Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок





Скачать 83.91 Kb.
НазваниеЛайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок
Дата публикации18.09.2013
Размер83.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 6 классе

разработала и провела учитель русского языка

Лайкова Елена Анатольевна

Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.

Задачи урока:

  1. Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;

  2. Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;

  3. Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;

  4. Повторить навыки различных видов разбора.

Оборудование урока: экран, ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!
Вашему вниманию представлен синквейн- В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В первой строке задана тема стихотворения

Полное Качественное

Указывает Описывает Украшает

Характеризует предмет с разных сторон.

Часть речи.
-О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы “Имя прилагательное”, я хочу пригласить вас на урок грамматики, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.
2.Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки»

(по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существи­тельное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прила­гательное, потому что оно прилагается к глупо­му человеку.

Митрофан. И ведомо.
Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий.

Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.
3 .«Этимологическая страничка»
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».

Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.

Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.

Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

Например:

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет…

Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.

4.. Повторение по теме «Имя прилагательное»

- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи. Я приглашаю вас отправиться в путешествие по удивительной стране « Имя прилагательное» на волшебном паровозике.

Итак, в путь!
- Цель нашего сегодняшнего урока-путешествия - повторение изученного об имени прилагательном
- Так как мы собираемся совершить сказочное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно ответить на вопросы кассира. И вот его вопрос.
- Что же такое имя прилагательное? (ответ детей)

- Давайте проверим, верен ли ваш ответ.
- А теперь откроем тетради, запишем число, классная работа.

- Сейчас вы сможете применить свои знания. И вот первое задание.
- Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.

- Поздравляю, задание выполнено, мы получаем билеты на паровозик, занимаем свои места и…
- Счастливого пути!
- Наше путешествие началось, и на пути первая
Станция «Разрядная»
Стоянка 5 минут. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время и выйдем на перрон.
- Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания.

- Наш паровозик состоит из вагонов: 1, 2 и 3. Получите задание по вагонам (самостоятельно):

Первый вагон. Выпишите в тетрадь качественные имена прилагательные.

Второй вагон. Выпишите относительные имена прилагательные.

Третий вагон. Выпишите притяжательные имена прилагательные.
Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.
Проверь себя!
- Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!

- А вот и следующая
Станция «Сравнительная»
- Кто сможет объяснить, что нужно знать на этой станции?

- Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
- Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:

Сладкий - … - … .

Вежливый - … - … .

Интересный - … - … .

Строгий - … - … .
Сладкий - слаще - сладчайший.

Вежливый - вежливей - вежливейший.

Интересный - интереснее - интереснейший.

Строгий - строже - строжайший
Работа по развитию речи
Исправьте грамматические ошибки:

Мой рисунок более красивее Петиного.

(Мой рисунок более красивый. Мой рисунок красивее Петиного).

Самую интереснейшую сказку написала Алена.

(Самую интересную сказку написала Алена. Интереснейшую сказку написала Алена).

Петин рисунок аккуратен и красивый.

(Петин рисунок аккуратный и красивый. Петин рисунок аккуратен и красив).

- Ну что, поехали дальше. Вот уже видны огни новой станции, название которой я что-то не могу прочесть.
Станция «Неизвестная»
- Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?)
- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(один ученик работает у закрытой доски, остальные – в тетрадях)
(Не)ряшливый вид; (не)вежливый человек; (не)большая, но интересная книга; (не)хороший день, а плохой; (не)приятный разговор; (не)настная погода; (не)лёгкий диктант; река (не)глубока; далеко (не)удачный ответ; (не)обравистый, а пологий берег
(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)
- Да, согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. А вот и оно.
- Да, прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.

Словарная диктовка

(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)
Бледно-лиловый куст, , трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино, русско-английский словарь, общественно полезный труд (н.з.)
- Молодцы! Поехали дальше!
- Что за чудные названия станций! Вот и следующая, посмотрите!

- Все понятно. Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных!

Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться жителям
Станции «Энная»

Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?

(Правило)
Графический диктант
Песчаный, оловянный, стеклянный, шерстяной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный, лимонный, старинный, румяный, юный


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

н

нн

нн

нн

нн

н

н


- Почему слова оловянный, деревянный, стеклянный называют исключениями?
- Ребята, а для остановки на следующей станции нам придётся вспомнить о членах предложения, и, конечно, о том, каким же из них может быть имя прилагательное.
Станция «Синтаксическая»

(работа у доски)
Учитель: Давайте обратимся к отрывку из стихотворения И. А.Бунина «Оттепель».

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом.

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.
- Выполните синтаксический разбор предложения.

- Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
Станция «Морфологическая»
- У вас в тетради записано предложение, которое мы разбирали синтаксически. А теперь нам с вами предстоит другая работа – сделать морфологический разбор прилагательных.
- А теперь – вновь задание по вагонам.

1-й – разбирает холоден

2-й – ясным

3-й – февральский
- Желающий работать у доски делает морфологический разбор любого прилагательного из этих трёх.
Станция «Творческая»

Звучит музыка (А. Вивальди. Времена года «Зима»).

- Послушайте. Опишите музыку (какая она?) , используя имена прилагательные.
Подведение итогов урока
Закончить урок мне хочется напутственным словом от прилагательного:
Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

- Дорогие ребята, наше путешествие подошло к концу! Оцените его.

Подберите по 1 прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.

Урок был…
Выставление оценок
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconКонспект открытого урока в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место в системе уроков: первый урок по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.»
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconТема. Повторение. Космическое путешествие
Обучающая: в игровой форме повторить с учащимися основные сведения по теме «Имя прилагательное» изученное в 5 классе; роль прилагательных...
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconТема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Ребята, сегодня последний урок по теме «Имя существительное», сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconУрок русского языка. Умк «Гармония». 3 класс. Тема: Сравниваем части...
Цель урока: создать условия для усвоения грамотного написания окончаний имён прилагательных
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconПовторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс
Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания об имени прилагательном
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок icon«Доброе утро, Имя Прилагательное!»
Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», обогатить речь новыми словами прилагательными,...
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconТема: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». Цели урока
Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconТема «Имя прилагательное как часть речи»
Орфографическая минутка: Предложение, расположить, прилагать, располагать, приложение, предположительно, прилагательное
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок icon«Имя прилагательное»
Образовательные: дать детям представление о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить...
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconУрока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное н и нн...
«Имя прилагательное н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconУрок русского языка в 4-ом классе. Тема: Склонение имен прилагательных
Познакомить детей со склонениями имен прилагательных. Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»
Лайкова Елена Анатольевна Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Цель урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе (урок №57)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск