе сердце и доверие, чистота чувств покорили её душу. Свершается сказочное преображение. Чудным принцем оборачивается страшилище, и счастливой семейной доли удостаивается красавица, сумевшая оценить бесценную душу своего благодетеля.
д) Семейный мир в произведениях Л. Н. Толстого предстает иным. Он также трогательно-сокровенен. Кажется, глубокие и искрение чувства вполне свойственны его «семейным» героям. Всё-таки, однако, это иной, добрый, но в чём-то очень светский мир, как бы отставленный от сокровенного Божия участия. И хотя его герои молятся, венчаются, причащаются, в их жизни по преимуществу господствуют мирские волнения и хотения. Они сосредотачиваются на своих эгоистических переживаниях, подчиняются своей чувственности, прислушиваются, прежде всего, к своим желаниям. Когда же в рассуждениях обо всем этом они обращаются к трезвой оценке, - их мысли, как правило, замыкаются на ожидании новых удовольствий, на жажде благополучия. В «Семейном счастье» мирская искренность и добропорядочность не смогли заменить сокровенности духовной связи. И если отношения Маши и Сергея Михайловича «как будто остановились, застыли и не могли сделаться ни хуже, ни лучше», то прежнего умиротворения не было в душе героев.

В другой повести («Детство») наивная непосредственность воспоминаний о прошлом, переданных через детское восприятие, помогает нарисовать удивительно теплую атмосферу дворянской семьи, с ее добрым, благополучным и устроенным бытом. И невольно вырываются у героя слова: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?»

IV
Тема семьи широко вошла в русскую литературу. Вся она, в сущности, живое изображение истории и жизни русских семей. От «Слова о полку Игореве», где « Игорево славное гнездо» символизирует семейную, родовую общность, до романа «Война и мир» Л. Толстого, в котором участвуют семьи Ростовых, Болконских, Трубецких, Курагиных и другие, наконец до шолоховского «Тихого Дона» и далее – вся наша словесность в лучших своих образцах повествует так или иначе о русской семье.

Не обошла ее и стихотворная поэзия. В ней – майковские стихи о матери («Мать») и его «Колыбельная песня» и драматическая повесть в стихах «Машенька». Вспомним картинки семейного быта в поэзии Плещеева («Из жизни», «Бабушка и внучек», воспоминания о детстве (И. Суриков «Детство», «В ночном»).

Чтобы надеяться на счастливое будущее, надлежит знать и понимать прошлое. В русских по духу семьях направляли детей на добрый путь, их учили заповедям Христовым, учили добру и ответственности. Воспитывающая сила русской семьи держалась на традициях повиновения старшим, на авторитете заботливого и любящего отца и усердной матери. Их опыт и достойное поведение были залогом послушания и здорового возрастания наследников. Наше время не нуждается в таком опыте. В его обретении нам помогает великая русская литература.

Используемая литература:
1. Аксаков С. Т. Аленький цветочек/ Сборник «Сказки русских писателей»

2. Журнал «Воспитание школьников». Библиотека журнала. Выпуск 16. I полугодие 2001 г.

3. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. В 3 ч. Часть 1. — М.: Марк, 1994.

4. Пушкин А. С. Капитанская дочка

5. Стихотворения поэтов XIXв./ Сборник стихотворений.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре

10 класс (базовый уровень)

автор-составитель:

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г.с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уровень рабочей программы – базовый.

Количество недельных часов – 1 ч.

Количество часов в год – 35 ч.

Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей:

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Основные разделы программы

1.Художественная культура Древнего и средневекового Востока 10

2.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции 14

3.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.) 10

4.Итоговое повторение

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2) Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.

Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2) Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама.

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2) Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография.

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2) Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Японская поэзия танка; икебана, чайная церемония,

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2) «Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фиордуси, Низами, Саади ,Омар Хаям.

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2) Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура.

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2) Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2) Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2) Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2) Художественная культура Франции.

Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2) Художественная культура Италии и Франции XVII в.

Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2) «Венская классическая школа»

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2) Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2) Новгородская живопись и музыкальное искусство.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2) Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2) Музыка и изобразительное искусство XVII в.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (1)

Итоговое повторение (1)

Формы и средства контроля

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Перечень учебно-методических средств обучения

Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.

Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.

Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре

11 класс (базовый уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Фе дерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Задачи:

повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира; воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;

развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;

формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Программу отличает открытость к художественному многообра зию, обращенность к искусству и художественной культуре нацио нального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освое ние отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообога щения при сохранении собственного своеобразия..

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

- особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

- основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

- показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

- пользоваться искусствоведческими терминами;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

Использовать приобретённые знания и умения в жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.

Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э. Мунка, Г. Тракля, А. Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К. Брюллова, А. Воронихина, П. Федотова, Д. Захарова, И. Мартоса, П. Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М. Мусорского, Бородина, Н. Римского-Корсакова.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В. Перова, И. Крамского, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А. Скрябина, В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта.

Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И. Северянина, А. Маяковского, A. Ахматовой

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В. Серова, Ф. Стравинского. Художественное объединение «Мир искусств».

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф. Кафки. Экзистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.

Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века.

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа.

Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т. Драйзера, Д. Стайнбека, Э. Хеменгуэйя. Американская музыка.

Искусство Латинской Америки. Творчество Р. Кента и А. Сикейроса.

Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, И. И. Машкова, М. В. Нестерова.

Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А. А.Пластова, П. Д. Корина, И. Грабаря, Н. Крымова.

Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В. Попкова. Д. Жилинского, П. Оссовского.

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия. Музыкальное искусство и театр.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:

Тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе), участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.

РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
Учебник – Грамматика. Текст. Стили речи.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. 2011.

Количество часов - 105

Контрольные работы:

- контрольные работы -3 - изложения -3 сочинения- 2 -диктант-1

Развитие речи -

Региональный компонент - 10





Тема урока

Подготовка к ЕГЭ

Проверочные и творческие работы

Региональный компонент

Контрольные работы

Домашнее задание

1

Интонация, её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения.













С.102

Упр.208

2

Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение.




Пров.работа. «Сочинская ОЛИМПИАДА»







Упр.209-211

3

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.


Задания ЕГЭ




Работа с текстом о Дне города




Упр.224

4

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ

тест







Упр.227

5

Именительный и творительный падежи в сказуемом.













Упр.230

6

Тире между подлежащим и сказуемым.

таблица










Упр.235

7

Разбор заданий ЕГЭ.

Задания ЕГЭ

тест







Тест 1

8

Управление при словах, близких по значению.













Упр.212-216

9

Синтаксис. Словосочетание.

таблица










Упр.238

10

Разбор заданий ЕГЭ.

Задания ЕГЭ

тест







Упр.239

11

Контрольная работа «Словосочетание. Главные члены предложения».










К/работа-1

Упр.240

12

Однородные члены предложения.

таблица










Упр.236

13

Знаки препинания при однородных членах предложения.




моделирование







Подобрать текст

14

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ

тест







Тест2

15

Однородные и неоднородные определения.













Упр.247

16

Тест «Однородные члены предложения».

ЕГЭ

тест







Упр.247

17

Обособленные определения.













Упр.245,246

18

Разбор заданий ЕГЭ.

Задания ЕГЭ










Тест 3

19

Синонимика простых предложений с обособленными определениями и придаточных определительных

Задания ЕГЭ

практикум

Из тульской прессы




Упр.250-1ч.

20

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ










Упр.250-2

21

Тест «Обособленные определения».




тест







Упр.251

22

Обособление одиночных и распространенных приложений.

Таблица










Упр.261-1.2

23

Дефис в приложениях.

таблица










Упр.2613-10

24

Обособление приложений. Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ




Текст Успенского




упр.243

25

Обособление обстоятельств.

таблица










Подбор текстов

26

Уточняющие члены предложения.

таблица










Анализ текстов

27

Обособление дополнений.

таблица










Упр.262

28

Проверочная работа «Обособленные члены предложения».




Пров. работа







Упр.264

29

Пунктуация при вводных словах.




практикум







Упр.244

30

Пунктуация при вводных предложениях и вводных конструкциях.







Оборона Тулы




Упр.244-2

31

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ










Тест 4

32

Пунктуация при обращениях.

ЕГЭ










Упр.237

33

Слова-предложения. Междометия в речи.













Упр.379

34

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ

практикум

Музей оружия




Тест 5

35

Тест «Вводные слова и предложения. Обращения».




тест







Упр.383

36

Порядок слов в предложении.

ЕГЭ

практикум







Упр.346

37

Контрольная работа «Синтаксис и пунктуация простого предложения».










К/работа-2

Подбор текстов

38

Изложение с элементами сочинения.










Изложение-1

Упр.311

39

Написание изложения.
















40

Особенности публицистического стиля.




семинар







Упр.385

41

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

таблица

Анализ текстов

История Тул.края




Упр.398

42

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк. Портретный очерк.




Анализ текстов







Упр.407

43

Проблемный очерк.













Подг.соч.

44

Сочинение в публицистическом стиле(ЕГЭ)

Соч-ЕГЭ







Сочинение-1

Упр.411

45

Анализ сочинений.

ЕГЭ




Куликово пол




Упр.412

46

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.













доклады

47

Дискуссия «Патриотизм: знак вопроса…».













Анализ те

48

Анализ публицистических текстов.

ЕГЭ-С

Анализ текст







Упр.417

49-50

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему.

Написание изложения.

ЕГЭ-С







Изложение-2

Упр.424

51

Анализ ошибок в изложении.













Упр.241

52

Общая характеристика художественного стиля.




семинар










53

Виды тропов и стилистических фигур.

Составление таблицы










тест

54

Разбор заданий в ЕГЭ.

ЕГЭ










Подбор текстов

55

Анализ лирического произведения.

ЕГЭ

Анализ ст-ий










56

Анализ стихотворений тульских поэтов.







Тул.поэты




Упр.245

57

Контрольное изложение по тексту художественного стиля.










К/изложение3




58

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ

тест







Упр.247

59

Сочинение-эссе(частьС).

ЕГЭ







Сочинение 2

тесты

60

Анализ ошибок сочинений.

ЕГЭ

тест







тесты

61

Повторение. Виды сложных предложений.

ЕГЭ

тест







Упр.244

62

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ

тест







тест

63

Пунктуация в сложносочиненном предложении.

Подготовка к ЕГЭ

практикум







Упр.243

64

Пунктуация в предложениях с союзом И.













Упр.248

65

Проверочная работа «Знаки препинания в ССП».




Пров.работа







Упр.241

66

Работа над ошибками.
















67-68

Основные группы сложноподчиненных предложений.

Таблица




Предложения из пр-ий толстого




Упр.237

69

СПП с придаточными определительными.

ЕГЭ

тест







Упр.242

70

СПП с придаточными изъяснительными.

ЕГЭ

тест







Упр.239

71

СПП с придаточными обстоятельственными.

ЕГЭ

тест







Упр.238

72

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

ЕГЭ

тест







Упр.236

73-74

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Виды соподчинения.

ЕГЭ

тест







Предл.по схемам

75

Контрольный диктант.










К/диктант 1

Упр.235

76

Работа над ошибками диктанта.
















77

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами КАК, ЧТО, ЧЕМ,,,







Тульская пресса




Упр.230

78

Бессоюзные сложные предложения.

таблица










Упр.227

79

Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ

тест







тест

80- 81

Семинар. «Разговорный стиль речи». Лингвистический анализ текста.

ЕГЭ

Анализ текста







Анализ текстов

82

Фонетика. Графика. Орфография.

ЕГЭ










Упр.94,95

83

Фонетика. Орфоэпия. Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ










тест

84

Лексика и фразеология. Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ










тест

85-86

Морфология и орфография. Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ










тест

87

Тестирование.

ЕГЭ

тестирование







Упр.94

88-89

Морфемика. Словообразование и орфография. Разбор заданий ЕГЭ.

ЕГЭ










Упр.105-107

90

Тестирование.

ЕГЭ

тестирование







Упр.452

91

Применение официально-делового стиля речи.




практикум







Упр.458

92-93

Работа над текстами части С в ЕГЭ.

ЕГЭ

Анализ текстов







Д/соч

94

Анализ домашних сочинений.













тест

95-96

Комплексное повторение.




Семинар

практикум







тест

97

Контрольная работа.










К/работа 3

тест

98

Анализ контрольных работ.













тест

99-100

Работа с тестами.




тестирование







тест

101-103

Контрольное тестирование.

ЕГЭ







К/тест 1

тест

104-105

Итоговый урок.















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconЛиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconКонспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconРешение целых уравнений
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconТема: «Виды треугольников»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconТема урока: «Трапеция и её свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconПрограмма «Управление качеством образования». Волкова Г. С., зам...
Модель управления внедрения фгос и роль Методического совета школы. 2013 г. Волкова Г. С., зам директора по нмр, высшая квалификационная...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы за 2009 2010 учебный год
Варданян Н. А. (высшая квалификационная категория), Якуничева О. В. (первая квалификационная категория), Хренова Е. Ф. и Горшихина...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический стаж и квалификационная категория: 40 лет, высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconОбозначение мягкости согласного звука перед мягким согласным
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данные об учителе: Кислякова Марина Александровна, имеющаяся высшая категория и подтверждаемая высшая категория, моу лицей №41, Устиновского...
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconЛ. А. Сидорова директор школы, «Отличник народного просвещения»,...
Л. А. Сидорова – директор школы, «Отличник народного просвещения», высшая квалификационная категория
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconУчитель физики и информатики
Дата последней аттестации : 04. 2005г – высшая квалификационная категория (14 разряд)
Лиханова Марина Львовна 27. 08. 60 Высшая квалификационная iconРабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка
Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск